Отец Сергий озвучил официальную точку зрения Забайкальской епархии о судьбе музея Декабристов, возможном отсутствии бога в церквях, кризисе веры и вручении наград от РПЦ криминальным авторитетам.
- Какова официальная позиция православной церкви в вопросе музея Декабристов?
- Если мы вспомним историю - этот храм был построен и освящён на средства верующих людей в честь одного из наиболее известных лиц духовного мира архангела Михаила. Этот храм изначально принадлежал русской православной церкви и являлся его собственностью. Храм выполнял свою функцию до тех пор, пока не был отобран и переименован под использование для других целей. Если какой-то человек отбирает у вас принадлежащую вам вещь или предмет насильно, переименовывает этот предмет и присваивает его себе. Будет ли это справедливым или нет? Я думаю, что любой человек здравомыслящий согласится со мной - это неправильно. Где же справедливость в этом вопросе, когда храм бывший в собственности русской православной церкви отобран, переименован, и до сих пор используется по нецелевому назначению? В наше время очень много храмов, монастырей, в свое время отобранных у русской православной церкви, вновь возвращено. Эти храмы и монастыри на сегодняшний день восстановлены и выполняют своё назначение, то назначение, для которого они строились, создавались нашими благочестивыми предками. Нет никакого сомнения, что будет произведён капитальный ремонт, реконструкция, и данный храм будет использоваться по предназначению. Вы видите, наверное, на сегодняшний момент и не из такой разрухи поднимаются храмы. Если посмотреть на монастыри и храмы центральной части России, они в гораздо более плачевном виде возвращались. Сейчас всё это сияет красотой, новизной и приносит людям радость и огромную пользу. Хотелось бы обратиться ко всем жителям города Читы. Дорогие забайкальцы, земляки, призываю всех вас порассуждать о серьёзности и справедливости данного спора, и принять сообразно нашей совести доброе порядочное решение!
- Музей Декабристов и Церковь декабристов – это равнозначные для вас понятия?
- «Церковь декабристов» - выражение такое крылатое, оно уже просто сроднилось. Люди, которые не рассуждают, не понимают в чём смысл, так и думают, что декабристы чуть ли не святые люди. А по сути, декабристы - это политические преступники. Как может быть храм посвящён политическим преступникам? Их же сюда сослали по какой-то причине? Декабристы явились первыми семенами, которые сеялись на почве нашего народа, подготавливая народ к революции. Это вольнодумство. Поднять руку против монарха! Монарх - это помазанник божий. У нас герб российский, орёл двухголовый, символизирует две власти – церковную и светскую. Поэтому, замахиваясь на одну голову, автоматически замахиваешься и на вторую.
- Отец Сергий, скажите, пожалуйста, а не слишком ли воинственно ведёт себя РПЦ в вопросах недвижимости?
- У нас было отобрано и разрушено в революционные годы 700 церквей и 300 монастырей, не считая храмов, которые были в этих монастырях... Вы говорите, что мы много построили? Мы даже десятой части былого не восстановили. В то время был народ верующий, церкви были востребованы. Сегодня, слава Богу, такие времена наступают, когда храмы становятся наполнены людьми. Дело в том , что мы утратили понятие значимости храма в нашей жизни. Нам кажется, что храм, музей и кинотеатр - это равнозначные какие-то понятия. Но это не так! Храм не сравнится ни с чем вообще, потому что храм предназначен для помощи человеку в духовном отношении, то есть храм - это лечебница души. Люди, приходящие в храм, занимаются строительством своей вечной, будущей жизни в духовном мире, а что может быть ценнее? Это деньгами никакими не мерится.
- А как вы относитесь к словам Лаврентия Черниговского о том, что совсем скоро храмы и церкви будут восстанавливаться, но ходить туда не нужно будет – потому что Бога в них не будет?
- Мы знаем об этих пророчествах, дай Бог, чтобы это время не оказалось для нас близким. Сейчас мы видим, что наш мир стремится только к материальному, мы не стремимся быть красивыми душой людьми, мы стремимся быть богатыми материально людьми.
- А разве церковь, как организация, не стремится к богатству?
- Нет, это как прилагаемое. В нашей жизни мы стремимся стать богатыми духовно людьми, красивыми душой. Грех стал модным, сейчас модно курить, материться, зарабатывать деньги легкими путями, сейчас немодно быть честным, порядочным, целомудренным, трудолюбивым – это всё высмеивается. Это нас всё больше и больше отдаляет от Бога, от церкви, от храма, от правильного образа жизни. И на сегодняшней момент мы видим ужасные последствия того безбожного века, который прожила наша страна отвергнув Бога, разрушив церкви. На сегодняшний день наши тюрьмы переполнены молодёжью, детские дома забиты брошенными детьми, никому не нужными. Ведь на Руси никогда такого не было. Никогда. В дореволюционной России тюрьмы и зоны можно было по пальцам перечислить…
- Но ведь согласитесь, что и населения было кратно меньше?
- Всё равно, если посчитать количество людей, проживавших в России и людей, которые отбывали наказания за те или иные преступления, - оно во много крат меньше, нежели сейчас. У нас в каждом городе по три-четыре зоны, и они заполнены битком до отказа. Государство тратит огромные средства, чтобы содержать не только этих заключённых и осуждённых, но и администрацию, которая исполняет служебные обязанности по содержанию этих учреждений закрытого типа. Сколько детских домов, выходцы из которых прямой дорогой идут в тюрьмы? Всё от того, что мы утратили этот духовный стержень в нашей жизни, мы на первое место поставили материальное.
- Скажите, отец Сергий, ведь то, что произошло в 1917 году – это ведь был кризис веры? Значит, опосредованно церковь сама виновата в этом кризисе? Фундамент был слабый?
- Здесь вопрос спорный. Почему? Есть такое выражение "зло опережает", оно имеет в силу своей сущности такое преимущество. Зло в нас движет немножко сильнее. Та революция, которая вершилась в прошлом веке, она была таким испытанием для нашего народа, устоим мы или нет. Слишком глубоко пустило корни морально-нравственное разложение. Появилось вольнодумство в студенческих рядах, в рядах интеллигенции. Стоит учитывать, что православный христианин - это мирный человек. Давайте вспомним, сколько было сослано на каторги и в тюрьмы, сколько было создано новых лагерей, где гноили не только воров, преступников, а где гноили православный народ, лишь только за то, что человек крестился и говорил: «Я - верующий». За то, что учили других людей жить правильно, по-христиански, а ведь единственный стержень нашего учения основан на 10 заповедях Божьих. Если бы все так жили на земле, на земле был бы рай, никакого коммунизма не надо было бы строить! До 37-го года было расстреляно 130 тысяч священников, представьте. Это были все верные чада православной церкви. Они не отреклись, они не изменились, они не прогнулись под новое влияние.
- Отец Сергий, зачастую можно услышать от представителей церкви, что кризис веры в 17 году произошел по вине каких-то внешних сил. Ссылаются на то, что это испытание, которое послано нашей стране.
- Проблема глобальная на самом деле. Не вся вина на нашем народе, на церкви. Дело в том, что России всегда завидовали. Богатая страна, обширная территория, колоссальные природные ресурсы. Как взять? Ведь если мы посмотрим на Европу, на наших окружающих соседей – там, в Европе, ничего нет, ни золота, ни нефти, ни газа, ни леса, а пользоваться хочется… И надо пользоваться, потому что без этого не проживёшь. Но пользоваться хочется как? Задарма, подешевле, чтобы повыгодней было. А как, если народ духовно здравый? Если чиновники непродажные, если люди неподкупные, если люди выполняют обязанности свои служебные по совести, по христиански? Они поняли, что покуда не вырвать из народа нашего из русского духовный хребет, на котором держится всё тело наше народное, нас не одолеть. Ведь сколько с нами ни воевали, сколько нас ни пытались поработить - никто не смог.
- Но это спорно!..
- Татаро-монгольское иго хотите вспомнить?
- Почему нет?
- Это становление было России. Россия этим крепла в этой борьбе. Междоусобица прекратилась, народ сплотился. Как и после Великой Отечественной войны. Как правило, горе подвигает нас к каким-то таким качествам, которые потенциально заложены в нашей душе. Но мы их проявляем в критических моментах, ситуациях. Знаете, я тоже пытался в первые годы моего прихода в церковь обращаться к теме революции 17-го года. Я пытался понять, читал историческую литературу. И сделал вывод - хорошая жизнь в то время была, она послужила тому, что народ стал отходить от церковных устоев. Если мы обратимся к истории, во время царствования последнего императора Николая II. Численность населения России увеличилась на несколько миллионов. А вспомним годы перестройки? Детей вообще люди не рожали, потому что было плохо, туго, мы не были уверены в завтрашнем дне. Можно ли говорить, что в начале прошлого века были годы плохие? Что человек был угнетён, порабощён, как нам описывала социалистическая история, что он прогибался под гнётом неимоверным, что нас уродовали, а мы в это время почему то плодились, подавали всем пример в мире? Если мы вспомним, наши купцы до революции открывали магазины в Америке, когда американцами у нас-то и не пахло совсем! Мы были богатейшей страной, у нас было много богатых людей, состоятельных…
- То есть зарвались эти богатые люди?
- Это послужило и служит и посей день... Покажите мне хотя бы десяток богатых людей в нашем городе, которые непрестанно стоят на службах в церкви? В наше время много богатых людей. Богатство отталкивает человека от Бога. Он сам себе хозяин. Зачем ему идти к Богу? Зачем ему чего-то себя лишать, в чем-то себя урезонивать? Я могу всё, у меня всё есть. Сегодня хочу - на Гоа полечу. Он считает себя хорошим, порядочным человеком. Зачем ему надо ходить «лбом пол расшибать», как они говорят? Есть такие слова евангельские, когда Господь сказал: «Трудно богатому войти в Царствие Божие: легче верблюду сквозь игольное ушко пролезть, нежели богатому войти в царствие божие». Богатство заслоняет в душе человека всё доброе, всё хорошее. Среди святых отцов есть такое выражение «Сребролюбие есть корень всех зол».
- Сребролюбие или богатство? Всё-таки сребролюбие это любовь к деньгам, это зарабатывание денег ради денег, а богатство, мне кажется, это другое, нет?
- Есть хорошие примеры, когда богатые люди очень много добрых дел делали. Давайте вспомним равноапостольного князя Владимира. Был богатейший князь в своё время, это не помешало стать ему истинным христианином и наперекор времени и требованиям окружающих его людей отречься от всего этого и начать другую жизнь, не только самому, но и призвать своих соотечественников.
- Подождите, но, с другой стороны, Владимир был политиком. Он понимал, что только внедрив единую религию, можно сделать государство крепким и цельным. Какое будет государство, если вышел в соседний двор – а там уже другие божки в почёте? И православие силой было введено на Руси…
- В начале – да.
- Он выбрал религию, которая позволяла быть его государству независимым (позднее - от того же Папы).
- Он понимал, что Бог один, и вера тоже должна быть одна. И понимал, что только истинная настоящая вера может послужить связующим звеном, которая будет объединять народ крепкой нитью духовной. В то время он послал во все концы мира своих послов, чтобы они принесли ему известия о вере каждого народа. И когда пришли послы, посетившие Византию, и сказали: «Не знаем, где мы были, на небе или на земле, такая красота богослужения в христианском храме! И ведь бабка твоя Ольга мудрая была княгиня, она ведь тоже избрала эту веру!» Князь Владимир, конечно, преклонился перед этим выбором. Но ещё одно чудо послужило к принятию веры христианской. Как известно, он ослеп. Во время крещения он прозрел и физически, и духовно. Такое чудо было явлено на нём как на основателе нашего государства, православного государства. Это было не зря дано ему, такое вот духовное откровение. Он понял, что эта вера не только объединит наш народ, но и возвысит наш народ над остальным миром. Мы всегда являлись примером порядочности, добрососедства и трудолюбия – всех хороших качеств.
- Что же тогда князья друг с другом не дружили?
- Это было время становления. Это пережитки тех языческих времен. Вы знаете, откуда тянется выражение «тяжёлый понедельник»? В своё время церковные старосты должны были записывать, кто посетил храм в воскресный день, а кто нет. Потом в понедельник с утра, на городской площади, устраивали порку тем людям, которые пропустили богослужение. Потом, постепенно, конечно, от этой практики отошли. Народ стал понимать, для чего вера нужна. Чтобы мы явились таким вот богоносным народом, хранили истинную веру, показывали народам пример жизни. Поэтому напускались какие-то испытания, которые являлись таким становлением для нашего народа. В труде, в борьбе закаляется человек. Любой спортсмен. Штангист, к примеру. Он что, легко добивается каких-то успехов? Он через пот, через труд многодневный, многотрудный добивается успеха. Так же и человеческая душа. Она проходит много всяких испытаний, борьбы, прежде чем стать такой красивой, богатой, богоподобной.
- Цель любой религиозной организации – увеличение числа верующих. Не кажется ли вам, что католическая церковь более грамотно ведёт политику укрупнения своих рядов? Они привлекают больше молодёжи, постоянно организуют международные молодёжные слеты… Католическая церковь упрощает свои каноны, догматы. То, что в православии, честно говоря, редко встретишь. А католики - они постоянно что-то делают, организуют. Даже их литература религиозная написана понятным языком...
- Вообще Священное Писание нас учит оценивать людей или организации по плодам. «Судите дерево по плодам его». Хорошее дерево — хорошие плоды. Плохое дерево, значит, и плоды плохие. Вот давайте посмотрим на плоды католической церкви. На сегодняшний день в Европе узаконены однополые браки, и это с благословения той же самой католической церкви! Мы боремся за качество. Невозможно человека насильно или каким-то обманным путем привлечь к тому, чтобы он любил Бога, любил правильный образ жизни и приносил тем самым пользу себе и окружающему миру. Та жизнь, которая там, на западе, сейчас ведётся, ведь там практически человеческих отношений не осталось... Там только деньги, деньги, деньги… Не зря в своё время католическая церковь организовала индульгенции, когда за деньги продавалось отпущение грехов. Разве это соответствует христианскому учению?
- А разве соответствует христианскому учению то, что криминальные авторитеты получают из рук патриарха награды за благотворительность?
- Я не знаю подлинно предмета заданного Вами вопроса. Бывает, что мы судим людей по внешнему, а оказывается, что внутренний мир его гораздо лучше, чем внешние проявления. Бывает наоборот. Человек с сущностью волка надевает на себя овечью шкуру. Такие вопросы надо глубже рассматривать. Награды даются действительно за благотворительность. И в своё время Господь Бог расставит все точки…