Развлечения Олег Табаков, народный артист СССР: «Если составить сборную команду актеров России драматического театра в возрасте от 35 до 55, боюсь, половина из них будут мои ученики»

Олег Табаков, народный артист СССР: «Если составить сборную команду актеров России драматического театра в возрасте от 35 до 55, боюсь, половина из них будут мои ученики»

Не испытывать симпатий к художественному руководителю МХТ имени Чехова и Московского театра-студии «Табакерка», актеру, режиссеру и всенародному любимцу Олегу Табакову просто не возможно. Созданные им образы сопровождают нас с детства – сначала кот Матроскин, потом Сережка в «Чистом небе», Николай Ростов в «Войне и мире» Бондарчука, Шелленберг в «Семнадцати мгновениях весны», «Людовик XIII» в «Д Артаньян и три мушкетера», князь Долгоруков в «Статском советнике»... Список можно продолжать и продолжать. Каждый из нас знает и любит своего Табакова. А он –ради своего зрителя готов на многое, даже рискнуть здоровьем. Чтобы не сорвать гастроли по России, он досрочно покинул больницу, куда его госпитализировали с сердечной аритмией. И мы начали наш разговор с Олегом Павловичем с вопроса о его самочувствии.

Олег Павлович, самый первый вопрос, конечно же, о вашем здоровье. Как вы себя чувствуете?

(К моменту выхода интервью актеру сделали мини-операцию в центре сердечнососудистой хирургии имени Бакулева – прим. ред. )

– Плановое обследование закончилось, затем последует медикаментозное лечение. Ну, а… дальнейшее развитие событий от господа бога зависит, поскольку год моего рождения 35-ый.

Вы прислушиваетесь к советам врачей?

– Я прислушиваюсь, но поступаю так, как считаю нужным.

Как вы выбираете репертуар для гастролей?

– Вы знаете, принцип очень простой: премьеры, которые в городах и весях еще не видел. На гастроли мы едем движимые не только культурологическими мотивами, но и алчностью заработка. Во всяком случае это необходимость, дабы сохранять ту независимость, которой мы обладаем. Например, для последних гастролей мы выбрали пьесу «Женитьба Фигаро» для большой сцены. И два спектакля – «Старший сын» и «Рассказ о счастливой Москве» для малой сцены. Это премьеры, которые мы считаем более интересными, значимыми, уместными.

А если бы не было материального момента, пьесы были бы другие?

– Нет, вы знаете, я вижу, что энтузиазм зрительский, рождающийся в течение спектаклей, окупает известные художественные изъяны, например, «Фигаро».

А какие именно изъяны?

– Я не мазохист, и довольно высокого мнения о себе как о профессионале. Если бы я думал, что предлагаю зрителю что-то не кондиционное, я бы и на гастроли не поехал.

А ваш зритель, какой он?

– Вы знаете, по этому поводу мне вспоминается одна история, которая произошла в городе Тольятти Самарской области несколько лет назад. По просьбам зала я вышел на поклоны после спектакля. В первых рядах сидела маленькая девочка между мамой и папой. Вот дедушка кланяется, она сидела-сидела, не выдержала и как закричит: «Мама! Посмотри, он живой!»

На вашем юбилейном вечере ваши коллеги назвали вас Аль Капоне. Театральная мафия существует?

– Ну-у-у, вы знаете, существует наверное в той степени, что и существует в среде живописцев, композиторов, так сказать, цеховая мафия. А если серьезно, то на вечере, конечно, это сказано в шутку. Зачем это так серьезно рассматривать? Но количеству сцен мне равных нету. Скоро на Гиляровского отстроимся, тогда вообще – ух!!! И вообще, у меня связи, вы ж знаете! (Смеется.)

К некоторым вашим спектаклям костюмы делал историк моды Александр Васильев. Скажите, костюм помогает арстистам?

– Таланливо сделанный костюм помогает. Саша сделал нам дорогие и красивые костюмы. От этого и культура спектаклей – солидная.

Я давно знаю Сашу Васильева. Вспоминается мне такой случай – у меня была приятельница, довольно молодая, которая дружила с Сашей. И вот однажды я ее подвозил к месту явки, так сказать. И он вылезал из дома и вытаскивал для нее такие немыслимые стулья, этажерки… Так что у него, вы знаете, это все было с детства. Его отец – замечательный художник. Я вообще с этим семейством связан. С мамой Саши – актрисой Таней Гулевич – я играл на сцене в первом спектакле официально организованного театра «Современник». Словом, Саша мальчик из хорошей семьи. Он мне невероятные смс-ки присылает!

Олег Павлович, в Ижевске вы провели своего рода кастинг для школьников...

– Не только в Ижевске, но и в других городах. Школа эта (Московская театральная школа Олега Табакова – Прим. ред.) сделана для того, чтобы попытаться на практике отсечь ту приверженность коммерциализации, которой мы заболели довольно давно. И чтобы дать возможность действительно одаренным людям проявить себя. В Омске, Красноярске, Новосибирске и в прочих городах и весях отбираются люди в количестве 120 человек, из расчета пять человек на одно место, привозятся за счет школы в Москву. Сами понимаете, никакие родственники губернатора не пройдут отбор. Если, конечно, они не талантливы.

Олег Табаков родился в 1935 году в семье врачей. Учился в средней школе в Саратове, продолжил образование в Школе-студии МХАТ. Будучу студентом, принял участие в создании театра «Современник», работал в этом театре. Сначала актером, потом директором. Затем покинул этот театр. После стал актером Художественного театра и ректором Школы-студии МХАТ. После смерти Олега Николаевича Ефремова стал заниматься делами Художественного театра. В 1987 году был создан Московский театр-студия под руководством Табакова. Женат дважды. «Безусловно, отстал в этом и от отца моего, и от сына... старшего». Детей четверо, внуков пятеро, младшей дочери 4,5 года

Что должны готовить страшеклассники, чтобы участвовать в таких отборах? Чем можно вас удивить?

– Стихи, прозу и басню... Как всегда, ничего нового.

Как вы распознаете действительно талантливую молодежь?

– Вы знаете, среди моих недостатков есть и способности. Я обладаю способностью довольно объективно и с малым процентом погрешности определять то, что я называю энергоемкостью ребенка, абитуриента. Энергии одного хватит, чтобы покрыть ею это пространство, а энергии другого – хватит на то, чтобы покрыть 10 таких пространств. Тут я не ошибаюсь.

Есть ли среди абитуриентов, такие как, например, Евгений Миронов?

– Есть! Хотя так нельзя говорить, это нехорошо, таких как Евгений Миронов нет.

Обращаются ли к вам с просьбой – посмотреть земляка?

– Нет. У меня уже как-то так... (Задумывается.) У меня клевреты (товарищи – прим. ред.) есть в разных местах, доносят, некоторые рекомендуют своих учеников. Тут понимаете, какая вещь... Ведь уже налицо и в силу возраста, и в силу послужного списка. Если составить сборную команду актеров России драматического театра в возрасте от 35 до 55, такую дрим-тим, как говорят америкосы, то, боюсь, половина из них будут мои ученики. Понимаете, я ведь всем этим занимался и занимаюсь для себя. А когда что-то делаешь для себя, и в стагнирующем капитализме, и в капитализме с нечелоческим лицом, коэффицент полезного действия ну в два-три раза выше, чем когда ты это делаешь для чужого дяди.

Вас не смущает, что не все ваши спектакли демократичны для публики: многие не могут попасть на них и оценить их по достоинству?

– Я не стал бы это обсуждать. С одной стороны, если я начну говорить на эту тему, то это будет выглядеть ханжеством... С другой стороны, к сожалению, товарно-денежные отношения стали все-таки основой взаимоотношений наших людей. Я могу собощить вам, что кроме всего прочего, около 15% спектаклей во МХТе и Большом театре не стоят дороже 250 рублей. Спектакли на так называемой новой сцене (история новой сцены такова: был один богатый человек, царствие ему небесное. Он подарил мне миллион, чтобы я построил себе дом. Я пораскинул, подумал… Таким образом, у МХТ есть третья, новая, сцена на 96 мест) цена билета всегда 250 рублей, что бы ни было. Мы показываем спектакли во дворцах культуры и вузах бесплатно. То есть до какой степени бесплатно? Билеты бесплатные, а местные комитеты оплачивают вывоз технических работников. А в Подвале? (имеется ввиду помещение Московского театра-студии под руководством Олега Табакова, которое находится на цокольном этаже жилого дома вблизи Чистых прудов – прим. ред.) Процентов восемь от наших 130 мест мы точно раздаем бесплатно. Бывает так: приезжают время от времени разные женщины и говорят, вот, мол, как хочется попасть на спектакль, а денег нет. Пускаем. Это нормально. Понимаете, мы крепко стоим на ногах В Подвале уже, по-моему, шестой сезон наполняемость зала 100 процентов.

У вас еще есть одна площадка...

– Она чужая, это площадка Художественного театра. Вы же видите, чтобы нормальную заработную плату платить актерам, кроме нашего зала в Подвале, мы играем и в тысячниках, и там все время тоже аншлаг.

В МХТ?

– Нет, почему, не только, вот недавно «добрались» и до театра Фоменко, в ТЮЗе играем.

Вы часто выезжаете на гастроли за границу?

– Не слишком часто. У меня нет потребности играть в Америке или Европе. Я, когда был молод, наездился. Меня «вытолкнули» в Европу в 1973 году. Я поставил в Англии первый свой спектаель, после этого... Не знаю, меня не тянет на самом деле, не то, чтобы я кокетничал. А вот в Саратов тянет, в Новосибирск тянет, в Екатеринбург тянет, Самару – тоже тянет.

Слушаю ваш голос и наслаждаюсь. Тут же вспоминаются чудесные образы, которые вы создали в мультфильмах. Следите за развитием российской мультипликации? Сейчас вот очень популярен мультфильм «Маша и Медведь»...

– Недавно я закончил озвучение одного фильма, который делает отец одной из жен моего старшего сына. И я там озвучиваю такого страшного человека, власть имущего магната. Еще там есть героиня – девочка, такая хорошенькая, игрушки защищает, еще кого-то защищает.

Как называется этот «ужастик»? Как его можно разыскать?

– Не знаю еще. Разыщите, это такой полнометражный фильм будет.

Олег Павлович, сейчас весна, грипп и простудные заболевания вновь одолевают россиян. Что посоветуете тем, кто сейчас сидит дома с градусниками?

– Обливаться по утрам и вечерам. Если серьезно, я вам так скажу. Я ленивый, я люблю есть. Но когда я хожу на ночь, перед сном, пешком хотя бы минут сорок, то это очень правильно. И никаких медикаментов, дело в нас самих. Дело в том, насколько мы сдаемся или не сдаемся. И все дела! Ничего другого тут нет. Ерунда все остальное.

Фото: Видео Андрея СЁМОЧКИНА, монтаж Олега ЛАЕВСКОГО

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Конкурс на будущее. Что происходит с сельскими школами в Забайкалье
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Субботние новости. Плевала в напитки клиентов. Сжег Cadillac по ошибке. Памятник полицейскому осквернили
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Должен ли мужчина платить за женщину? Две забайкалки разбирают вопрос
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Рекомендуем
Объявления