Полтора центнера на турнике, пугало из ОМОНа, кто охранял Гениатулина – Владимир Кивва ответил на вопросы в рубрике «Чита.Ру» «Гость портала».
«Я давал присягу»
- Вы согласны отдать жизнь за Родину? А за власть и за государcтво?
- Я давал присягу. Для меня Родина и государство – единые понятия.
- Вы добросовестно выполняете свой долг Родине? Злитесь ли на Родину иногда?
- То, что я пришёл в милицию по путёвке комсомола, не говорит о том, что меня кто-то заставил присягать. Как можно злиться на Родину? Её, как и мать, не выбирают.
- А как давно лично вы сдавали нормативы по физической подготовке? (У американцев вот генерал может подтянуться 20 раз, если меньше, то в отставку) Сколько раз подтянетесь?
- Командиры моей категории проходят переподготовку в Москве раз в два года. В это же время мы сдаём зачёты по боевой, служебной подготовке. В ноябре 2009 года мне в билетах досталась скоростная стрельба из пистолета и работа на вертикальной стене, то есть спуск, вход в помещение (фасадный альпинизм). Если служу, значит, зачёт получил. Зачёты в том виде, как они принимаются при поступлении на службу, в нашей категории не проводятся, упор больше ставится на организацию, руководство нарядами при проведении массовых мероприятий, ведение режима КТО и так далее. Не знаю, как там американские генералы, но я весом в полтора центнера 20 раз не подтянусь. Однако сил у меня достаточно, чтобы выполнять любую поставленную задачу.
- Как вы относитесь к предложению президента переименовать милицию в полицию? Будете ли вы представляться полицейским, если реформа произойдёт?
- Реформа уже идёт. До 1 января 2011 года у меня есть время принять решение – написать рапорт и стать полицейским либо закончить службу.
- Как вы считаете, престижно ли сейчас быть милиционером? Почему? Чего не хватает российской милиции?
- Для меня быть милиционером - значит приходить на службу людям. Если не я, то кто? Не думаю, что служба престижна, но она нужна. На вторую часть Вашего вопроса Вам не ответят ни я, ни Дума, ни Президент. Иначе бы вопрос о реформе милиции не стоял.
- Владимир Анатольевич, вам рано или поздно на дембель. Не задумывались ли вы о карьере мэра города? Вы достаточно жёсткий, но в то же время адекватно воспринимающий действительность человек, у вас есть опыт работы с людьми и занятия административно-хозяйственной деятельностью, и к тому же ваши связи и знакомства чрезвычайно обширны. Подумайте об этом. Какие ваши годы-то?
- О дальнейшей карьере я не думал, так как моя нынешняя должность требует от меня полной отдачи. Если сейчас озаботиться этим, начать строить новые отношения, заводить знакомства, то выполнять свою работу в полном объёме будет невозможно. Мэр Читы Анатолий Дмитриевич Михалёв способен принести пользу городу в два раза больше, чем уже сделал, я так считаю.
О 90-х и «масках-шоу»
- Пусть Владимир лучше расскажет, как Гениатулина охраняли во время предвыборной компании, и за это машину «Волга» получили, как охраняли рестораны «СК», «Эльдорадо» и так далее..
- Во время предвыборной кампании Равиль Фаритович в составе других, действительно, охранялся одним из моих заместителей. Он в это время находился в отпуске, табельное оружие и спецсредства не использовал, форму не надевал, то есть все требования закона «О выборах» нами были соблюдены, а противостоящая сторона очень внимательно следила, пытаясь найти хоть какой-то изъян.
А что касается автомобиля «Волга», то весь транспорт, который находится в отряде, за исключением спецтехники, принадлежит УВД, а мне передаётся в оперативное управление. Причём я не имею права ни на покупку запчастей, ни ГСМ, то есть финансирование транспорта мне не принадлежит. Оба автомобиля марки «Волга», которые были у меня в отряде, давно списаны, а то, что этот автомобиль выдан для охраны господина Гениатулина, я от вас слышу впервые. По мне УАЗ лучше, его проще использовать на службе. В 90-х годах финансирование на содержание отряда фактически не поступало, и было официально разрешено всем подразделениям подрабатывать.
Действительно, мы одно время охраняли общественный порядок в увеселительных заведениях, но договор заключался с УВД. Вот уже в течение пяти лет мы полностью содержимся за счёт средств федерального бюджета, а подобные услуги оказывает только вневедомственная охрана. Вся деятельность отряда постоянно проверяется ревизорами, различными КРО, КРУ и тому подобное. Также могу вас уверить, мы находимся под пристальным вниманием прокуратуры, а уж средства массовой информации тем более не пропустят и не простят ни одной моей ошибки.
- Насколько достоверны сведения о том, что вышестоящие органы власти используют силы ОМОНа для собственных целей, например, защита собственного бизнеса от мафиозных и иных теневых структур? Бывали ли подобные ситуации в Вашей практике или практике коллег в других регионах нашей страны?
- В настоящее время в связи с изменениями требований в применении сил и средств ОМОН такие случаи стали невозможны. Подобное было в 90-х годах, но о таких пресловутых «масках-шоу» все уже забыли.
«Я всегда был против того, чтобы делать пугало из ОМОНа»
- В каких случаях надо вызывать именно ОМОН? Всё-таки отряд ОМОНа действует, даже в психологических целях, «отрезвляюще» на нарушителей правопорядка, чем наряд милиции!
- Силы и средства ОМОН применяются по прямому приказу первого лица Управления внутренних дел по Забайкальскому краю, то есть начальника, либо лиц, исполняющих его обязанности. При проведении массовых мероприятий ОМОН находится в резерве оперативного штаба, в состав которого по должности входит и ваш покорный слуга. В случае, когда сил милиции недостаточно и требуется просто физическая сила, чтобы предотвратить, либо не допустить негативные последствия, направляется группа бойцов для стабилизации обстановки. Как правило, бойцы не экипируются специальными средствами для причинения каких-либо повреждений гражданам. Повторяю, это делается только с целью обеспечения общественной безопасности. Во всех остальных случаях, а это: групповое нарушение общественного порядка, массовые беспорядки, задержание преступников, антитеррористические мероприятия – силы и средства задействуются по письменному указу вышеназванных должностных лиц. Я всегда протестовал против того, чтобы из отряда милиции особого назначения делать так называемое пугало. Поэтому всегда убираю резерв из поля зрения граждан, дабы бойцы своим видом и снаряжением не провоцировали граждан с нестабильной психикой, которых, к счастью, в Забайкалье практически нет, либо мало. ОМОН всегда присутствует на всех мероприятиях, хотя его порой не видно.
- У вас и ваших сотрудников благородная профессия Родину защищать. Но неприятно, когда такие люди - сильные, отважные - ведут себя не очень вежливо и корректно.
- Полностью с Вами согласен. Я всегда требую от своих подчинённых, чтобы они работали молча и соизмеряли свою силу. К сожалению, не всегда это удаётся, ведь они тоже русские люди, для которых оскорбление действием и оскорбление словом – одно и то же. Готов разбираться по каждому случаю и при подтверждении подобной информации наказать виновных.
- Стали бы Вы стрелять по своим гражданам (невооружённым) во время митингов, если бы Вам приказали?
- Мне не отдают приказ стрелять или не стрелять. Мне отдают приказ об обеспечении общественной безопасности, а объём мер, сил и средств, которые я буду применять, определяю сам в зависимости от ситуации. Во время проведения митингов и других массовых мероприятий сотрудники милиции экипируются в расчёте, что противостоящие им правонарушители не вооружены. Поверьте, что сил и средств достаточно. В случае вооружённого противостояния любой противник будет уничтожен. Но это уже будет не митингом, а бандгруппой. Называйте вещи своими именами. Сотрудники ОМОН очень хорошо знают цену жизни и смерти, поэтому не нужно из нас делать «евсюковых».
- Как вы относитесь к тому что на ОМОН подчас выпадает довольна грязная работа, разгон пикетов митингов, демонстрации. Как было во Владивостоке во время проведения акции протеста против повышения таможенных пошлин на машины, или в Москве во время проведения «марша несогласных» когда сотрудниками ОМОН был задержан ветеран ВОВ? Действия ОМОН в этих ситуациях трудно назвать правомерными, а подчас это откровенная жестокость. Лично мне как налогоплательщику, такое положения дел кажется неприемлемым. Приходилось ли вам становиться участником подобных событий?
- Основная задача ОМОН – силовое обеспечение работы органов внутренних дел. До применения сил и средств отрядов сотрудники милиции обязаны разъяснять неправомерность тех или иных акций. Команду ОМОН на проведение подобных мероприятий дают только в том случае, если милиция не справляется со своими обязанностями и есть пострадавшие из числа сотрудников. Слава богу, в Чите мне не приходилось применять весь арсенал имеющихся в моём распоряжении сил и средств. У нас в крае очень хороший народ, который понимает разумные слова и не продаётся различного рода политиканам, как это наблюдается в других регионах. Не секрет, что за 200-300 рублей на человека можно собрать любое количество демонстрантов и пикетчиков. Но я рад, что читинцы не опускаются до этого.
- Что вы можете сказать по поводу того, что 2 августа 2010 года несколько нарядов ОМОНа нарушала постановление вышестоящего руководства , применяя силу по отношению к военнослужащим в запасе и на пенсии, а именно – к десантникам?
- 2 августа мэр Москвы Юрий Лужков разрешил десантникам купаться в фонтанах. Наряды милиции им в этом не препятствовали и не запрещали публично распивать спиртные напитки, хотя административной ответственности за распитие спиртного и появление в пьяном виде в общественных местах никто не отменял. В итоге всё закончилось массовой дракой у стен Кремля, то есть ничего хорошего от неорганизованного времяпрепровождения не бывает. Мэр нашего города Анатолий Михалёв разрешил проведение официальных мероприятий только на Театральной площади. Никто не позволял пьяным «ряженым» бродить по проезжей части, мешая нормальному функционированию транспорта. При всём уважении к ВДВ никто не давал индульгенции на нарушение общественного порядка. Уважаемые десантники, разберитесь с «ряжеными», не имеющими отношения к тем ребятам, которые действительно прославили голубой берет, они портят вам имидж. У нас тоже есть свои праздники. Поверьте, и мы, и спецназ, в целом, отмечаем их не менее бурно. Однако же никто не страдает от того, что некоторые из нас в этот день «перебрали». Закон есть закон.