В модный бутик заходишь, как в Лувр. Осторожно, как по льду, скользишь по блестящему полу. Трепетно дотрагиваешься (в отличие от музея здесь все можно трогать руками!) до какой-нибудь, как утверждают, эксклюзивной вещи (а это еще вопрос!), и испуганно отдергиваешь пальцы. Цены жгут! И по Цельсию, и по Фаренгейту.
Вот самая дешевая кофточка – 27 тысяч (рублей, конечно). Щурю глаз, щупаю «фактуру», пытаюсь понять, за что кофточке присвоили такую цену? Пуговицы что ли золотые? Да нет, похоже, что красная им цена – 3 рубля за штуку. В чем же дело? Дело, оказывается, в принте! В прошлом веке жил в Италии маркиз ди Барсенто. Может быть, и не дворянское это дело, но маркиз прославился тем, что однажды на досуге начал рисовать узоры, за что и удостоился более высокого, правда, неофициального титула – Принц Принта. А принт от Принца, объяснили мне в бутике, и стоить должен по-королевски!
Марк Цукерберг смеется над дорогими шмотками
Принц Принта давно покоится под могильной плитой. Так же, как и самый знаменитый цыпленок Франции, и великий флорентийский сапожник, и многие другие легенды мировой моды. Их имена давно стали достоянием истории. Но продолжают приносить огромные деньги. Это – мировые бренды. А бренды – слово магическое. Пришпандорь к хлопчатобумажным штанам этикетку с названием известной фирмы, и можешь смело делать в магазине наценку в 200%. (Ну, это еще так, по-божески). И что? Возьмут, да еще спасибо скажут!
Я человек, мягко сказать, не очень молодой. И помню, как в 80-е годы в нашей стране вошли в моду клетчатые шотландские шарфы, которыми, из-за дефицита шапок, женщины повязывали голову. Повязывали так, что конец шарфа, вывернутый наизнанку, висел прямо над правым глазом. Знаете, зачем? Чтобы все видели этикетку – фирма! (Слово «лейбл» еще в ходу не было). Реклама, можно сказать, била в самый лоб! А что сейчас? Вернись Воланд на землю, он бы еще раз сказал, что, в принципе, здесь ничего не изменилось. И даже стало хуже. Поклонение брендам вошло в культ. А что представляют из себя предметы культа? Давайте посмотрим.
Билл Гейтс в старомодном джемпере с v-образным вырезом
Где-нибудь в Париже, Лондоне, Нью-Йорке или в Милане проходят показы мировой моды. На показах сидят ушлые люди с компьютерами и фотоаппаратами. Раз, два, три, и через две недели полные имитации этих моделей (один в один!) шьют где-нибудь в китайском городе Шанхае. Затем эти вещички транзитом через Европу доставляются в Италию, допустим, в некую фирму «Папа Карло». Нехитрый маневр, но на этой продукции уже можно смело ставить клеймо Made in Italia – местное законодательство позволяет! Здесь есть и еще одна фишка. Фирма «Папа Карло» хоть и зарегистрирована в Италии, однако ее хозяева живут где-нибудь, ну, допустим, в сибирском городе Кемерово. А зовут их Таня и Вася. И продают они эти вещи в своей стране в 6-7 раз дороже – вещи-то, мол, итальянские!
Китайцев, правда, в последнее время стали поругивать все реже. А за что? Оборудование на их фабриках стоит самое современное. Руки у китайцев совсем не хуже, чем у европейцев – из того же места растут. Денег в Китае – море. На пушном аукционе в Гонконге китайцы закупают самые лучшие меха и шьют из них шубы. Эти шубы у бизнесменов из Поднебесной перекупают греки, и нашивают на них свои лейблы. В Китае, как в Греции, давно все есть, кроме одного – своих брендов. (Но кто знает, что случится в дальнейшем?).
Стив Джобс всегда выглядел скромно
Для того чтобы оправдать стоимость дорогих, брендовых вещей, придумывают красивые легенды. Например, что шерсть, из которой делают ткань для статусных костюмов, вымачивают в каком-то шотландском ручье с исключительно чистой водой. Кожу для элитных ботинок дубят в рябиновой коре, а фигурку «Летящей леди» на автомобиле Rolls-Royсe (простите, пример немножко не в тему) полируют исключительно косточками черешни. Я согласен – такие вещи стоят дорого. Но ведь и предназначены они не для всех. Но как может стоить 2 тысячи рублей обыкновенная футболка? Что там хлопок какой-то особенный? За что мы платим? За рекламные кампании, которые ведут производители одежды. За аренду бутиков, в которых все это продается. И еще за что-то, о чем сами не подозреваем.
Владельцы мировых брендов распространяют вирус. Заражаются им, как правило, неизлечимо. О чем речь? О шопоголиках, конечно! Считается, что заболеть вещевой лихорадкой нисколько не зазорно, а наоборот – престижно. Вот одна звезда оставила в бутике за 2 часа 50 тысяч долларов, а вот другая за это же примерно время – 70. Ура! Для этого нашли весьма странное оправдание – занимаясь шопингом, женщины лечатся от депрессии. Вот ничего себе лекарство!
«Эта вещь подчеркнет вашу индивидуальность!» В бутике вам обязательно скажут эту фразу. Но есть ли что подчеркивать? Я назову три имени – Марк Цукерберг, Стив Джобс и Билл Гейтс. Чем известны эти люди, я думаю, рассказывать не нужно. Каждый из них – личность планетарного масштаба. Над ними смеются. Смеются за то, что они носят джинсы, шлепки, кеды, толстовки, джемперы с V-образным вырезом. «Оделся, как на рыбалку!», «В такой одежде можно пасти коров!» и так далее – вот самые безобидные высказывания в прессе.
А эти люди тратят свои безумно большие деньги на другие радости жизни. И нисколько не переживают, что не пытаются сделать хоть один шажок вслед за модой. Может быть, и нам стоит сменить приоритеты? Отправиться в путешествие, найти себе какие-то увлечение, заняться образованием. Одним словом, заболеть какой-то более полезной болезнью…(Прости меня, Стив Джобс!)
Спонсор материала – сеть магазинов Stolnik.
Stok-stolnik.ru.