Развлечения Рената Литвинова, писатель, режиссер, актриса, продюсер, заслуженная артистка РФ, лауреат Государственной премии России: «Искусством на искусство не заработаешь»

Рената Литвинова, писатель, режиссер, актриса, продюсер, заслуженная артистка РФ, лауреат Государственной премии России: «Искусством на искусство не заработаешь»

В январе Ренате Литвиновой исполнилось 46 лет. На вопрос, как она отметила свой день рождения, актриса отвечает, что «собиралась было всплакнуть», но потом пролистала свои фотоальбомы разных лет и пришла к выводу, что она очень красиво стареет. И перестала переживать по поводу своего возраста.

– Рената, вы и правда выглядите умопомрачительно! Что вы для этого делаете?

– Я? Я не пью водку. И держу себя в ежовых рукавицах. Если вы будете умело пользоваться косметикой и не забывать про салоны красоты, тогда и для вас в 46 лет придет пора не увядания, а самого расцвета!

– Вы всегда выглядите так стильно! У вас, наверное, есть личный стилист?

– Нет, конечно. И я не думаю об этом специально, не слежу за модой. Самое главное – твой внутренний мир. Мода придумана для тех, у кого нет воображения, нет стиля. Человек, который прекрасно знает, как ему лучше одеться, всегда идет вне тенденций. Вы знаете, я выплескиваюсь в фильмах, а в жизни давно перешла на униформу – маленькое черное платье. Или удобный черный костюм.

– А почему вы всегда красите губы ярко-красной помадой?

– Чтобы вы меня сразу могли узнать.

– Как вы считаете, яркая помада всем идет?

– Нет, не всем. Мне идет.

– Вы в школе губы красили, кстати?

– В школе я только прозрачный фартучек носила, а губы уже потом начала красить, попозже.

– Когда стали комсомолкой?

– Комсомолкой?..

– Ну, вы же были комсомолкой?

– Ах, да. Приняли меня туда как-то, было дело! Потом, кстати, хотели исключить, но все же помиловали. Правда, все уже было на излете, и к комсомольскому значку лично я уже не относилась так трепетно, как к пионерскому галстуку в свое время.

– А с кем-то из сверстников вы дружили?

– Из мальчиков? Нет. Как-то мало среди них было высокоинтеллектуальных персонажей.

– Мать воспитывала вас одна?

– Да. Я ходила в школу, в музыкальную школу, занималась там по классу фортепиано. Устроилась в спортивную школу и бегала на короткие дистанции. Но спортсмен я была неважный, и тренер меня стеснялся. У него в команде все сильные были, чемпионы городские. И я, такая вся дегенеративная… Но все равно продолжал меня тренировать. Наверное, я его веселила во время тренировок.

– А папу вы помните?

– Да, он был врач, красавчик такой, все в него влюблялись…

– Что для вас непростительно со стороны мужчины?

– Простительно все, если ты любишь человека.

– Хорошо, а что может украшать мужчину?

– Ну, этот список может быть бесконечным. Главное, чтобы он был чистоплотным, чтобы не пах, чтобы не жирный был и чтобы усы у него были не подковкой, такие усы только уроды носят… Хотя самой мне обычно нравятся так называемые «плохие парни». Оно ведь как: те, кто прикидываются белыми и пушистыми, оказываются подонками, а те, кто тебе ничего не обещает и имеют кошмарную репутацию, с ними-то и есть самое счастье!

– Вы помните свою первую любовь?

– Нет… Каждый раз, когда приходит новая любовь, ты уже понимаешь, что все предыдущие отношения и чувства были какими-то… мелкими. Такими, знаете, подчувствами.

– Влюбленность – это подчувство?

– Да, но зато очень живительное, питательное. Надо все время влюбляться в кого-то. Это так омолаживает, вносит какое-то тебе счастье, вдохновение!

– А можно быть влюбленным сразу в нескольких людей?

– Мне кажется, так и надо. Обязательно нужно кем-то очаровываться.

– Согласны ли вы с тем, что любовь толкает людей на безрассудства?

– Нет. Напротив, я считаю, что человек совершает самые умные поступки в своей жизни, когда влюблен. Человек, который не любит, вреден для общества.

– Что такое любовь?

– Это что-то очень жертвенное, когда ты жалеешь своего любимого человека, экономишь его, не наносишь ему ножевых ранений.

– А что такое семья?

– Вы зря просите у меня консультации по этому поводу. Как показал мой жизненный опыт, я в этом вопросе некомпетентна.

– Рената, сколько лет вашей дочери?

– Летом 12 будет, она учится во Франции.

– Почему во Франции?

– Она очень несчастна была в русской школе. Мне совершенно непонятна нынешняя система обучения: детям с первого класса очень много задают уроков, какие-то непонятные доклады, рефераты... Им некогда даже выйти погулять. Как будто у ребенка нет детства!

– Рената, а вы помните себя в детстве?

– Ой… Класса до третьего я была полный альбинос. У меня были ужасно соломенные волосы и я была очень длинная. Из-за этого меня даже звали телебашней.

– Вы обижались?

– Да, конечно, и даже начала сутулиться из-за этого. Так что сутулость у меня фирменная!

– Как вы поступили во ВГИК?

– Нормально. Он же около моего дома был. И я сочинять умела хорошо. Вот меня и приняли на сценарный факультет.

– Что значит для вас нынешняя популярность?

– А что такое популярность? У меня есть даже звание, но это тоже ничего не дает. Может быть, скидку на проезд в троллейбусе или льготный жетон на метро? Приятно, конечно, когда люди говорят, что им нравится мое творчество…

– Рената, а можно полюбопытствовать, какому настроению вы чаще подвержены?

– Мне кажется, что я очень позитивный человек. Возможно, вам кажется иначе. Но это все из-за вас же: журналисты, собаки, берут и настригают разные фразы из разных концов…

– Таите обиду на нашего брата, значит! Поэтому не любите давать интервью? Я слышала, как вы однажды заявили, мол, «давать интервью – тяжелая необходимость» и что это почти бессмысленно. Почему бессмысленно?

Рената Муратовна Литвинова родилась 12 января 1967 года в Москве в семье врачей. В 1984 она поступила на сценарный факультет ВГИКа. Училась на одном курсе с Романом Качановым и Аркадием Высоцким. Как актриса дебютировала в фильме Киры Муратовой «Увлеченья» в 1994 году, как режиссер – в фильме «Нет смерти для меня». Всенародная известность пришла к ней после съемок в сериале «Граница. Таежный роман» и телевизионных проектов на НТВ и Муз-ТВ. За ее плечами порядка 30 картин, в которых она участвовала как актриса («Небо. Самолёт. Девушка», «Жмурки», «Мне не больно», «Мелодия для шарманки» и др.). Литвинова прошла путь от сценариста, вдохновившего Киру Муратову, Юрия Грымова, Валерия Тодоровского, до режиссера собственного фильма «Богиня: как я полюбила». С 2005 по 2011 год сняла несколько музыкальных клипов певице Земфире. В 2008 в прокат вышел полнометражный документальный фильм Литвиновой «Зеленый театр в Земфире». Фильм-концерт, в котором отрывки из выступления певицы перемежаются с ее монологами о самом важном. У Ренаты Литвиновой множество наград Так, в 2001 году она получила Государственную премию Российской Федерации за роль в картине «Граница. Таёжный роман». В 2003 году ей было присвоено звание Заслуженной артистки Российской Федерации. В 2006 году за роль в фильме «Мне не больно» Литвинова получила премию «Кинотавра» в номинации «Лучшая женская роль». Рената Литвинова разведена, бала замужем дважды. С первым мужем кинопродюсером Александром Антиповым они прожили всего год, с 2000 по 2001. Со вторым супругом бизнесменом Леонидом Добровским они прожили 6 лет, с 2001 по 2007. В этом браке у Литвиновой появилась дочь Ульяна, которая сегодня носит фамилию отца.

– Я считаю, это какой-то недостаток человека – ходить давать интервью. Этим занимаются телевизионные шлюшки. Иногда смотришь на людей и думаешь, как это они не сгорят от стыда за то, что они творят на телевидении! На самом деле интервью не всегда бессмысленно. Все равно ты соглашаешься на интервью ради какого-то дела. Например, у меня вышел в прокат фильм «Последняя сказка Риты», и надо ему помогать в прокате. Поэтому мы сейчас и беседуем с вами.

– Сюжет этой картины пронизан темой смерти. Она вас занимает?

– А как она может не занимать? Она же приходит к каждому человеку. Я все время говорю: «Все мы – будущие мертвые». Любой, кто пережил потерю близкого и любимого человека, не может не задумываться о смерти. Мне кажется, что я сняла достаточно светлый фильм на эту тему. Почему-то в нашей стране смертельно больные люди вызывают отторжение, все предпочитают вести себя так, как будто этих людей не существует.

– Вы не боитесь смерти?

– Представляете, не боюсь. К ней нужно относиться так, как это делают дети: думать, что ты бессмертен и никогда не умрешь. Так правильнее всего.

– Некоторые умирают молодыми, но все-таки чаще в старости. Как вы к старости относитесь?

– Плохо я к ней отношусь, конечно. Несправедливый это процесс, я считаю. Особенно драматична старость для женщин: ты дряхлеешь, становишься усталой, но в тебе горят те же страсти. Справедливо? Несправедливо. Это твоя оболочка стареет, проклятая. Старость – это ужасно! А стареть в России – вообще это какой-то кошмар, потому что здесь все против стариков: ужасный климат, ужасное отношение, чудовищно низкие пенсии… Как это возможно? Это невозможно. Никто ими не интересуется, нет никаких структур для этих бедных пенсионеров. А сколько одиноких? И они никак не досмотрены. И нет общественных каких-то организаций, которые бы о них заботились. Какая-то бабушка идет два сантиметра в час за молоком и все кругом на нее ругаются… А это якобы бесплатное медицинское обслуживание? Это же все фикция абсолютная! Что наши врачи могут прописать человеку? Только сочувствие оказать.

– «Последняя сказка Риты» – фильм грустный... Это удивляло ваших друзей?

– Многие спрашивали, почему так грустно... Мы обсуждали условия в российских онкоцентрах с подругой, которая занимается хосписами… Думаю, всем, кто в этом виновен, воздастся за их дела. Ненавижу слова «месть, возмездие», но, думаю, чиновники будут гореть в аду, где есть для них отдельный этаж. И вторую проблему хотелось показать: когда наши варвары принимают решение о сносе исторических зданий, когда уродуют их. Сносят старые особняки, чтобы построить какое-то элитное жилье или ужасный торговый центр. Они же поедут любоваться красивыми зданиями во Франции, например, или в Англии, а в своей стране они варвары. Наверное, в будущей жизни они будут приговорены жить в этих ужасных домах, уродливых. Я бы этого желала.

– Вы бы хотели жить в другой стране и в другое время?

– Нет, я хочу жить в той стране, в которой я живу.

– Несколько лет назад на вручении одной из премий вы говорили о том, что на телевидении много «шлака» и «перегноя».

– Телевидение сейчас действительно не блещет. Есть отвратительного качества сериалы, передачи. В каком-то смысле качество повысилось, и одновременно оно и понизилось.

– Режиссер Рената Литвинова редко обходится без актрисы Ренаты Литвиновой. Какие трудности в связи с этим возникают у Ренаты Литвиновой?

– Никаких. Только я всегда как-то уродски выгляжу. Но тут претензии можно предъявлять только к собственной оболочке. Ну и может еще к операторам…

– Вы снимаетесь в рекламе. Для чего?

– Как для чего? Чтобы зарабатывать. Заработанные на рекламе деньги я трачу на искусство, ведь искусством на искусство не заработаешь. Кроме того, я не рекламирую сельдь или что-то в этом роде, я снимаюсь в рекламных роликах в красивых шубках…

– Понятно. А бывает, что вы отказываетесь от каких-то ролей?

– Бывает, если уж материал совсем плохой. К тому же я себя не воспринимаю как артистку. Понимаете, актер ведь сдает свою оболочку в некую аренду автору, который наполняет его эту самую оболочку своим смыслом. Это категорически тяжелая профессия!

– А мама ваши фильмы смотрит?

– Иногда. Есть мамы-маньячки, которые всю жизнь при ребенке-звезде. Моя не такая. Она может быть и критична. Может сказать, что в каком-то кадре у меня волосы висят и ногтевое ложе неудовлетворительное. Ей не нравится многое, но зато она меня укрепляет своей критикой, после нее мне ничего не страшно.

– Как ей «Последняя сказка Риты»?

– Впервые в жизни моя мама была довольна, она меня вдруг похвалила и у нее не было ни одной претензии. Так что мама из критика превратилась в соратника. Поразительным образом картина устроила почти всех, кого я люблю.

– В «Последней сказке Риты» вы попробовали себя в роли певицы…

– Я?! Да вы что?! Я просто открывала рот, а пела-то Земфира! Если я еще и петь начну, это уже совсем будет… Можно уже сдать в психбольницу!

– Вы много сотрудничаете с Земфирой, как проходит работа над музыкальными клипами?

– Она трудоголик и перфекционист. Работает над каждой фразой, операторам с ней приходится трудно... Я вообще, кстати, не уважаю людей, которые не работают. Если человек что-то из себя представляет, он должен заставлять себя работать. Все, что делает, Земфира, вызывает у меня колоссальное уважение и восхищение. Это что-то из вечного. Она мятежный, дерзкий автор. Она талантлива, она ныне живущий гений. Она одна против всех. У нее есть нечто большее. Слово «нормальный» для Земфиры из категории недостатков. Ничто о ней не скажет честнее и лучше, чем ее песни.

– Земфира говорит: «Никто, кроме меня, не напишет такой музыки для фильмов Ренаты Литвиновой».

– Да, я тоже могу сказать: никто так не снимет клип для Земфиры, как я.

– Считается, что ваше кино непременно грустное и в то же время безумное…

– Это лишь две характеристики из очень большого списка.

– Какую черту вы больше всего не любите в себе?

– О, боже. Я не подготовилась к этому списку.

– Тогда задам другой вопрос: в чем вы считаете себя первой?

– Не знаю. Я готова поставить себя на второе место, чтобы не отвечать на этот вопрос.

Фото: Фото автора и с сайта Renatalitvinova.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
В новостях только помойки, гололед, ямы. Виноваты ли СМИ, что вокруг сплошной негатив
Любовь Никитина
Мнение
Должен ли мужчина платить за женщину? Две забайкалки разбирают вопрос
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
Субботние новости. Плевала в напитки клиентов. Сжег Cadillac по ошибке. Памятник полицейскому осквернили
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления