Омского капитана ГИБДД уволили за использование ненормативной лексики во время планёрки. Допустима ли нецензурная брань в общении с подчинёнными, материтесь ли вы, можно ли за мат увольнять? — корреспонденты ИА «Чита.Ру» опросили мужчин-руководителей.
Вице-премьер краевого правительства Геннадий Чупин:
- Я считаю, что выражаться матом на планёрках недопустимо. Все мы не ангелы, и бывает всякое, но на рабочем месте нужно следовать правилам делового тона, потому что мат оскорбляет. А если человек при власти, при должности, то он воспринимается как представитель государства. Ему нецензурно выражаться категорически нельзя. Я, конечно, бывает, могу сматериться. Но это происходит в быту. Безотносительно кого-то. Если молотком по пальцу, например.
Генеральный директор ФК «Чита» Евгений Заидов:
- Если присутствует женщина на планёрке, то нецензурную речь мы себе не позволяем. У нас же специфический коллектив. Конечно, после игры в обсуждении матча иногда проскальзывают нецензурные слова, но мы это осуждаем. Уволить за мат, конечно, можно: если он идёт в оскорбительной форме по отношению к человеку, а если он просто, как дополнение к нашему русскому языку, то ничего страшного.
Начальник Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю Вячеслав Корольков:
- Матерных слов, конечно, в своём лексиконе при общении с подчинёнными на совещаниях я не применяю. Но если какое грубое слово в сердцах выскользнет, то извиняюсь, разумеется, перед личным составом или нахожу какой-то другой способ извиниться. Ненормативная лексика у нас на планёрках не применяется. А чтобы увольнять за мат? Я не соглашусь с этим. Это не нарушение трудового законодательства, а вопрос воспитания. Да и в жизни есть такие случаи, когда человек срывается и матерится, не потому что ему этого хочется: в экстремальных обстоятельствах. Вот произошло землетрясение в Турции. Несмотря на толчки, спасатели продолжают разбирать завалы, пытаются спасти всех, кого возможно. Если они и матерятся, то вряд ли кто их за это осудит.
Директор газеты «Эффект» Андрей Батьковский:
- Капитан ГИБДД из Омска — работник государственной структуры, а там, непременно, должны соблюдаться правила в общении с коллегами, и мат, конечно, недопустим. У меня проскакивают порой такие слова. Гордиться здесь нечем. Ненормативная лексика ведь от бедной речи. Если человек не может подобрать в разговоре нормальные слова, а заменяет их матом, то это его не красит. Люди, которые работают в государственных службах, должны себя сдерживать - не материться. Увольнять бы человека, который профессионально и качественно работает за то, что он матерится, я бы не стал.
Вице-премьер краевого правительства Александр Холмогоров:
- На планёрках, совещаниях, деловых встречах я, конечно, не позволяю себе использовать в речи ненормативную лексику. Порой проскальзывают ругательные слова, когда мы обсуждаем сложные моменты работы, например, кочегарок или строек. Это редко. С коллегами мы стараемся общаться нормально и не использовать в речи нецензурную брань. Что касается увольнения: то нужно знать в какой ситуации это происходило, если эти оскорбления были направлены против конкретного человека, то, конечно, за это надо наказывать.
Директор ООО «Мастер Склад Чита» Андрей Лейно:
- Знаете такую поговорку «Мы матом не ругаемся, мы на нём разговариваем»? (смеётся) Нас в коллективе трое мужчин, поэтому, конечно, бывает, что в речи встречаются маты. У нас за это не увольняют, и даже вряд ли замечают это. Считайте мат рабочим термином, он не считается оскорблением, не персонифицирован, ни к кому лично не относится, употребляется не для того, чтобы кого-то унизить или оскорбить.
Директор ДМРСУ Сергей Бессонов:
- Я вообще не умею материться. Можете даже с моими людьми пообщаться: не было случая, чтобы я кого-то материл. Бывает, ругаю, на повышенных тонах разговариваю, но нецензурной бранью не выражаюсь. Видимо, у военных и у полицейских есть какие-то нормы по этому поводу, раз уволили капитана. Статьи в законодательстве общем по этому поводу нет. По-человечески, это, конечно, не хорошо. Опозорена честь мундира. Но вообще-то я такой статьи в трудовом кодексе не знаю.
Частный предприниматель Александр Голованов:
- Я допускаю ненормативную лексику в общении с подчинёнными, особенно с мужиками. Работают у меня простые люди, им понятней, когда я просто «по-русски» обрисую задачу, чем я буду подбирать каждое слово, стараясь художественным языком рассказать, куда и что приделать. Конечно, грешу я матами и при женщинах подчинённых, но это уже привычка, от которой не могу избавиться. А в принципе ничего плохого в этом не вижу. Я же к словцу использую маты, а не в качестве ругательства в сторону подчинённого.
Мария Воронова, Татьяна Пояркина