«У нас два главных праздника - Рождество и Пасха. Но если бы не было Рождества, то и Пасху не пришлось бы праздновать», - говорят в римско-католической церкви, которая 10 лет работает в Чите на улице Мостовой. Раньше на этом месте были гаражи, а сейчас храм, куда каждое воскресенье в полдень сотня читинских католиков спешит на службу, а 24 декабря — на праздничную, рождественскую.
Здесь стоит запах ладана. При входе в храм располагается кропильница с освящённой водой, в которую окунают пальцы правой руки, и затем крестятся. Также на входе совершается коленопреклонение. Мужчины должны снять головной убор, а вот женщинам необязательно покрывать голову. Настоятель прихода отец Милош рассказывает, что в католические церкви Японии, Кореи, Индии принято заходить босиком. У нас же такого нет.
В самом храме нет привычного иконостаса. Вместо него - невысокая алтарная ступень. Выделяется центральная часть — алтарная. В этом месте происходит богослужение и горит неугасимая лампада — символ присутствия в храме Иисуса Христа в пресвятых дарах: тело и кровь Христа - хлеб и вино. После второй мировой войны католическим церквям разрешили, чтобы эта лампа была электрической.
О том, что 23 декабря проходит праздничная служба, говорят не только торжественные слова настоятеля и песнопения монахинь под аккомпанемент органа, но и адвентный венок с четырьмя свечами, украшенные мишурой сосны, и, конечно, вертеп.
Самый главный вертеп находится в храме. Вифлеемская звезда, Дева Мария, Волхвы, ясли с сеном, в которые по лестнице спускается младенец Иисус Христос. Отец Милош уточняет: «После обеда младенец будет лежать в колыбели. Ступени лестницы - четыре недели адвента, которые он должен пройти». Настоятель рассказывает, что вертепы начали устанавливать ещё в 13 веке, а в те времена, когда преобладал стиль барокко, между католическими приходами проходили соревнования на лучший вертеп: святые и люди изображались в человеческий рост.
Службы в католической церкви длятся около часа. В храме стоят ряды молитвенных скамеек, а внизу — низеньких скамеечек (на них преклоняют колени во время богослужения). На скамьях лежит сборник с песнопениями. Помимо икон в храме есть статуи. Отец Милош говорит, что православие отвергает такое изображение святых, считает это «слишком очеловечиванием». Католики же не видят в этом ничего плохого.
В храме стоит статуя Антония Падуанского - католического святого, проповедника, одного из самых знаменитых францисканцев. По словам отца Милоша, к нему обращаются, если что-то потеряли, и не только вещь. «Обращаются, когда потерялся человек, начал пить, бродяжничать. Молятся, если кто-то сам себя потерял в жизни...», - уточняет настоятель.
Икон в храме немного. На одной изображен Господь милосердный. «Кто будет с упованием на эту икону смотреть, получит много даров божиих», - говорит отец Милош и объясняет, что Ветхий Завет запрещал изображать бога, но когда Иисус Христос обрёл человеческое тело, свершилось Рождество Христово, с тех пор можно изображать Господа на иконах.
«Мы тоже христиане, как и наши братья православные. У нас западное христианство. Там подход к Богу более антропологический. Мы тоже верим, что Иисус Христос настоящий Бог и настоящий человек, совершенный человек. Православие трактует Христа распятым как победителя над смертью. У нас — Бог замученный, который стал человеком», - рассказывает отец Милош. Он приехал в Россию из Чехословакии 15 лет назад. Был настоятелем католических приходов в Саранске, а на Магадане служил помощником, в Забайкалье — четыре года, последние полгода является настоятелем. Говорит, что здесь отношение к человеку в рясе уважительное. «Здесь люди с уважением относятся к священнослужителям. Конечно, в интернете, да и за глаза говорят всякое, но в лицо обхаять священника никто себе не позволяет. Такого здесь не встретишь».
Если для отца Милоша это четвёртое Рождество в читинском приходе, то для монахинь-сестёр — десятое. Они в Чите с 2002 года. За это временя они смогли создать настоящую сказку для читинских ребятишек — открыли детский сад. Точное название — благотворительный центр помощи семье и детям. Сюда, в первую очередь, попадают детки из мало обеспеченных семей, где роль папы и мамы лежит на одних женских плечах, а если остаётся место, то в сад ходят дети прихожан. Воспитание здесь не религиозное, но пропитано христианскими ценностями. Ребят не заставляют молиться, но родителей всё же предупреждают, что детей их воспитывают четыре католических монахини.
В Рождество сад не работает. Монахини готовятся к вечернему ужину. «Жаль, что вы не увидите наших ребят. Мы до среды не работаем. Праздник. Всё равно проходите, посмотрите на наши группы», - говорит монахиня Урсула, которая приехала в Забайкалье из Польши. В столовой скворчит на сковороде рыба для вечернего ужина, рядами стоят столы и стулья под каждый рост. Во всех комнатах ёлки, украшенные, как на открытках, и вертепы.
Для сестёр есть специальная молильная комната. Монахини живут в детском саду, поддерживают здесь идеальный порядок. На помощь в воспитании малышей приходят волонтёры, раз в неделю проводят занятия психолог и музыкальный работник.
В центр ходят 15 дошкольников и столько же школьников, на продлёнку. Желающих, конечно, больше. Садик бесплатный. Но родители стараются помогать. Не так давно за их счёт открыли игровую комнату, где качели, горки и бассейн с мячиками. Те родители, которые не в силах оказывать финансовую поддержку саду, приходят на помощь сёстрам: откликаются на участия в субботниках.
Перед садом — детские площадки. Одна для малышей центра, другая для всех желающих. «Мы приглашаем волонтёров с нами сотрудничать, дружить. Приходите, попинайте мяч с нашими детьми, а то мы уже старенькие», - улыбается сестра Урсула и торопится на подготовку праздничного ужина.
...Порой кажется, что в нашем небольшом городе тебе практически всё известно. Конечно, есть что-то новое, но оно не удивляет так, как наличие полноценной католической церкви с доброжелательным настоятелем со взглядом, устремляющимся вдаль, и необыкновенным акцентом, который о православии говорит аккуратно, тактично и только с приставкой «наши братья». Отец Милош признаётся, что нести другую религию в православной стране нелегко, говорит, что «порой невыносимо тяжело» и тут же добавляет: «Бог этого хочет, он позаботится. Я служу Иисусу Христу, который находится в прихожанах. Мне не важно, сколько у меня прихожан, 14 человек или 4 тысячи».
Отец Милош в подробностях рассказывает о появлении католиков и католического прихода в Забайкалье, а это было ещё в 18 веке. Говорит о межрелигиозной этике, когда крещёному в православии человеку, который вдруг решил, что легче на службе сидеть, чем стоять, поэтому надо стать католиком ( а такие случаи бывают), советуют идти в родную церковь. «Для смены конфессии должны быть очень серьёзные причины, просто так по одному «хочу» этого не происходит». К крещению тоже отношение серьёзное. На веяние последних лет, когда родители отказываются крестить своих детей со словами: «Вырастет и сам выберет себе религию», - отец Милош отвечает: «Если я знаю, что для спасения души самое лучшее, что я при Боге, почему я не могу пожелать этого для своего ребёнка».
...Сочельник — рождественский ужин начался, как положено, с появлением первой звезды. Переломлённый рождественский хлеб, пожелания всяческих благ друг другу, на столе только постные блюда, ужин сопровождался колядками, а после — ночная служба.