Это целый ритуал. Белая простынь на стене, коробка скрученных диафильмов, заряженный синескоп, скрипучее покручивание ручки…Так можно почувствовать себя киномехаником в наше время, но всех тонкостей этой работы всё равно не поймёшь. Домашние синескопы от своих старших братьев кинопроекторов отличаются не только размером, сложностью управления, но и масштабностью демонстраций.
- Начинали мы работать на угольных кинопроекторах. Для современного кино это реликвия, многие даже не знают, что это такое, - вспоминает киномеханик с 40-летним стажем Галина Полякова. В кинотеатр «Забайкалец» она пришла работать в 1964 году. За это время сменила три поколения кинопроекторов, перекрутила километры киноплёнки, выучила наизусть сотни фильмов, встретила «кинолюбовь», вырастила 5 детей.
Девчонкой в кино не бегала. Хотя тогда в советское время в городе было с десяток кинотеатров. Старейший «Забайкалец», «Юность», «Родина», «Спутник», «Октябрь». Был кинотеатр и в Песчанке, чуть позже построили «Удокан».
- На месте нынешнего зоопарка, возле Парка пионеров, - вспоминает Галина Михайловна, - был небольшой клуб, в котором вечерами крутили фильмы.
Вот с этого клуба и началось знакомство с работой киномеханика. Галина Михайловна закончила читинскую школу №49, которая в то время была с производственным обучением (гораздо позже её переквалифицировали на углубленное изучение английского языка). Тогда с 10 класса нужно было определиться и выбрать квалификацию – медсестра или киномеханик.
- Признаюсь честно, сама хотела пойти учиться на медсестру, но меня не взяли, баллов, что ли, не хватило, и всех, кто не попал, отправили учиться на киномеханика, - рассказывает Галина Полякова.
Летнюю практику пришлось проходить в клубе возле пионерского парка. После первого года обучения Галина Полякова сдала экзамен на помощника киномеханика, в кинотеатр после школы пришла уже со второй категорией. Работа закрутилась.
«Сердце» любого кинотеатра – добротный кинопроектор, обеспечивающий яркость изображения, оптимальную фокусировку и превосходный контраст.
- Это я уже у более современного кинопроектора. Начинали же мы работать на угольных. Вместо ламп, встроенных в современные кинопроекторы, были длинные угольки, поставленные в ровный ряд. Их нужно было зажечь и кинопроектор запускался. А потом весь сеанс нужно было проверять, не погасли ли угли.
- А если погаснут?
- Тогда фильм идёт, а на экране темно. Зрители свистят. Хотя тогдашняя публика к таким техническим сбоям относилась с пониманием. Сейчас, наверное бы, такого не потерпели.
Галина Михайловна рассказывает, что и плёнка в то время была горючая, на нитрооснове.
- Тоже за ней надо было следить. Если, не дай бог, она где-нибудь застряла, то мгновенно вспыхивала.
Поэтому кинопроекторы первой половины ХХ века оснащались мощной противопожарной системой. Бобины с фильмом закрывались в противопожарные боксы, а осветительная система оснащалась противопожарной заслонкой.
- Это наш коллектив. В советское время в «Забайкальце» работало 8 киномехаников в две смены. По четыре человека в день. Был у нас и старший киномеханик, и инженер. Они отвечали за работу кинопроекторов. Сломается что-нибудь - к ним бежим. Мы же отвечали за демонстрацию фильмов.
После угольных кинопроекторов пришло время ламповых. С ними работать было проще. Хотя тоже поначалу фильмы делились на 10 минут. В один кинопроектор заряжали плёнку первых 10 минут, в другой – вторых 10 минут. Сложность - сделать незаметным переход. Потом заряжали следующий кусок фильма и так до конца.
- А уже начало фильма перекручивали и несли в другой зал. «Забайкалец» двухзальный. Конечно, казусы случались. Порой с вечера забудешь перекрутить последнюю часть фильма, на следующее утро запускаешь, а у тебя всё вверх ногами на экране. Поэтому к работе киномеханика нужно подходить ответственно, как и к любой другой…
- Это тоже фотография из кинотеатра. Отмечали юбилей «Забайкальца», правда, не помню, сколько лет… Недавно вот думала, сколько же лет нашему кинотеатру - так и не сосчитала. Думаю, больше 80. Поначалу же в этом здании была конюшня, а потом уже кинотеатр выстроили.
«Забайкалец» в советское время был главным детским кинотеатрам города. На показы приводили школьников и ребят из детских садов.
- Это и был наш зритель. Показывали сказки, мультики. Ребятня радостная выходила из залов. Телевизор же тогда не был так популярен. Поход в кино – событие. Народу всегда ходило много. До 16.00 показывали детско-юношеские фильмы, а уже вечером - взрослые.
- Помню, больше месяца мы проработали на аншлагах фильма «Пираты 20 века». Люди смотрели по нескольку раз. В то время популярными были индийские фильмы: «Зита и Гита», «Бродяга» и другие.
«Забайкалец» в городе считался далеко не главным кинотеатром. Основным был «Родина», большей вместимости. Тогда фильмы в прокат выдавала читинская кинокомпания. Она распоряжалась, какой фильм и на сколько кому дать.
- Известные фильмы к нам попадали уже позже, но зритель всё равно шёл. А вот детские, конечно, нам давали первым. Коллектив у нас был дружный, на субботники всегда ходили с удовольствием. Подметали вокруг территорию, белили бордюры.
- Вот все на крыльце кинотеатра сидим. Весёлые
- Это уже после субботника, а может быть демонстрации, разливаем по 5 грамм. Куда без этого? (улыбается)
Со своим супругом Галина Михайловна познакомилась тоже в кинотеатре: только не в «Забйкальце», а в «Юности».
- Подруга меня уговорила уйти из кино в энергосбыт. Мол и зарплата больше, и занятость меньше. Я сгоряча согласилась. Уволилась и месяца не проработала, пришла обратно, а место моё уже занято. Взяли меня в «Юность» на время. Там в будке киномехаников мы и познакомились. А потом меня быстро вернули в «Забайкалец».
Родили 5 детей, двое из которых двойняшки: мальчик и девочка. Две дочери и три сына, уже подарили 7 внуков. А вот семейная жизнь не сложилась.
- В культуре всегда работали за копейки… А тут дети. Он ушёл на стройку, и эта среда его погубила. Пить начал. Сначала аванс, получку отмечал, потом каждые выходные… Да что говорить, боролась как могла. Не уберегла. В 41 год замёрз… Я старше его была на 7 лет, так в 48 и овдовела.
Младшим детям тогда было 12 и 7 лет. Подняла всех сама...Вот один из моих пятерых, в луже стоит.
- Время, конечно, другое было. Вот смотрите, это мы на демонстрацию идём всем коллективом. У нас была целая колонна на параде — работники кинотеатров. Транспарант тяжёлый: «60 лет кино», мужчины его несли.
- В 90-е всё изменилось. Начали открываться видеосалоны, народ из кинотеатров схлынул. Мы уже в убыток работали. Один зал сдавали в аренду, там дублёнками торговали. Начали коллектив сокращать. Я держалась до последнего. Потом предприниматель взял «Забайкалец» в аренду, начал ремонтировать. Нам сказали, что пока предложат другую работу, а после ремонта все вернутся на свои места. Два года там посуду мыла. Кинотеатр открыли, переименовали только в «Центавр». Аппаратура современная, работать стало легче, и начали, как говорится, своих на эти места проталкивать. И рассказывать не хочется... В общем, уволилась я в 2004 году, проработав там 40 лет. Уходила с болью в сердце, сразу сказала: «Звать будете, не приду».
- Звали?
- Через полтора месяца позвонили: возвращайтесь, Галина Михайловна. Не пошла...если бы всё было как прежде, я бы до сих пор там работала...
Для участия в проекте достаточно просто позвонить в редакцию: 400-828, 400-824 или написать на электронную почту редакции info@chita.ru, и мы в удобное для вас время отсканируем и вернём фотографии.