Мы запустили новый проект «Город изнутри», чтобы познакомить вас - наших читателей — с теми местами, в которых большинство не было никогда. Объектами нашего внимания станут существующие заводы, предприятия, учреждения, здания, мимо стен или заборов которых читинцы проходят ежедневно, но не догадываются о том, что находится внутри. В этом заключается единственная цель нашего проекта. Мы — фотографы и журналисты — не хотим показать, как всё плохо или, наоборот, хорошо в нашем городе. Мы не стремимся попасть туда, куда нас гарантированно не пустят — в оружейные склады, хранилища Центробанка или… Хотя, кто знает — может быть, мы, а вместе с нами и вы, попадём и туда.
Экспертно-криминалистический центр УМВД России по Забайкальскому краю оставляет ощущения колоссальной по масштабам и специфическим сложностям работе при настолько явной до абсурда внешней простоте. Так с виду обычный серый ящик становится хроматографом с масс-селективным детектором, что бы это ни значило.
В ЭКЦ, в трёх отделах - специальных исследований, криминалистических экспертиз и учётов и экономических экспертиз - служит 43 человека. Они обрабатывают информацию и отвечают на вопросы следователей со всего региона. В кабинетах в тёмных мешках, обмотанных скотчем, с прикреплённой биркой про дело стоят вещественные доказательства. В основном — изъятая спиртосодержащая продукция. Одной экскурсии по центру достаточно, чтобы представить масштабы незаконного оборота и употребления отравы.
«А вот здесь применяется метод тонкослойной восходящей хроматографии, - пугает меня терминами наш экскурсовод, главный эксперт отдела специальных исследований ЭКЦ, Оксана Шамаева. - В этой лаборатории исследуются практически все органические и неорганические соединения: наркотические средства, психотропные сильнодействующие ядовитые вещества, взрывчатые вещества, алкогольная продукция, красящие материалы, продукты выстрела, металлы и сплавы, стекло и керамика, продукты горения.
Вот аппарат для перегонки спиртосодержащих жидкостей: нагреваем спирт, при температуре 80 градусов он испаряется, и исследование протекает дальше».
На хроматографе с масс-селективным детектором исследуются синтетические наркотические средства, сильнодействующие вещества. Устройство оборудовано библиотекой, любое неизвестное вещество, если оно имеется в библиотеке, легко определяется. Другой аппарат снимает ИК-спектр веществ, чтобы по библиотекам, имеющимся в компьютерной базе, а также в библиотеке, имеющейся в самом аппарате или литературных источниках определить природу вещества.
Устройство размером в комнату — молекулярно-атомный спектрометр. Он раскладывает любое вещество, его микропримеси, по элементам. Например, здесь исследуются следы продуктов выстрела, смывы с поверхности рук позволяют ответить на вопрос, было ли это самоубийство или убийство, производил ли человек выстрел или нет — с помощью аппарата возможно доказать или опровергнуть его причастность к выстрелу. Можно узнать, носил ли человек во внутреннем кармане своей одежды пистолет или какие-нибудь драгоценности — настолько чувствителен спектрометр, настолько микроскопического количества вещества достаточно для его работы.
«Если человек держал в руках оружие, на них остаются характерные металлы, которые не распространены в общем быту. При смыве с рук буквально нужно совсем немного вещества, чтобы доказать, что человек контактировал с оружием», - поясняют для меня в отделе.
Огромный, похожий на шкаф генератор дуги некогда вышел из строя. Был приобретён новый, уместившийся в чёрную коробку — «шаровая молния» — за почти полтора миллиона рублей.
Этот микроскоп позволяет исследовать микрообъекты волокнистой природы, в нём можно рассмотреть в отдельности каждое взятое волокно, определить его морфологические признаки, установить диаметр, его природу. Помогает доказать или опровергнуть, что маски для ограбления, например, были сделаны именно из этого старого свитера с обрезанными рукавами. Или найти микроволокна с одежды погибшего на одежде подозреваемого.
«Жаль, что микроскоп изготавливался в КНР, лампочки стоят недорого, одна — 30 рублей, но возможно закупать только в комплекте ценой 10 тысяч рублей», - сокрушаются эксперты.
В отделе автотехнической экспертизы устанавливают обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, проводят транспортную трасологию, исследуют детали и восстанавливают изменённую маркировку транспортных средств. Здесь дают ответы на поставленные следователями вопросы: высчитывают скорость транспортных средств по следам торможения и их разлёту после столкновения.
«Несмотря на заинтересованность участников ДТП и резонансных преступлений эксперты-автотехники шаг за шагом исследуют все обстоятельства дела, схемы дтп, устанавливают истину, - признаётся начальник отдела специальных исследований Игорь Иваненков. - Работа интересная, в этом не откажешь. Приходится ночевать, потому как дежурство круглосуточное. Готовы сорваться с места по телефонному звонку».
В медико-криминалистической лаборатории выполняются экспертизы по «прижизненному восстановлению капиллярного узора изменённых кистей рук тел» и «восстановлению прижизненого облика человека по черепу».
Сами черепа хранятся здесь же, на упаковке — гендерные символы, указывающие пол людей, кому некогда эти кости принадлежали. Говорят у такой методики — положительные результаты. По фотопортрету установили личность и раскрыли убийство. Здесь же обувь сравнивают со следами. В работе — три пары ботинок из Карымской.
Чудо техники стоимостью 300 тысяч – видеокомпаратор. Внутри него установлены видеокамеры, осветители, фильтры. С этим компаратором работают над установлением подлинности документов. Возможностей, по словам экспертов, в нём много. Ещё больше — на миллионы рублей — в сейфе накопилось фальшивых купюр. Одну дают подержать в руках. Работа мастеров впечатляет.
Микроскоп сравнительный криминалистический предназначен для сравнения объектов и, как это ни странно, выглядит космическим объектом. В данном случае, следов на пулях и гильзах. Он на одно визуальное поле для исследователя задаёт два изображения, которые можно сопоставить: из одного ли пистолета были произведены выстрелы, например.
А вот ещё один умелец из одного из районов края с самодельным оружием: магазин ПМ-овский, всё остальное - ручная работа. «Поверьте, мы многое видели, но такое мастерство, редко встретишь. Даже уважения заслуживает», - добавляет эксперт.
- Нужно понимать, что каким бы совершенным ни был прибор, он обслуживается людьми, оценку результатов проводят люди, калибруют приборы тоже они. То есть чем сложнее прибор, тем больше возможности исследований, но требования к сотруднику меньше не становятся. Прибор не даст ответ на поставленный вопрос.
«Мы не имеем право выносить решение по одному анализу, это должен быть непременно комплекс. Но даже когда все процедуры выполнены, эксперт должен быть внутренне абсолютно уверен в своём решении. Абсолютно. А любое сомнение трактуется в пользу подозреваемого», - добавляет Оксана Шамаева.
Елена Романова
Фото: Алексей Абраменко