Когда Вера Макарова играет на балалайке, она может принимать самые разные образы. За один её концерт перед вами проносится столько мест, времён и настроений, сколько хватило бы на целый хороший отпуск. Казалось, что после концертов Архиповского мы знаем о балалайке всё, но вот инструмент попадает в женские руки и начинает вести себя совершенно иначе. И все слёзы и переживания, весь смех и задор музыканта отражаются от зала горящими глазами и благодарными аплодисментами.
На следующий после концерта день мы встретились с Верой Макаровой в одной из гримёрок филармонии, чтобы поговорить о концерте, о музыке и о родине.
– Как получилось, что вы, родившаяся в Забайкалье, переехали жить в Красноярск?
– Я поехала поступать в Академию музыки и театра, и за мной переехала вся семья. С тех пор мы там так и остались. Можно было поступить в другие города, но дело в том, что когда я была ещё маленькая, меня услышал профессор Владимир Александрович Аверин, который предложил мне поступать к нему, как только вырасту. Так я и сделала.
– И сразу же после окончания учёбы появилась возможность в Красноярске работать?
– Как только я поступила, сразу устроилась на работу в Красноярский филармонический русский оркестр и уже 17 лет там работаю.
– Сегодня молодёжь стремится в основном к тому, чтобы научиться играть на гитаре. Гитарная музыка покорила мир. Вы же доказываете, что, играя на традиционной русской балалайке, можно добиться успеха и занять достойное место в обществе.
– Наверное, можно на любом инструменте добиться успеха. И на маленькой дудочке, и своим голосом. Если душа поёт, и сердце требует творчества, то это может выражаться на разных инструментах, независимо от того, популярен он или нет. Так и в моём случае.
– То есть балалайку выбрали вы сами? Или это был всё-таки выбор родителей?
– Нет, это моя любовь к инструменту. Когда мы жили в Чите, моя мама работала в музыкальном училище концертмейстером, и у меня была возможность слышать все возможные инструменты. В какой-то момент я услышала балалайку и была покорена тембром, мягкостью, разнообразием приёмов. И все другие варианты отпали сами собой.
– В каком возрасте?
– Я достаточно поздно пошла на балалайку, лет примерно с десяти. До этого ещё в садике я занималась на фортепиано, но там немного не сложилось. Потом я пошла на спортивную гимнастику, и там у меня была травма. Я хотела вернуться туда, но мама сказала, что вторую травму уже не выдержит и просто не пустила меня заниматься дальше. И тогда мы подумали, что можно снова вернуться к музыке. Можно было пойти на виолончель, на домру, на фортепиано, на что угодно. Но я услышала балалайку, и моя душа прильнула. И это моя любовь на всю жизнь.
– Вчера на концерте было сказано о том, что в Красноярске сильно развито забайкальское землячество. В чём это выражается? Вы имели в виду только музыкантов или нет?
– Нет. Много встречается людей из Читы, из Забайкалья. Я сама родилась не в Чите, а в Балее. И, казалось бы, этот город вообще далёк. Но оказывается, что не только из Читы, но и из Балея там много людей. Это было настолько удивительно узнать. Сейчас там действительно много читинцев. Многие из них занимаются музыкальным творчеством и добиваются успехов, раскрывают свои таланты.
– И ваше выступление с ансамблем имени Будашкина тоже не на голом месте возникло? Вы вместе учились?
– Когда я поступала, Сергей Колядин учился уже на последнем курсе. То есть в стенах академии мы параллельно учились год. А что касается ансамбля Будашкина, то с другим его составом я играла ещё в музыкальной школе. Через три года после того, как я стала играть на балалайке, мы сделали совместную программу на полчаса. Это было другое поколение ансамбля, другой стиль. И первые мои шаги были сделаны тогда, мы даже записали на радио в студии несколько произведений. Эти записи у меня до сих пор хранятся, и я очень трепетно к ним отношусь. Поэтому для меня играть с ансамблем Будашкина всегда очень волнительно.
– А программу эту вы подготовили давно? Ведь вы играли без пюпитра.
– Да, эта программа без пюпитра, но она у меня недавно. С ансамблем нам пришлось за четыре репетиции всё собрать, потому что у меня не было времени выбраться пораньше, чтобы вдоволь нарепетироваться.
– Как вы оцениваете уровень фестиваля «Цветущий багульник»?
– Для меня большая честь принять участие в нынешнем «Цветущем багульнике», когда здесь выступают действительно мировые звёзды. Потому что сейчас статус фестиваля поднялся очень высоко.
– А какие впечатления от вашего концерта?
– Замечательные. На родине играть всегда очень душевно. И, конечно, я была очень рада.
– Как вы считаете, за что можно любить Читу и Забайкалье?
– Я Читу люблю и всегда буду любить за то, что это моя родина. Я сюда приезжаю за забайкальским небом. В Красноярске не хватает этой глубины, высоты неба, чистоты. И, конечно, здесь остались люди, родные по духу. Все родственники переехали со мной, но здесь есть друзья, к которым всегда стремится душа и с которыми хочется видеться как можно чаще. Каждый приезд в Читу – это для меня большой праздник и отдых.
– Но сейчас у нас, к сожалению, с небом ситуация так себе…
– А всё равно хорошо.
– Что вы пожелаете забайкальцам?
– Хочется, чтобы, несмотря на все заботы, проблемы, люди не забывали отдыхать. Ходили на концерты, потому что в этом призвание филармонии и нас, музыкантов - дарить людям отдых. Тогда, может, и переосмыслится что-то или легче решится. Нужно не забывать окунаться в сферу музыки, которая всегда окружает и спасает человека. В мире действительно очень много хорошей и разной музыки, которая несёт праздник душе. И пусть сердце радуется вашему небу. Смотрите на него чаще, дышите им. Вы – счастливые люди, потому что живёте здесь!