Забайкалье — богатый на вкусы край. Гастрономическая составляющая региона просто пестрит акцентными мясными блюдами и дополняется неожиданными яркими деталями. Однако гастрономический туризм только набирает обороты и находится на старте своего развития.
Усилить вкусовые особенности Забайкалья, найти новые сочетания и подчеркнуть всю уникальность меню солнечного края удалось приглашенным поварам, местным предпринимателям и шефам, которые поучаствовали в необычном для региона мероприятии — гастрофестивале.
С 15 по 21 июля в рамках форума «Новые горизонты» прошел международный фестиваль «Вкусы народов Забайкалья на Великом чайном пути». Забайкалье впервые в этом году встретило участников проекта «Гастрокэмп», цель которого — создание культурной визитной карточки регионов. В Читу съехались иностранные и российские шеф-повара, которые вместе с забайкальскими коллегами разработали аутентичное меню, объединяющее кухни трех стран — России, Китая и Монголии.
Фестиваль начался со знакомства гостей с Читой — приглашенные эксперты прогулялись по улицам, посетили исторические места, например Музей Декабристов, и остались под большим впечатлением от города. Уже на этом этапе всем стало понятно, что Забайкалье напитано колоритом, который должен быть отражен в кухне края. Особенно ярко это чувствовалось после посещения Агинского дацана — невероятного места, наполненного мощной энергией и спокойствием.
Местные предприятия, кстати, сами могли выбрать формат участия в мероприятии. Одни более удачным вариантом счел показать гостям свое производство, другие — направить шефов на участие в гастрокэмпе, а третьи — посетить мастер-классы. Благодаря этому получилось по максимуму задействовать забайкальских производителей и рестораторов для участия в фестивале и помочь им в гастрономическом творчестве.
Оно началось со взрывного на эмоции мастер-класса по приготовлению хорхога — блюда монгольской кухни. Хорхог готовится на раскаленных камнях и наполняет всё в округе ароматом пряного мяса. Кстати, в эпоху Чингисхана это блюдо готовили в овечьей шкуре — такой интересный факт. Также гости приготовили всеми любимые в крае буузы и десерт «Холисо», состоящий из ягод брусники, орехов и сметаны. Более по-забайкальски и не придумаешь.
— Меня удивила забайкальская кухня не только своими вкусовыми качествами, но и методами приготовления, подходами к блюдам. Чего только стоит хорхог. Я до этого не видел ничего подобного! Кстати, сделал вывод, что забайкальцы больше мясоеды, чем любители рыбы. Учту это при создании своих блюд, — делится впечатлениями шеф-повар из Санкт-Петербурга Рашид Рахманов.
У участников фестиваля вызвали восторг не только конкретные блюда, но и локальные продукты, которые есть в регионе. Об этом рассказал шеф-повар команды «Гастрокэмп Чита 2024» из Москвы.
— Я спросил у местного журналиста, какие в Забайкалье есть локальные продукты. Он мне назвал баранину. Но она является явным местным продуктом, кроме нее есть еще и неявные: ревень, дикая перепелка, дикая коза. Это уникальные продукты, которые можно попробовать только в вашем регионе, ведь в других я такого не встречал. Ревень вообще очень недооцененный продукт, который считается во многих странах деликатесом, — сказал ресторатор и бренд-шеф Антон Сальников.
Фестиваль включал не просто мастер-классы и ознакомление с местными блюдами, но и экскурсии по заведениям, предприятиям и даже рынкам. Например, гости сходили на «Витэн» и отметили, какие работники рынка улыбчивые и доброжелательные, готовые принять советы российских экспертов.
— Мне понравился ассортимент. Особенно отмечу точки с местными дикоросами, вялеными шиками и медом. Мы вдохновились для будущих идей, — говорит Антон Сальников.
Колорит рынков, аутентичность кухни и амбициозность местных предприятий — круто, но организаторам мероприятия было важно показать в том числе горожанам то, насколько большой потенциал у забайкальской гастрономии. Это увидели все посетители праздника, который развернулся на площади Ленина 21 июля, завершая фестиваль.
Здесь можно было полностью окунуться в кулинарное искусство и почувствовать себя его частью. Например, посмотреть за мастерством бренд-шефа из Улан-Батора, который в центре площади готовил буузы по-монгольски. Или заглянуть в шатер, где варила пельмешки владелица производства китайских пельменей «Хао Чи», Цзоу Хун. Недалеко Ирина Сандарова, автор проекта «Алтан Зула», заваривала фиточай.
Площадь была наполнена ароматами вкуснейших блюд, довольными возгласами людей и горящими глазами участников мастер-классов. В этом большую роль сыграла также организация самого мероприятия, которой уделили большое внимание. Например, мастер-классы от шеф-поваров транслировались в прямом эфире на большом экране. Весь день работала красочная и, как всегда бывает, колоритная ярмарка ремесленников, проходил веселый конкурс по поеданию бууз и много-много всего. Каждый, кто попадал на площадь, становился виновником этого ансамбля.
Но то, что заставило гостей испытать реальную вкусовую бурю ощущений, — презентация уникального забайкальского меню и дегустация. Она длилась 5 часов и не оставила ни одного человека без восторженного «вау». Шеф-повара разработали 20 блюд, восемь десертов и семь напитков.
— Фестиваль «Вкусы народов Забайкалья на Великом чайном пути» — новый для Забайкальского края формат, который точно повлияет на развитие местной гастрономии, как части турпродукта. Следующим шагом станет внедрение разработанного меню в рестораны Читы и выстраивание цепочки взаимодействия с туроператорами региона, — рассказала замминистра экономики края Юлия Иванова.