21 ноября отмечается Всемирный день телевидения. Каким оно было в период расцвета, вспомнила Виктория Михайлюк. Далее от первого лица.
На телевидение — ГТРК «Чита» — я попала случайно и в какой-то степени благодаря «Альтесу», который пустился тогда в свободное плавание, оголив ушедшими кадрами молодежную редакцию, или, как мы говорили, молодежку.
С имеющимся в арсенале дипломом об окончании факультета прикладной математики и кибернетики Томского госуниверситета окунуться в творчество было авантюризмом. Я подумала тогда: программы компьютерные и телевизионные всё равно пишутся человеком — и пошла. Мне поручили придумать детскую передачу от названия до концепции.
Я написала пилотный сценарий тележурнала для школьников «Пять с плюсом» и принесла его на худсовет, куда собрались все мэтры ТВ тех лет. Меня пугали суровым нравом мастодонта телевидения Иды Петровны Файерштейн, но ей, кстати, сценарий пришелся по душе, и всё то время, пока я работала на телевидении, у нас были прекрасные теплые отношения. Позже она подписала мне свою книгу «Не забудьте включить телевизор»: «Коллеге, талантливому журналисту, моей дорогой Викуле — с пожеланием здоровья, успеха, счастья…»
Программу в итоге утвердили.
А дальше началась работа в команде. Вот тогда я и узнала, что за каждой минутой эфира стоит труд огромного числа людей: режиссера, оператора, звукорежиссера, осветителя, монтажера и даже художника. А вот потом и журналист уже скажет свое веское слово. Столько замечательных профессионалов осталось в сердце навсегда: Нелли Емельянова, Лада Широкая, Павел Таранин, Виталий Квашнин, Анатолий Тюльнев, Владимир Николаев, Валентина Безбородкина, Софья Пинигина, Наталья Головко, Наталья Небольсина, Елена Князева, Лариса Семенкова, список можно продолжать и дальше — все вместе мы колдовали над эфиром.
Программа «Пять с плюсом» очень быстро стала популярной. Даже сегодня, спустя четверть века (боже мой!), мне, бывает, говорят: «Вы меня, конечно, не помните, но я снимался в вашей передаче». Думаю, что в те годы почти каждый читинец школьного возраста побывал в роли телезвезды. Поэтому моими фанатами была детвора и их бабушки, которые, конечно же, не пропускали ни одного выпуска с участием своих чад.
А были еще и прямые эфиры, и мы первые тогда организовали обратную связь с телезрителями с помощью пейджинговой компании, устроив голосование в режиме онлайн. Я начала эфир с пистолетом Макарова в руке, и мы спросили жителей Читы, за или против они свободной продажи оружия. Темы поднимали самые разные и актуальные для нашей страны.
А потом изменилась концепция вещания по всей России, акцент переместился на новостной контент: вместо программы «За Байкалом» появились выпуски «Вести-Чита» (0+), пришло много молодых и талантливых ребят, и у нас, уже бывших в статусе «старичков», с ними было негласное соревнование, кто круче запишет стендап — слова в кадре. В этом часто лидировал Александр Носиков, талантище и креативщик, но, думаю, одним из своих я его тоже впечатлила.
А дело было так: поехали мы снимать сюжет о том, как коммунальные службы убирают снег с крыш. Представьте, была такая обильно снежная зима как-то раз, которая грозила падающими вниз на головы горожан сосульками. И вот смотрю я — действительно, под козырьком пятиэтажки свисают настоящие сталактиты. Но сверху они выглядят не так впечатляюще. На мое счастье как раз работала машина с автолестницей, и я попросила достать мне, нет, не звезду с неба, а всего лишь сосульку. Работник ЖКХ отломил мне самую большую и массивную, и я, как Посейдон с трезубцем, а сосулька оказалась выше меня ростом, эффектно записала слова в кадре.
Конечно, те, кто ежедневно выходил в эфир, были узнаваемыми людьми. Со мной, например, произошла как-то раз комичная история. Летом во дворе, где я жила, на лавочке буквально под моими окнами засиделась загулявшая компания. Уже была поздняя ночь, жарко, балкон открыт, и их смех и разговоры ощущались так, будто они сидят прямо возле моего дивана. Я не выдержала, вышла на балкон и выдала гневную тираду, что, мол, надоели уже, можно потише. И тут раздается такой меланхоличный диалог: «Это кто там [орет]?» И ответ такой же меланхоличный: «Да это Виктория Михайлюк, „Вести-Чита“». Давясь от смеха, что даже в темной ночи голос с экспрессивной окраской и то оказался узнаваемым, я и уснула наконец.
То время я вспоминаю с большой теплотой и ностальгией. Благодарна каждому, с кем в ту пору посчастливилось оказаться в одной команде. Телевидение подарило мне очень важную способность — видеть кадр. Это мне очень пригодилось сейчас в моем увлечении фотографией. Так что каждый раз, делая снимок, я шлю привет своему интересному телевизионному прошлому.