Каждый год в ноябре родительские чаты школ и детских садов начинают разрываться от сотен сообщений, в которых родители решают, что они будут покупать в качестве новогодних подарков детям. Бесконечная череда «Сколько сдавать?», «Только не конфеты», «Я сама соберу подарок», «Сделайте опрос», «Куда переводить?» может свести с ума любого. Мы же подготовились и поговорили с психологом Натальей Винниковой и выяснили, как правильно выбирать и дарить подарки.
Наталья Винникова — педагог-психолог Краевого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Семья».
— Нужно ли всем выбирать одинаковые подарки или лучше, чтобы у каждого был индивидуальный? Как правильно поступать с точки зрения психологии?
— В детских коллективах желательно, чтобы подарки были одинаковые хотя бы внешне. Если вдруг так случается, что кому-то нельзя конфеты и кладется что-то другое, то упаковка должна быть такая же. И здесь воспитателю нужно следить, чтобы дети не открывали подарки.
— Иногда бывают ситуации, когда кто-то из родителей отказывается и говорит: «Нам не надо, мы своему ребенку сами всё дома подарим». В итоге на утреннике он может оказаться без подарка, хотя у всех он будет. Какое можно дать напутствие таким родителям?
— Это вопрос даже больше не про детские подарки, а про понимание родителей жизни в коллективе детей и выполнение определенных требований. Насколько мне известно, преподаватели настоятельно рекомендуют закупать подарки всем. Нужно ориентироваться на мнение педагога.
Если педагог или воспитатель сказал: «Мы покупаем всем одинаковые подарки», то, конечно, здесь нужно подстроиться. Потому что, в первую очередь, страдать будет ребенок, который не получит подарок, и праздник будет для него испорчен. Здесь можно порекомендовать закупать какие-то символические презенты от Деда Мороза, чтобы они были для всех.
— А как быть со спорами, когда одни родители говорят: «Нам дорогой подарок не надо», а другие: «Нет, мы будем дарить дорогой»? Бывает, что они даже слушать друг друга не хотят.
— Конфликтовать в любом случае не стоит, нужно искать компромиссы. Если родитель не хочет тот подарок, которые выбрали, тогда упакуйте всё в одинаковые упаковки. Или договоритесь, что подарки вручают не всем вместе, а, допустим, их отдают, когда родители приходят в школу и забирают ребенка. Это нужно для того, чтобы дети не получили свободный доступ к подаркам и не могли посмотреть, что у одного конфеты лежат, а у другого телефон, и чтобы их не перепутали.
Хочется порекомендовать родителям: если вы хотите какой-то подарить что-то дорогое, необычное, вы всегда можете сделать это сами, положить под елочку. А в коллективе, в котором ребенок живет, есть какие-то общие правила, и их нужно соблюдать.
Как минимум надо ориентироваться на большинство, потому что у каждого родителя есть собственное мнение. Лучше всего подстроиться под тех людей, которые закупают подарки, потому что они тратят свое время, свои ресурсы, они так или иначе всё равно интересовались вашим мнением, и соответственно, хотя бы из уважения к другим людям, которые делают хороший поступок для наших детей, можно где-то уступить.
Важен даже не сам подарок, его содержание, а та эмоция, которую он несет, то настроение. Если ребенок вдруг расстроится, то смысл подарка теряется, ведь он вручается не из-за конфет. Всегда нужно думать о том, что мы дарим эмоции, и пусть это будет какой-то маленький сюрприз, который с точки зрения родителей не так важен и не очень-то нужен, но он принесет ребенку счастье.
Ну и, конечно, дети, получая одинаковые подарки, чувствуют единение, у них возникает понимание того, что всех одарили одинаково, значит, он не хуже другого, это тоже важно детям почувствовать.
— То есть если даже подарок ему не очень понравится, но он увидит, что у всех такой же, его не будет это расстраивать?
— На самом деле, хочется порекомендовать всё-таки подарки открывать дома, не в школе. Потому что, если вдруг ребенку не очень понравится презент, тогда родитель может как-то его поддержать, сказать какие-то приятные слова, объяснить, почему он именно такой. Лучше родителей это никто не сделает. И тогда будут какие-то моменты сглажены.
Ну и, конечно, если вдруг родитель был не согласен с выбором подарка, то есть, грубо говоря, «навязали то, что навязали», то, конечно, не стоит показывать это ребенку, нужно, наоборот, обрадоваться вместе и научить ребенка радоваться мелочам. Это очень важно, потому что когда они видят только большое, красивое, необычное, они перестают радоваться каким-то обычным, простым вещам, которые окружают нас каждый день. В маленьких простых вещах заложен большой смысл.
— А в школе, например, когда ребята постарше, обязательно ли дарить подарки, допустим, детям, когда они учатся в 9–10-м классе? Или это уже всё индивидуально?
— Здесь всё индивидуально, но, как правило, к более старшему подростковому возрасту актуальность новогодних школьных подарков от Деда Мороза теряется, потому что уже большинство детей не верят в него, да и такие утренники для них не проводятся. Там уже больше дискотеки, квесты.
В старших классах более актуально, если они сами придумывают сюрпризы и обмениваются ими с одноклассниками. Это для детей будет более памятно и значимо. Это игра в тайного Деда Мороза или в тайного друга, когда делают какие-то небольшие сувениры, но они несут тебе какой-то смысл, интригу, когда ты не знаешь и угадываешь, кто тебе дарил.
Мы всегда в подарках запоминаем эмоции, поэтому уже в старших классах эмоции можно дарить именно таким способом.
А как вы считаете, каким должен быть новогодний подарок ребенку в школе или детском саду?