Тема чаевых в кафе и ресторанах Читы с годами не становится понятнее. Оставлять ли их вообще, а если да, то сколько? Мы опросили официантов и посетителей читинских заведений и постарались вывести общее правило.
Что думают официанты
Полина, работает в сфере 2 года:
— Люди оставляют 50–200 рублей, совсем редко крупные суммы. Это лично мой опыт, была история от знакомой, которая собрала 10 тысяч рублей за утро. Предпочитают наличные или переводом на карту, реже пользуются QR-кодом для электронных чаевых. На прошлом месте работы за выходные можно было собрать около 4 тысяч рублей. В нынешнем заведении можно и в будни набрать от 500 до 1500 рублей.
Про обязательность и какую-то определенную сумму чаевых мне говорить сложно. Вроде бы существует правило про 15% от чека, но когда люди пошли просто чаю выпить и десерт поесть, то как-то странно требовать эти самые 15%. Всегда воспринимала чаевые как приятный бонус: сотня или пятьдесят рублей — круто, уже есть на дорогу или мелкие расходы. Если больше — можно отложить в копилку. А если чаевых нет, тоже окей: может быть, у человека денег нет или не зашло обслуживание.
Сама чаевые оставляю не так часто, как хотелось бы, и не так много: базовая сотня или две. В первую очередь это происходит из солидарности, но мне всегда неловко оставлять сотню, я же не знаю, какие средние чаевые у ребят, вдруг они отнесутся к этому как к издевательству. Каждый раз убеждаю себя, что это просто моя тревожность.
Снежана, проработала официантом 4 года:
— Восемь лет назад моя зарплата была 60 рублей в час у стажера, 85 рублей — у опытного, 100 рублей в час — у самых крутых официантов, которые работали давно и круто. Так как все официанты в большинстве — студенты, приходят на работу после пар, то количество часов при работе 2/2 было не очень большим. Поэтому да, официант живет на чаевые, это правда.
Даже в самый плохой день можно было получить 300–500 рублей чая, что дает тебе возможность пообедать в институтской столовке завтра и доехать до работы. Бывает, отработаешь 12–16-часовую смену, а чаевых в кармане — 50 рублей, бывает, выйдешь на подмогу на 3 часа и собираешь тысячу.
Самый большой чай у меня был в «Сытом кролике». Туда приходили очень обеспеченные читинцы, в хорошие дни можно было получить 5–7 тысяч рублей. В плохие — меньше тысячи не было. При этом я не смотрела на посетителей ресторана как на мешки с деньгами, которым я сейчас улыбнусь, глаза сострою и получу кеш. Это всегда некая игра и ответственная работа: не нужно забывать о столике и забивать на него, нужно быть заботливым, внимательным, хорошо знать меню и стандарты обслуживания. Работа не заканчивается, когда ты вынес всю еду.
Также нужно быть немножко психологом, видеть, что человек не в настроении, и его лучше просто обслужить на высоте и без лишних подходов и вопросов. Бывает, посетители настроены болтать, шутить, даже флиртовать, и даже если они не оставят чая, то это просто крутое приятное общение и настроение на день.
После ухода из общепита мне понадобилось около полугода, чтобы научиться жить по средствам и без чаевых от зарплаты до зарплаты. Чаевые очень сильно тебя расслабляют. Ты знаешь, что помимо этих денег у тебя есть хоть небольшая, но зарплата, которую можно откладывать, тратить на коммуналку, копить на путешествие или делать большие покупки.
После лишения чаевых финансовой грамотности нужно было учиться. Причем не заново, а вообще.
Раньше у меня была братская солидарность со всеми официантами, и я старалась оставлять хороший чай — рублей 500, независимо от чека. Сейчас же я более строго отношусь к этому: мой потолок — это оставить 20% от чека. А вообще всегда, независимо от того, как меня обслужили (исключая какие-нибудь скандалы, пролитые на меня чаи и коктейли), я оставляю 10% от чека.
Марина, проработала в пиццерии и кафе 1,5 года:
— Я работала в пиццерии 6 лет назад во время учебы на третьем курсе, смены были после пар до 02:00. Как и у любого официанта, работа была на ногах, важно было знать подробно меню, базу сервиса, работали по 2–3 официанта в смене. Ребята были классные, хорошее время моей жизни. Зарплата за месяц составляла около 12–14 тысяч рублей. Чаевыми около 3 тысяч удавалось скопить, даже монетки в копилку складывать. Возможно, у пиццерий такая специфика — там чаевые гости или не любили оставлять, или это была сумма не больше 100 рублей за заказ. Считается, что чаевые ориентировочно составляют 10% заказа.
Затем я перешла на работу в ресторан, на тот момент один из лучших в Чите. Нас еженедельно обучали основам сервиса, мелочам работы, этикету — это было очень интересно! Учила теорию в перерывах между парами, но это того стоило. Администратор следил за нашей работой пристально, мог сделать замечание за маленькую ошибку, но и чаевые были не меньше 300 рублей за заказ, даже если он был в пределах 1500 рублей. Гости ресторана, а тогда это было в новинку, даже просили телефон для перевода чаевых по номеру телефона. Итоговая зарплата составляла около 15 тысяч рублей, чаевыми можно было такую же сумму скопить. Кроме того, в ресторане часто были иностранцы, и они оставляли чаевые в долларах.
Я регулярно путешествую по стране со студенчества и ориентируюсь на чаевые от 100 рублей наличными в кафе и ресторанах. Конечно, если заказ от 10 тысяч рублей в крупной компании, то чаевые выше.
Кроме того, я немножко «испорченный» гость, потому что по привычке оцениваю заведение и сервис от момента бронирования столика по телефону до выезда с парковки, но стараюсь оценивать мягко в любом городе. Пожалуй, чаевые в таких небольших городах, как Чита, оставлять не очень широко принято, потому что ребят редко достойно учат сервису. Большинство бы и рады учиться, но не у кого. Многие искренне удивляются, если просишь их номер телефона для перевода чаевых, потому что с собой нет наличных.
Алексей, шесть лет в общепите:
Знаю, насколько важно это для персонала, но сейчас оставляю чаевые, только если всё прошло хорошо — быстрая и правильная подача, знание меню/блюд и качественная работа. Можно просто принести еду и уйти, а можно поинтересоваться, как всё прошло, уточнить детали, порекомендовать блюдо, пошутить. В общем, стать хорошим другом на время. Бывает, оставляю, когда видно, что официант старается, хотя может и накосячить чуть-чуть, потому что, возможно, это его первый заказ или еще что. Надо поддержать.
Мнение посетителей
Опрос небольшой выборки читателей в Telegram-канале «Чита.Ру» показал, что в целом посетители готовы добавить небольшое денежное поощрение помимо оплаты счета. Однако это будет зависеть от качества обслуживания.
Некоторые считают обязательным минимумом оставить 100–200 рублей, другие — 10% от стоимости счета.
Более погруженные в эту сферу читатели объясняют сдельную зарплату официантов следующим образом: «Чаевые — это огромный стимул для официантов, поэтому оставлять их нужно обязательно. Разговоры о том, что это должно быть сразу учтено в цене, — это просто незнание процессов бизнеса. Во-первых, официант в принципе находится на сдельной оплате, и его зарплата зависит от объема выручки. Во-вторых, при включении в счет чаевых только за счет налогов официант потеряет больше 60%: это 15% налог с оборота для самого предприятия, плюс налоги с фонда оплаты труда 30%, плюс НДФЛ 13%. Добавим сюда еще 2% банку за оплату терминала. Резюме: платите от 5 до 15% от суммы чека, но не меньше 50 рублей. И не пытайтесь избавиться от мелочи для оплаты чаевых. Это выглядит не очень».
Противникам чаевых чаще всего не близка мысль участия в зарплате официантов вместо работодателя:
«Не оставляю. Мне не очень понятно, почему расходы на зарплату персонала владелец кафе стремится частично переложить на посетителей. Может быть, тогда нам всем доплачивать, и хорошему врачу, хорошему учителю, хорошему кондуктору, их оплата труда тоже невысока»;
«Зарплата сотрудников должна быть такая, чтобы чаевые не становились премиальной частью оплаты труда, которую должен обеспечивать работодатель. Всё должно быть заложено в ценообразование. Сейчас всё оцифровывается, даже чаевые, чтобы интегрировать в бизнес-модель».
При этом по-разному относятся читинцы к идее включения чаевых в счет. Подобная практика была замечена в ресторане Санкт-Петербурга: «Там чаевые уже были включены в счет — 3 или 5% от общей суммы. В чеке это было прямо прописано. При этом там была полная посадка и контингент не среднего класса. Понятно, что у каждого свой выбор, но кто может себе позволить, то еще и сверху оставляет».
Такая задумка, судя по всему, некоторых посетителей может и отпугнуть: «Если бы я увидел такой счет, то больше не пришел бы в такое заведение. Как это вообще, поел на 2000 рублей, а отдал 2100? Хлеб стоит 50 рублей, а на кассе возьмут 60? Машину помыл за 500, а сняли 600?»
Наше небольшое расследование показало, что в Чите не сформировалось общего правила, касающегося чаевых. Однако если у вас нет внутреннего несогласия с самой концепцией подобной благодарности за обслуживание, то чай в 100–200 рублей при небольшом (не многотысячном) счете будет приемлем. А официанты сейчас так же, как и 6–8 лет назад, будут вам очень благодарны.
А вы оставляете на чай?