Когда тебе от 6 до 15 лет, ты бежишь сломя голову на улицу играть. Иногда до тех пор, пока солнце не сядет. И неважно, где ты живешь, в городе или селе — игры везде плюс-минус одинаковые. Я собрала для вас десятку игр моего детства (и не только моего).
Сейчас, спустя много лет, когда я вижу детей, играющих в классики или сифу (редко, но такое бывает), я радуюсь и как будто сама на пару минут возвращаюсь в детство. Зря говорят, что дети сейчас не видят ничего, кроме телефонов и планшетов. Всё они видят, всё могут и всё делают.
Бабкины панталоны
От одного названия смешно. А смысл в том, чтобы как раз не смеяться.
Правила
Выбирается водящий (назовем его главным), остальные садятся перед ним. Главный задает по очереди каждому игроку вопрос, на который тот должен отвечать только одно: «Бабкины панталоны».
Задача главного — задать вопрос посмешнее, чтобы игрок засмеялся, а тот, наоборот, должен сохранять серьезное лицо и не смеяться. Если же игрок не выдержал и засмеялся, то главным становится он. И так, пока всем не надоест.
Сифа
Название может быть изменено, основной реквизит тоже, но смысл один. Мы играли в школе именно мельной тряпкой.
Правила
По сути, это игра в салочки, но главное отличие в том, что «осаливание» делают не рукой, а с помощью какого-нибудь предмета, который и называется «сифой». В качестве «сифы» может быть школьная тряпка для доски, половая тряпка, связанная в узел, или любой другой небольшой предмет. Хорош в качестве «сифы» маленький резиновый мячик. В начале игры выбирается водящий. Это может быть сделано с помощью считалки или игры «Камень, ножницы, бумага». Часто водящим является зачинщик игры. Если он в тебя попал этой самой «сифой», то теперь водящий — ты.
Классики
Много часов я провела, прыгая то на одной, то на двух ногах.
Правила
Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек, стеклышко или какая-нибудь пуговка. Рисуются мелком клеточки с цифрами от 1 до 12. У нас в поселке, кстати, асфальта не было, поэтому классики мы чертили палкой на земле. Первый игрок кидает свой предмет в «1-й класс», прыгает от 1-го до 12-го, потом кидает во «2-й класс», снова прыгает путь. При этом на обратном пути надо забрать свой камешек (или что ты там кидал). Если оступился, упал или попал своим камушком не в тот класс, ход переходит к следующему игроку. Когда ошиблись все, ход возвращается к тебе, и ты продолжаешь с того «класса», где остановился. Выигрывает тот, кто первым проходит все «классы» и благополучно возвращается.
Цепи кованы
В моем детстве такая игра была обычно в больших компаниях, например, когда несколько классов школы ходили в поход. Было очень весело — бежишь, ветер свистит в ушах, ты рвешь цепь и гордо уводишь игрока. Или нет, повис на руках противников и встаешь вместе с ними, как предатель.
Правила
Участников должно быть не меньше 8, а вообще — хоть 20. Все делятся на две команды, затем встают в две цепочки, держась за руки. параллельно друг другу. Одна из команд кричит: «Цепи-цепи кованы, раскуйте нас!» Другая команда отзывается: «Кем из нас?» Первая команда выбирает одного из участников команды, который и пытается с разбегу разбить цепочку, чтобы участники разомкнули руки. Если ему это удается, он возвращается в свою команду и уводит с собой одного из участников, разомкнувших руки. Если не удается — сам остается в другой команде. Играют до тех пор, пока одна команда полностью не перейдет в другую.
Ручеек
Играла много раз, опять же на тех самых школьных походах в лес, как и в «Цепи-кованы», потому что чем больше участников, тем интереснее.
Дети встают в «ручеек» — делятся на пары, и, держась за руки, поднимают их вверх. Кому-то пары не достается — он становится водящим. Его задача — пройтись по длинному «живому» коридору и выбрать себе пару. Они встают в конец «потока». А тот, у кого забрали друга, ищет ему замену — теперь его очередь выбирать.
Казаки-разбойники
Весело до ужаса. Если ты разбойник, надо убежать от казака, а если ты казак, то догнать негодяя. Опять же бег, ветер, всё вот это.
Участники делятся на казаков и разбойников. Казаки должны поймать всех разбойников, когда догнал, дотрагиваешься до разбойника, говоришь: «Красная печать, никому не убегать». А у казаков есть штаб. Разбойники должны захватить штаб казаков (пока казаки их ловят) и придумать два пароля или больше. Один правильный, а остальные неправильные. Разбойники могут подбегать друг к другу и говорить: «Зеленая печать, можно убегать», тем самым они освобождают своего товарища. Разбойники могут захватить штаб только вместе во время игры. Ни казаки, ни разбойники не имеют права ходить по отдельности. Казаки не имеют права ходить возле штаба туда-сюда. Казаки, после того как поймали разбойников, будут их пытать. Разбойники могут терпеть, но если надоело, говорят любой пароль, а казаки определяют, правильный он или нет. Если они угадали, то казаки побеждают, если нет — разбойники могут убежать и захватить штаб, тем самым они побеждают.
Светофор
Хорошая игра, если ты одет в разноцветную одежду. Если нет, надо быть быстрым и ловким.
Правила
С помощью считалочки выбирается ведущий, рисуются две линии на расстоянии нескольких метров друг от друга. Игроки встают за одну из линий. Ведущий встает в центр между линиями и поворачивается к игрокам спиной. Затем он называет любой цвет и поворачивается к игрокам. Дети ищут у себя этот цвет на одежде, если они его находят, то показывают его ведущему, и спокойно проходят на ту сторону. Если все прошли-перебежали на другую сторону, водящий отворачивается и загадывает новый цвет, а если у игрока этого цвета нет, он должен перебежать на другую сторону, задача ведущего попытаться догнать его. Если ты попался, то становишься ведущим.
Прятки
В эту игру в разных вариантах все, наверное, играли несчетное число раз. И я тоже.
В начале игры все собираются вместе, затем водящий, встаёт лицом к стене и громко считает до 10 или другого числа, а другие в это время прячутся. Досчитав до нужного числа, водящий идёт искать спрятавшихся. Перед этим он говорит: «Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать» или: «Пора-не пора, иду со двора», или: «Кто не спрятался, я не виноват». Когда водящий находит спрятавшегося, он должен первым добежать до места, откуда начал поиски, и коснуться рукой стены (дерева, стола или что там было в начале), произнеся условленные слова: «Туки-руки». Каждый спрятавшийся старается первым сделать то же самое. Следующим водящим является тот из спрятавшихся, кого «застукали» первым, а если не «застукали» никого — то водит тот же, что и в прошлый раз. Кстати, прятаться за спиной или рядом с водящим нельзя.
Лапта
Игра старинная. Раньше я думала, что это советский аналог американскому бейсболу, но это не так, лапта намного старше. Не играла в неё и не знала правил, пока не приехала в летний лагерь «Чусовинка» около Могочи.
Правила
В лапту играют две команды, каждая из которых состоит из 5 человек. Одна команда находится в поле, она является защищающейся, вторая — на линии города, она атакующая. Задача игроков атакующей команды — после выполненного удара битой по мячу постараться перебежать через поле. Задача защищающейся команды — подобрать или поймать мяч и попасть им в игроков атаки, находящихся в поле. Игрок атаки, совершивший перебежку через все поле и вернувшийся назад, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч с лету, приносит своей команде 1 очко. Игра длится четыре тайма по 15 минут. Победителем является та команда, которая наберет больше очков.
Резиночки
В эту игру я почему-то не играла, но играли сотни и тысячи других девчонок нашей страны и, бывало, мальчишек.
Правила
Для начала нужна обычная бельевая резинка 2–4 метра. Лучше, если будет 3–4 участника, но в крайнем случае можно играть и в одиночку, в таком случае резинку крепили около двух столбов или других неподвижных предметов.
Два игрока становятся «в резиночку». Один игрок прыгает, выполняя ряд упражнений по очереди на всех уровнях. Обычно каждое упражнение выполняется на всех уровнях по очереди, затем игрок переходит на следующее упражнение и начинал его прыгать с 1-го уровня.
Как только прыгающий ошибается (сбивается, цепляется за резинку, наступает на нее), он становится «в резиночку», и следующий игрок начинает прыгать. Продолжают прыгать всегда с того места, где сбились. Схемы упражнений были разными — от простых до сложных, от резинки на щиколотках до шеи и иногда ушей.