Закидайте меня куриными крылышками, но дежурная фраза с пожеланием приятного аппетита безвкусная и пресная. Если еще подкинете картошку фри, то признаюсь, что она раздражает мои уши.
Признавайтесь, кто из вас вежливо отвечает «спасибо»? А внутри вежливого человека просыпается сантехник Семёныч и посылает соблюдающих этикет на три буквы. Например, в МФЦ, в царство бумажной бюрократии и электронной очереди на полмесяца вперед, даже если срочно. Ну какая тут вежливость?
Давайте разбираться. Словосочетание «приятного аппетита», соблюдая дресс-код, уверенно внедрилось и в коллективы, где стало офисной традицией. В течение первой половины дня на работе докрасна раскаляется телефон. Еще надо отработать возражения, подписать договор. На почту прилетели письма с графиками, которые выдавливают экран в правом нижнем углу. Но графики подождут. Перед обедом думается не об аналитике, а о макаронах с сарделькой, что сложены в контейнер еще с вечера. Во время перерыва хочется покоя: посмотреть видео с танцующим енотом в кружочке, отключившись от танцев с бумагами по кабинетам. И поесть.
Но как только добрая часть сардельки оказывается во рту, на пороге столовой появляется коллега со своей чашкой и благословением «приятного аппетита» всем присутствующим. Что делать? Продолжать подпевать: «Педро, Педро, Педро» еноту или подчиниться встроенным настройкам вежливости и с набитым ртом ответить: «Спасибо»?
Ну ответил да ответил, казалось бы. Одно слово не жалко. Но в обеденный перерыв происходит круговорот коллег в столовой. Зайдут менеджер, следом кадровик, программист ищет сисадмина. Директор по рекламе, директор гаража, директор директора. И ты вынужден каждому отвечать: «Спасибо», чтобы не выглядеть в их глазах невоспитанным Педро.
В такие моменты из детства всплывают запахи какао с молоком и чуть пригоревшей рисовой каши на молоке, когда родители приводили меня в детский сад. Вот мы взяли обеими руками деревянные стульчики с олимпийским мишкой на спинке, сели к столу, и воспитатель бодро так говорит: «Приятного аппетита».
— Спаси-и-ибо! — тянут дети, пододвигая поближе компот.
Нас с детства приучали к воспитанности, но не все стали аристократами. Такой этикет воспринимается дежурно. Маленькому человеку вложили формулу «приятного аппетита — спасибо» вместе с таблицей умножения на два. А сейчас человек вырос и ворвался с вежливым словосочетанием в мою приватную зону из макарон и сардельки.
Что такое аппетит? Это чувство голода с возникшим желанием поесть и некоторым раздражением. Разве эти ощущения приятные? Особенно, когда до обеденного перерыва часа полтора, а графики из монитора уже лезут на стол.
По факту фраза «приятного аппетита» вообще лишена смысловой нагрузки. Если вы, конечно, не желаете коллеге приятно голодать, пока он ждет очереди к общей микроволновке, чтобы разогреть еду.
Вот думаю, что если поменять привычную сцену любезности — зайти в столовую и сказать: «Хлеб-соль, дорогие коллеги». А ведь кто-то еще вместо «спасибо» ответит: «Благодарю», доказывая, что дарит благо одним словом.