Город опрос «… 1 мая – это праздник добра, весны и солнца…»

«… 1 мая – это праздник добра, весны и солнца…»

«… с нарядным, праздничным настроениям люди выходили на демонстрацию. Это был праздник в каждой семье. Всем внушалось, что людям нужно нести только свет, только добро, отстаивать мир на земле».

Маёвки, имена Даздраперма и Майя, лозунг «Мир. Труд. Май», красные флаги и бумажные цветы – таким Первомай запомнился многим. Сейчас День труда и весны или День международной солидарности трудящихся отмечается в 142 странах и территориях мира. Ежегодно в годы Советского Союза в этот день во всех городах и сёлах проводились митинги, демонстрации. Каким Первомай запомнился для читинцев и какой праздник стал в наши дни – опрос ИА «Чита.Ру».

Директор Дарасунской школы №3 на пенсии Валентина Еделева:

- Наши советские люди воспринимали этот праздник, как праздник добра, весны, солнца, света, потому что все хотели, чтобы на земле был мир. И особенно этот праздник играл большую воспитательную роль в школах. Дети узнавали, что собой представляет сегодняшний мир, как люди относятся друг к другу. Это воспитывало в детях дружбу, доброе отношение к другим народам, стремление бороться за мир, за свет, за солнце. Все люди готовились – празднично украшали свои колонны. Это тоже стимул. Дети были заняты, им было интересно, чья колонна будет краше. Они узнавали, что такое флаг, ещё раз узнавали о его роли и роли герба. С этим нарядным, праздничным настроениям выходили на демонстрацию. Это был праздник в каждой семье. Всем внушалось, что людям нужно нести только свет, только добро, отстаивать мир на земле – это самое главное.

Обычно проводился митинг, на котором выступали руководители, лучшие школьники. Каждый с энтузиазмом говорил, чтобы наша страна была сильной, в первых рядах была в борьбе за мир и добро и за хорошее отношение к другим людям.

Массовость объединяет людей. Сейчас люди немного разъединились. Сейчас большую роль играют собственность, деньги, а ведь это не самое главное в жизни. Хотя и без них невозможно. Человеческие качества, нравственность отошли на второй план. Это очень плохо. Сейчас надо воспитывать в детках, в любом случае, патриотизм, любовь к Родине. Раньше было меньше отрицательных сторон в жизни. Люди смотрели друг на друга: насколько дети у него хорошие, как он их воспитал. А сейчас часто судят о человеке насколько он богат.

Глава Красночикойского района Михаил Куприянов:

- Для нас это прежде всего праздник труда. Понятно, что сегодня он не так проводится, как раньше, но отношение к нему самое тёплое. В районе мы объединили праздник с Днём Победы. 1 мая мы проводим районные легкоатлетическую эстафету на приз газеты «Знамя труда» и спортивный праздник.

Раньше было только два праздника – 1 мая и 7 ноября. Люди готовились, это были настоящие праздники и воспоминания о них самые хорошие.

Краевед Алексей Соловьёв:

- Ещё в дореволюционное время была маёвка рабочих в районе Сохатино, которая переполошила местные царские власти. У нас Первомай всегда проходил как большой праздник, народу собиралось много – песни, пляски. Не просто так, по принуждению. Выходили, действительно, как на праздник. Шли, например, с Читы-1. Идти до площади нужно было больше часа, с остановками. Это, по существу, было всенародное празднование. Готовились заранее – как лучше и в каких районах развесить украшения, оценивали потом, выбирали лучших.

Секретарь регионального отделения КПРФ Дмитрий Дюков:

- Этот праздник возник как идея международной солидарности трудящихся, чего сейчас очень сильно не хватает. Мои воспоминания детства – это всегда очень светлый праздник, торжественный. Загодя готовились, надували шарики, готовили флажки, транспаранты. Сейчас пытаются представить, что выгоняли насильно. Не знаю. Для всех это был праздник. Дети, взрослые с удовольствием шли, после этого расходились по гостям. На самом деле он был всенародным. 1 мая и 7 ноября, на самом деле, объединяли людей.

Сейчас этого не хватает. Невозможно искусственно, убрав один праздник, сверху спустить другой и ждать, что народ в едином порыве воодушевится. Например, День независимости России. От кого мы были зависимы? Люди не понимают, что это такое. Все мои знакомые, от 40 и более лет, всё равно отмечают 1 мая и 7 ноября. Это заложено на генетическом уровне. Все мы праздновали, и будем отмечать.

Заместитель председателя совета ветеранов Черновского района Любовь Пряхова:

- Раньше 1 мая все ждали демонстрации, собирались, шли довольные, весёлые, с гармошкой, с песнями. Школьники, например, всегда показывали живые картины. От каждой школы было по восемь картин. В них показывали поле боя, привалы, раненных, как их перевязывали санитары.

Сейчас люди пассивные. На такие праздники ходят мало. Может быть, жизнь такая… Может быть от того, что русскую историю испохабили. Младшие классы вообще представления не имеют, что была война, как праздновали 1 и 9 мая, почему праздник проходил именно 1 мая.

Заведующая центральным ЗАГСом Читы Коноплёва Ольга:

- Я могу сказать, что Первомай отразился в именах россиян. Насколько известно, имена существовали всегда и у всех народов. Однако, традиции, связанные с присвоением имён в разные времена и у разных народов, были различными. В дореволюционное время вопрос с именем ребёнка решался просто. Регистрация новорождённых проводилась только в церкви, где проходил обряд крещения. В церкви были особые книги «Месяцесловы» - в каждый день месяца записаны имена святых. Вот почему было так много Иванов.

В ином положении оказались родители после Великой Октябрьской социалистической революции. Тогда регистрацию новорождённых стали вести отделы ЗАГСов. И родители могли выбрать любое имя. Они смогли даже изобрести новые имена. Очень много имён были образованы от революционных лозунгов, названий учреждений. Например, Икки – исполнительный комитет коммунистического интернационала, Раблен – родился быть ленинцем, Реввола – революционная волна. Есть имена от слов, прочитанных с конца: Нинель – Ленин, Авксома – Москва. Кроме, так называемых канонических имён, вошло в употребление немало славянских – Борамир, Пирасвет, Светазар, Светослав, Доброслава, Любомир, Майя, Мир, Мира, Марта, Станислава. Эти имена пришли к нам с тех времён. Некоторые имена, удачно составленные, прижились, и сегодня они популярны.

Сейчас мы часто встречаемся с такими именами, которые давали от названий социалистических праздников. К сожалению, из-за возраста эти люди уже уходят из жизни. Современные родители перестали давать такие имена своим детям.

Жительница Читы Анна:

- Интересно, но я помню только один Первомай. Тогда мы с семьёй жили в военном гарнизоне Степь. По задумке организаторов, в шествии должны были идти представители всех народов СССР. Моей сестре досталась роль узбечки. Откуда-то достали наряд – тюбетейку, балахон какой-то. Решили заплести, как это полагается по традиции народа, сорок косичек. Вот этими косичками мне и запомнился тот далёкий День весны и труда, который тогда назывался Днём народной солидарности трудящихся. Косички плели всей семьёй, которая насчитывает пять человек. Погода 1 мая была просто ужасная. Настя, чтобы не замёрзнуть, оделась с головы до ног. Косичек тех никто и не увидел. Зато потом их полвечера расплетали. Жаль, что фотографий не осталось. Было бы забавно сейчас заглянуть в семейный альбом и оценить наше парикмахерское мастерство спустя почти 25 лет.

Заместитель начальника отдела по связям с общественностью администрации Читы Александр Лыцусь:

- Прежде всего, это традиция. Традиция отмечать праздник весны и труда. Когда мы говорили о международной солидарности трудящихся, это была определённая нормальная идеологическая компания. Но идея эта была хорошей.

Но сегодня это - традиция демонстрировать своё отношение и к весне и труду. Всё-таки труд в нашей жизни был, есть и надеюсь, будет. Во время праздника люди раскрывались, было больше общения, больше улыбок. Хороший праздник, весенний, я думаю, что он должен остаться.

Раньше 1 мая проходила демонстрация, народ демонстрировал своё отношение к международному дню трудящихся. Опять таки это было под лозунгами: «Слава Труду», «Слава человеку труда». Безусловно были и какие-то идеологические формулировки «Труд и КПСС», например. Это воспринималось нормально.

Поражала массовость демонстраций, на них в нашем городе выходили все. Говорят и то, что на демонстрации загоняли людей. Да были, конечно, бестолковые секретари партийных организаций, бестолковые руководители. Но я на своём примере, как бывший партийный работник, встречал только воодушевление людей, которые шли на демонстрацию.

Ещё раз говорю, что люди встречались, общались, как говорится «согревались», чего там греха таить. Но это был повод ещё раз собраться всем вместе – своим коллективом, коллективами предприятий которые работают неподалёку. Это было всеобщее единение.

Можно сравнить первомайские демонстрации с шествием, которое проходило в прошлом году на День города. Ведь сейчас идут фирмы с коллективом по 15-20 человек, а тогда – Машзавод – несколько сотен, камвольно-суконный комбинат – тысяча. Да, конечно, были элементы организации, но люди в большинстве своём шли добровольно.

Почти то же самое было на 7 ноября. Но тогда было холоднее и народу было чуть меньше, а 1 мая был и остаётся замечательным праздником весны и труда. Ушло понятие «международная солидарность», но дух праздника сохраняется, хотя первые маёвки проходили в конце XIX века, когда люди боролись за права трудящихся.

Депутат законодательного собрания Забайкальского края, глава регионального отделения партии «Справедливая Россия» Александр Михайлов:

- Раньше в советское время этот праздник для меня ничего не значил – какая-то молодёжная тусовка и не более того. Позже – в 90-е и в начале двухтысячных - он тоже ничего не значил. А в последние два года он приобретает значимость, как день солидарности трудящихся. Поскольку наша партия стоит на защите трудового народа, то у нас появилась возможность высказать свои мысли по отношению к правительству, экономическому или стратегическому развитию. В этот день официально разрешено высказывать свою позицию. У нас она, естественно, направлена на защиту трудящихся. Мы не пойдём с лозунгами «Мир! Труд! Май!», наши лозунги будут выдавать конкретику.

С каждым годом 1 мая для меня становится всё важнее и важнее.

Жительница Читы Майя Стебенькова:

- Для меня это день труда. На демонстрации я никогда не ходила. Только тогда когда была совсем маленькой. Смутно помню работников различных организаций с флажками. Праздник для трудящихся людей сейчас, конечно, нужен.

Жительница Забайкальского края Наталья:

- Праздник помню ещё со школьного детства, когда в пионерской форме и с голыми коленками бегала на центральную площадь. Не помню, принудительно или нет. Жили далеко, поэтому поход отнимал много сил. Но этот праздник был знаменателен тем, что с него начиналась весна. То есть все уже сбрасывали тёплую одежду, надевали какие-то лёгкие курточки или вовсе обходились без них.

Позже ходили на демонстрации с коллегами. Для этого на работе специально делали красные флажки и красные гвоздики. В какой-то момент мне перестали нравиться демонстрации, наверное, повзрослела, а потом их и вовсе перестали проводить.

Праздник однозначно нужен. Но уже не как день международной солидарности трудящихся, а как красный день календаря. Чтобы 1 мая можно было заниматься приусадебным хозяйством – копать грядки, садить редиску, отмечая, таким образом, день и весны и труда.

Юлия Золотуева, Егор Захоров

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
ТОП 5
Мнение
Привет, олень. Как я курил 20 лет и ужаснулся, посчитав расходы
Егор Захаров
Редактор
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Должен ли мужчина платить за женщину? Две забайкалки разбирают вопрос
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
В атаке Федорищев! Зачем губернатор Самарской области показал всему российскому футболу «желтую карточку»
Анонимное мнение
Мнение
Школа как в Европе — на селе. Как из старой школы сделали современную в самом сердце Забайкалья
Редакция «Чита.Ру»
Рекомендуем
Объявления