Оказывается, праздность есть отдохновение от зарабатывания денег, а не от труда. Такие, умонастроенческие беседы, призванные остановить читателей дабы задуматься, ведёт в «Славе труду» Юрий Житлухин с настоятелем храма Спаса Нерукотворного отцом Владиславом. Поводом для беседы послужили не только наступавшие в то время праздники, но и пресловутый конец света, которого не было. «Вот возьмите очередной (на моей памяти десятый) конец света. Да, по Библии он неизбежен, но точную дату конца времен не знает никто. А сейчас кто-то играет, манипулирует сознанием людей, те впадают в истерику и атакуют магазины, закупая продукты, воду, фонарики, свечи... Если наступит конец света — свечи и тушёнка в ящиках никого уже не спасут», - рассказывает отец Владислав.
Читать, где найти кнопку «оп»
- В православной церкви отношение к праздникам весьма вдумчивое — это то время, когда человек находится в праздности. Но это не когда пребываешь в безделии, а в состоянии отказа от повседневных дел, которые помогают заработать на хлеб насущный. То есть праздность — это отказ от работы, которая приносит прибыль, но не отказ от труда, который приносит пользу ближнему. Не отрешение от заботы о своих домочадцах, от посещения храма и совершении богоугодных дел, это время, которое мы особым образом посвящаем Богу. Читая Евангелие, мы видим, что Господь очень часто совершал чудо исцелений в субботу, священное для иудеев время (в этот день для них недопустимо совершать любое дело). Тем самым он показывал — в любой день можно совершать добрые дела. Например, ещё до революции у русского народа было принято в праздник прийти к страждущим — в больницу, тюрьму, детский дом или иное место. Но на сегодняшний день с печалью можно констатировать, что происходит обратное: человек не накапливает за праздники душевную силу, а, наоборот, безмерно растрачивает её.
Отец Владислав, на мой взгляд, здесь прав — и истина бывает беспощадна. Ну да, да, без нотаций не обошлось, но ведь нужно найти истолкование своей безнравственности, хотя бы для самого себя. И не знаю, что это — кризис среднего возраста, мороз на улице, усталость? Или журналистское тщеславие, гордыня, страх? Сила печатного слова велика, равно как и ответственность — и всё чаще задумываешься о вещах, с бытом не связанных... Просит душа размышления, общения — ведь изначально человек добр, и к добру его душа тянется, особенно в дни торжеств, и опять-таки «но»... Прожить день не зря — вот итог праздника, а не тяжкое алкогольное похмелье, равно как и во всей своей жизни (так и тянет добавить прилагательное «грешной»). Но сегодня человек воспринимает праздники как индульгенцию от всех дел, то есть вообще ничего не делать, а провести этот день в постыдных грехах. Причина, на мой взгляд, не только в неумеренных страстях — само отношение к праздникам должно измениться. - Не в гордыне, а в смирении прожить жизнь свою, а большего заряда духовных сил получить негде, кроме как в церкви, - говорит отец Владислав. - К сожалению, современный человек не любит думать, размышлять. Требует во всём простоту — нажал кнопку, и — «оп», есть результат. Людям нравится нагромождение слов, ведь если что-то сложно — то проблема, требующая решения, поиска, а если просто... То это просто грех. И они пытаются во всём оправдать себя, слукавить: поставил свечку — грехи списались, купил святой воды — очистился... И почти каждый заранее уверен, что Бог добр и простит нас, мол, не я такой плохой, а жизнь нас заставила. Но есть внутри нас ещё и совесть, которая пусть и не явно, напоминает нам, что мы творим беззаконие. Чтобы двигаться вперед, нужно растоптать ближнего — и это господствующая идеология. Но зачем? Зачем все это лицемерие, лукавство...
Как странно, не правда ли? С одной стороны, говорим о днях беззаботных, а с другой — получается, что в радости мостим себе дорогу в... И наиболее ярко это наблюдается в праздниках, пришедших к нам извне. «Тлетворное влияние запада» - мы в своё время так часто слышали эту фразу, что перестали обращать на нее внимание. И в этом есть своя ирония. Помните день солидарности трудящихся? С многолюдными колоннами, транспарантами, симуляции единства и торжественности. Антипод крестного хода. Только Первомай более известен как время шабаша немецких ведьм в Вальпургиеву ночь. Несколько раз, меняя облик, но, не меняя сути, этот праздник прочно утвердился в нашем календаре.
Или Хэллоуин — по сути, магизм, попытка договориться с потусторонними силами, одеваясь как демоны: мол, не обижайте нас, мы такие же бесы, как и вы. А День святого Валентина? Превратили любовь в не особо ценную бандероль. Ну почему мы заимствуем наиболее отвратительные праздники? Воспринимаем это как сказку, не видим здесь ничего плохого?
- Нередко мы узнаем, что в приличной семье дети стали наркоманами или совершают дикие поступки, кончают жизнь самоубийством. И причина одна — человек, живущий помимо церкви, легко становится игрушкой потусторонних сил, когда зло перестаёт быть игрой. Вот возьмите очередной (на моей памяти десятый) конец света. Да, по Библии он неизбежен, но точную дату конца времен не знает никто. А сейчас кто-то играет, манипулирует сознанием людей, те впадают в истерику и атакуют магазины, закупая продукты, воду, фонарики, свечи... Если наступит конец света — свечи и тушёнка в ящиках никого уже не спасут. Задумываться надо о собственном конце времени и готовиться к этому душой. Не лучше было бы ту энергию, которую тратите на беготню по магазинам, направить в дело спасения своей души — посетить храм, помолиться, почитать Евангелие?
Юрий Житлухин.
P.S. Бывает, ночью не можешь уснуть. Перебираешь в голове слова, людей, вспоминаешь свою жизнь. И часто бывает мучительно больно и мучительно стыдно. Утром почти всё проходит, но всё равно из души в сознание по капле просачивается — все мы под Богом ходим, но Господь своих не бросает. Надо готовиться к своему концу света, надо, чтобы, когда предстанешь перед престолом Всевышнего, тебе было что сказать...«Слава труду», №149
«Сельская новь» перепечатывает интервью с молодым бизнесменом из Акши — Анной Ивановой, которая самостоятельно открыла дизайн-студию «Автограф», где делает всякую сувенирную продукцию. «Большая проблема, с которой столкнулась в начале ведения своего дела, - аренда помещения. На тот момент в Акше вообще было нечего арендовать. Поэтому производственный цех, складское помещение находились у меня дома. Очень часто приходилось слышать благожелательные претензии своих клиентов о том, что надо выходить в народ. Да и сама я это прекрасно понимала. Но найти тогда удалось только небольшое помещение в Доме культуры. Сейчас же арендую площадь в недавно построенном торговом комплексе. И вот здесь я уже по-настоящему ощутила, что такое поток населения», - делится бизнес-секретами Анна.
Читать про слабых конкурентов из Читы
Biznes-chita: Анна, почему ты решила заняться бизнесом? Ведь твоя профессия журналиста далека от предпринимательской сферы??
Анна Иванова: Так происходит в моей жизни, что каждые четыре года случаются какие-то повороты. И вот в один из таких поворотов я вернулась домой, в Акшу. Два месяца отдыхала, приходила в себя, набиралась сил. А потом месяц сидела в Интернете. Была уже задумка начать свое дело, но хотелось что-то интересное, нестандартное найти. Чтобы занятие было по душе, так сказать, работа и хобби в одном флаконе. И нашла — сублимационную печать. Это техника нанесения изображения на различные поверхности: ткань, стекло и т. д. Вот и решила заняться изготовлением сувениров. А журналистика мне очень помогла. Когда возникали какие-то проблемы и нужно было докопаться до истины — я уже знала, как это сделать. Много полезных связей и знакомств осталось. Но и, конечно, умение нестандартно мыслить, находить общий язык с людьми - это тоже благодаря моей прежней деятельности.
Biznes-chita: Почему все-таки остановилась на этой сфере?
А.И.: Сама люблю дарить необычные подарки родным, друзьям. Правда, со своей занятостью давно этого уже не делала. Честно признаться, я сама сапожник без сапог: у меня даже нет футболки, специально запечатанной для себя. На выбор повлияло и то, что это совершенно новое для акшинцев, а новое всегда привлекает.
Biznes-chita: Как началась твоя предпринимательская деятельность?
А. И.: Знала, что в Центре занятости оказывают поддержку начинающим предпринимателям. Составила бизнес-план, сделала презентацию, прошла курсы по обучению предпринимателей. Когда пришла на защиту проекта, комиссия мне сначала не поверила. Смущало то, что аппаратуру, расходные материалы нужно было закупать за пределами Забайкальского края. В Чите это, конечно, есть, но продается с большими накрутками, переплачивать бы пришлось в два-четыре раза! Мне все-таки удалось отстоять свой проект. В мае 2010 года зарегистрировала свое предприятие — дизайн-студию «Автограф». И закипела работа...
Сначала четыре месяца осваивала технологию. Делала это, в основном, ночью. Проходила уроки в фотошопе, информацию собирала, училась с техникой управляться. Презентация продукции прошла в День села. В тот год, 2010-й, Акше исполнилось 260 лет. И это был такой маркетинговый ход: представить на суд большого числа людей свои творения. Выручка того дня — это рекорд, который я ещё не побила. Есть у меня планка, к которой надо стремиться.
Большая проблема, с которой столкнулась в начале ведения своего дела, - аренда помещения. На тот момент в Акше вообще было нечего арендовать. Поэтому производственный цех, складское помещение находились у меня дома. Очень часто приходилось слышать благожелательные претензии своих клиентов о том, что надо выходить в народ. Да и сама я это прекрасно понимала. Но найти тогда удалось только небольшое помещение в Доме культуры. Сейчас же арендую площадь в недавно построенном торговом комплексе. И вот здесь я уже по-настоящему ощутила, что такое поток населения.
Biznes-chita: А конкуренцию какую-то чувствуешь?
А. И.: В принципе, в районе у меня конкуренции нет. Правда, видела однажды объявление в газете «печатаем на футболках». Сначала подумала — всё, конкуренты, меня забудут. Но нет. Эта фирма как внезапно появилась, так же внезапно и исчезла. А посоревноваться по качеству я, в принципе, могу и с читинскими предпринимателями. Как-то женщина решила сделать внукам подарки, а у меня не было футболок нужного размера. Посоветовала обратиться в читинскую фирму. Месяца через два она вернулась ко мне — не смогли ей там сделать то, что надо. Много моих знакомых, которые живут в Чите и без проблем могут обратиться в местную фирму, заказывают продукцию у меня.
Biznes-chita: Что ты сейчас можешь предложить своим клиентам?
А. И.: В первую очередь то, что произвожу сама. Перечень большой: это кружки, брелоки, магниты, футболки, сумки, стеклянные часы и разделочные доски... Последние, кстати, вообще как картины покупают, говорят, резать на них жалко. Самое главное, что я предлагаю, так сказать, эксклюзивные вещи, то есть подарки делаю индивидуальные. Иногда перефотографирую, чтобы качественнее было. Надписи тоже индивидуальны. Мне порой достаточно одного слова — кто получатель подарка по профессии или есть ли у него чувство юмора — и в голове уже куча мыслей, какой сувенир предложить. Каждый раз усложняется задача, потому что постоянные заказчики приходят с надеждой, что ты предложишь что-то новое. Это специфика работы на селе. Если в городе люди каждый раз новые, то у меня-то народ один и тот же, и ты всегда должен как-то удивить. Но с другой стороны, не стоишь на месте. Я даже смеюсь: на выставке в магазине стоят кружечки новые и те, что были изготовлены два года назад — такая бездарность! А на тот момент это казалось так сложно! Также изготавливаю визитки. Есть заявки на блокноты. Наверное, тоже ими займусь. Еще коллажи, календари делаю, печатаю фотографии, оказываю услуги по ксерокопированию и ламинированию.
Вышла недавно на фирму, выпускающую интересные сувениры, заказала, и теперь они — на стеллажах моего магазина. И люди приходят, как в музей. Интересно наблюдать за их эмоциями: это и искренний смех, и удивление. И почти каждый для себя отмечает: как только появятся деньги — сразу ко мне, за новогодними подарками.
Biznes-chita: Как планируешь развивать свой бизнес? Какие планы на будущее?
А. И.: Начинаю осваивать интересную упаковку подарков. Зашла на сайты, посмотрела — голова кругом. Это ведь тоже своеобразная профессия — красиво упаковать презент.
Ещё появился интересный раздел — «Автограф акшинских умельцев»: предлагаю местным мастерам приносить свою продукцию на реализацию. Беру только комиссию за продажу. Конечная цель — создание каталога акшинских умельцев. Четыре мастера уже принесли свои изделия: вязаные и плетеные из бисера. Представлены также изумительные поделки из дерева, лозы, бересты мастера из Кыринского района.
Biznes-chita: Сложно было тебе, новичку в предпринимательской сфере, открыть свое дело?
А. И.: Конечно. Ведь, например, существует много нюансов в сфере налогообложения, пенсионного и трудового законодательства. И если в производственной сфере у меня был учитель, то в правовой не было опытного наставника. Самой пришлось набивать себе шишки. Было много слез, сначала руки опустятся, посидишь день-два, подумаешь, оказывается, есть выход. Хорошо, что в нашем селе уже появился нормальный доступ к сети Интернет. И когда идешь решать какой-то вопрос, то предварительно стараешься теоретически подготовиться, и соответственно чувствуешь себя уже уверенней. Честно, если бы мне сейчас сказали — а давай, начни все заново — я бы задумалась. Это то же самое, что с опытом материнства на второго ребёнка решиться.
Хочу отметить, что мне очень помогла моя семья: мама, папа, брат. И сейчас моей работой очень интересуется дочь. У неё есть склонности к рисованию, лепке. Надеюсь, со временем я могу передать ей свое дело.
Самое главное, я получаю удовлетворение от своей работы. Когда ты помогаешь создать человеку подарок мечты, а потом видишь его эмоции — это непередаваемые ощущения. Он получает заряд эмоций от тех людей, которым преподнес подарок, а я от него — двойной заряд.
Материал опубликован на сайте http://biznes-chita.cоm.
«Сельская новь», №99-100
За последний месяц в нашей ленте много новостей из Акши. Вдобавок к предприимчивой девушке есть материал об акшинской авиакатастрофе, пересыпанный терминологией лётчиков, насколько я понимаю. Самолёт — ИЛ-12, пассажиров — 23, среди них двое детей. Вылетали из Внуково, направлялись в Хабаровск. «18:30. Пытаясь визуально восстановить ориентировку, экипаж дважды снижался над неизвестным им горным районом. Ввиду малого остатка топлива, не восстановив ориентировку, экипаж принял решение совершить посадку у виденного им населённого пункта, с чем сообщил в РДС Чита. 18:55 (0:55 местного времени). При выполнении 4 захода на посадку, на высоте 200-250 м от уровня выбранной площадки, самолёт столкнулся с сопкой, покрытой лесом, и потерпел катастрофу», - крушение произошло в трёх километрах от Акши.
Читать, кому удалось спастись
Москва, аэропорт Внуково, 30 сентября 1957 года. Двадцать три пассажира регулярного рейса №11, среди которых двое детей, удобнее усаживаются в кресла самолета ИЛ-12. Конечный пункт маршрута — Хабаровск. Для них, кроме одного пассажира, и пятерых членов экипажа это был последний полёт.
Приняв самолёт в аэропорту г. Иркутск, экипаж 134-го авиаотряда продолжил выполнение рейса № 11 Москва-Хабаровск.
15:10 (здесь и далее время московское) — вылет из аэропорта Иркутск. Погода по маршруту полёта: облачность 6-9 баллов, слоистокучевая, кучево-дождевая высотой 600-1000 м, дождь. Расчётное время прибытия в а/п Чита — 17:00. В это время над Читой была кучево-дождевая облачность высотой 1000 м, видимость 10 км, стояла тихая погода. При выходе из зоны РДС (радио-диспетчерская служба) Иркутска самолёт почему-то начал уклоняться от ЛЭП (линия эксплуатации полетов) вправо.
15:31. По обзорному радиолокатору было зафиксировано уклонение вправо на 17 км. Диспетчером РДС Иркутск Бутенко никаких мер к выводу самолета на ЛЭП принято не было. Из РДС Иркутск в РДС Чита самолет был передан с ещё большим уклонением от маршрута на юг (40-50 км). РП (руководитель полетов) а/п Иркутск Картавов за полетом не следил и об отклонении самолёта от ЛЭП при выходе из зоны РДС не знал. Диспетчер РДС а/п Улан-Удэ Мальковский не включил обзорный радиолокатор для наблюдения за полётом. Получив пеленг, на карте его не проложил, движение самолета по направлению не проконтролировал.
16:08. После пролета Улан-Удэ, поданным радиопеленгаторов а/п Иркутск и Улан-Удэ, отклонение от трассы составляло около 30 км вправо. Экипаж, имея эти данные, мер для вывода самолёта на ЛЭП не принял.
16:28. Экипаж получил пеленг от радиопеленгатора а/п Чита, который, хотя и был неточен, но показывал отклонение самолёта к югу от трассы. Лётчики, получая пеленги, не воспользовались ими для уточнения направления своего полёта. Ни один пеленг на карте не был проложен.
16:40. При подходе к зоне РДС Чита самолет пеленги получить не смог. Ввиду значительного уклонения его на юг от трассы экипаж также не смог настроить радиокомпас на приводные радиостанции Беклемишево и Читы. Не установив связи по командной радиостанции, экипаж снизился до 2400 м и перешёл на визуальный полёт в районе дороги Дарасун-Акша. Видимо, приняв её за дорогу Романовка-Чита, что севернее Читы, экипаж сменил курс на южный, тем самым еще больше удаляясь на юг от Читы.
Диспетчер РДС Чита Баранов и РП Макаров за полетом не следили.
17:25 -17:33. За этот период времени, даже при наличии уверенной серии пеленгов радиопеленгатора а/п Чита, проявив преступную халатность и бездеятельность, они не приняли никаких мер с целью оказания помощи для вывода самолета на аэродром, несмотря на полученное сообщение с борта, что экипаж не обнаруживает приводные радиостанции, не может получить ни одного пеленга и не знает своего местонахождения. Приняв серию истинных пеленгов, указывающих, что самолёт находится южнее Читы, экипаж продолжал производить полёт, изменяя курсы и не используя полученные пеленги для следования в а/п Чита.
18:30. Пытаясь визуально восстановить ориентировку, экипаж дважды снижался над неизвестным им горным районом. Ввиду малого остатка топлива, не восстановив ориентировку, экипаж принял решение совершить посадку у виденного им населенного пункта, с чем сообщил в РДС Чита.
18:55 (0:55 местного времени). При выполнении 4 захода на посадку, на высоте 200-250 м от уровня выбранной площадки, самолёт столкнулся с сопкой, покрытой лесом, и потерпел катастрофу. Один из пассажиров получил тяжёлые ранения. Остальные пассажиры и члены экипажа командир Леонид Новиков, второй пилот Валентин Шанин, бортмеханик Федор Иванисов, бортрадист Александр Липатников и бортпроводник Галина Творогова погибли.
Катастрофа произошла в 3 км юго-восточнее н/г Акша. Самолет задел деревья, потеряв левую ОЧК. Продолжая сталкиваться с деревьями и разрушаясь, самолет упал в перевернутом положении на противоположном склоне на высоте 850 м и в 340 м от места первого столкновения с деревьями.
Комиссия, расследовавшая авиакатастрофу, сделала вывод, что ее основными причинами являются потеря ориентировки и неправильные действия экипажа по её восстановлению, неудовлетворительное руководство и плохой контроль за полётами в РДС Иркутск и Чита. Виновником трагедии, кроме экипажа, является диспетчер РДС Чита Баранов. После лётного происшествия он приказал совершить подлог — произвести запись в журнале о непередававшейся команде «Возьми курс 3 градуса». Руководитель полетов Макаров не контролировал действия Баранова, что не принял мер к оказанию помощи экипажу. Зам. командира 136-го авиаотряда по движению Конопляников, прибыв РДС в 17:45 (за 1 час. 10 мин. до катастрофы), проанализировал обстоятельства и имеющимися пеленгами, указывающими на отклонение самолета к югу, не воспользовался, проявив полную беспомощность. Также виновными признаны диспетчер а/п Иркутск Бутенко, руководитель полетов Картавов, диспетчер РД Улан-Удэ Мальковский и в целом руководство 134 и 136-го авиаотрядов — за плохой контроль за работе экипажей и служб движения...
Итак, всему виной — пресловутый человеческий фактор, который в наше время в еще большей степени стал виной многих трагедий на воздушном и другом транспорте.
Материал подготовил Сергей Киселёв.
От автора. После выхода статьи А. Макарова «Люди думали — началась война» в редакцию газеты обратилось несколько очевидцев той трагедии. Мы выслушали их рассказы, их видение произошедшей авиакатастрофы. Есть некоторые противоречия. Одни говорили, что на месте катастрофы несколько лет произрастала малина, а другие — подсолнухи. По-разному называли время падения самолета. Через столько лет подробности происшествия, очевидно, стушевались. Мы очень благодарны всем, кто помог нам приоткрыть завесу тайны той страшной авиакатастрофы. Большое спасибо!Авиационные катастрофы и происшествия в СССР в 1957 году:
1. Катастрофа Л И-2 в Ульяновской области.
2. Авария АН-2 в Магаданской области.
3. Авария МИ-4 в Магаданской области.
4. Катастрофа Л И-2 в Ставропольском крае.
5. Катастрофа ИЛ-12 в а/п Магдагачи.
6. Катастрофа ЯК-12 в а/п Марково
7. Столкновение двух ИЛ-14над Киевом.
8. Катастрофа ИЛ-14 в Львовской области.
9. Катастрофа ИЛ-12 в районе н/п Акша.
10. Катастрофа ИЛ-12 в Полярной авиации.
11. Катастрофа ИЛ-14П в Московской области
12. Катастрофа ИЛ-12 в Еврейской АО.
«Сельская новь», №99-10
«Может быть, сакральный смысл кроется и в названии «Барханы»? Ведь никаких песков, а тем более барханов тут нет. Что, если изначально в названии местности присутствовало слово «бурхан», или называлась она «Бурханы»? Так монголо-язычные народы называют божество, незримого хозяина горы, ручья, реки или скалы. Русские, осваивавшие Приаргунье, возможно, изменили название. Примеров подобных превращений топонимов много. Хребет Ябалгани дабан («проходимый, проезжий перевал») стал Яблоновым, река Джирек - Жирейкой, речка Онохой — Анахоем...», - Алексей Мясников вкусно рассказывает про древнее Забайкалье в «Советском Приаргунье».
Читать и прогуляться по Барханам
Открытие произошло во время путешествия по Нерчинско-Заводскому району, в долине реки Аргуни. Неоднократно мы с краеведом и археологом Романом Федотовым обследовали её надпойменные террасы, сопки, луга. В течение нескольких лет удалось найти стоянки первобытного человека, наскальные рисунки (петроглифы) в устье одного из притоков Аргуни — реки Урова. Казалось, что ещё можно открыть?
Тем не менее, в конце сентября 2012 года мы обнаружили ранее неизвестные петроглифы. Можно сказать, нам повезло. Роман слышал от местных жителей, что в местности Барханы есть странные каменные кладки, похожие на те, что встречаются в долине Урова. Именно их мы и высматривали.
К сожалению, кладки так и не посчастливилось найти. Зато Роман на скале, затерявшейся средь бурелома, разглядел яркие, хорошо «читаемые» фигурки, нарисованные красной охрой.
Хорошая сохранность писаницы (так традиционно называют петроглифы сибиряки) объяснима её расположением. Вся композиция размещена на чуть наклонённой к земле скальной плоскости, обращенной на юг. Таким образом, рисунки хорошо защищены от дождей. Мхи и лишайники, которые могли бы повредить их, на сухой, хорошо прогреваемой солнцем стене, почти не растут.
В верхней левой части композиции древний художник разместил два ряда вертикальных чёрточек (в верхнем — три, в нижнем — пять). Подобные знаки называют числовыми. Рядом с чёрточками просматриваются четыре пятна. Ниже числовых знаков изображено несколько крестов, напоминающих не то птиц, парящих в небе, не то фигурки людей.
Внизу скального «полотна», у самой земли, запечатлена группа из двух человечков с расставленными в стороны руками. Они размещены так, что от одного к другому легко провести диагональ.
Между человечками и крестами заметны затёртые временем знаки, в которых угадываются круги, фигурки животных.
Несколько обособленно выглядят точки в верхней правой части «картины». Под ними - с трудом просматривающиеся зооморфные изображения.
Справа от полотна — небольшая естественная ниша. В ней есть изображение какого-то животного (собаки?), а также знаки в виде точек, прямоугольных оградок.
Под нишей найдены бронзовое украшение с петелькой, костяная бусина, фрагмент железной пластины и несколько фрагментов жжёных костей. Эти находки с уверенностью позволяют утверждать, что здесь в древности был жертвенник. Люди жгли мясо жертвенных животных, подносили духам ценные вещи.
Примечательно, что рядом со скалой заметна округлая кладка из крупных камней. Не исключено, что это могила вождя или шамана. Основания для такого предположения даёт тот факт, что вблизи святилищ с писаницами, как правило, простых людей не хоронили. Проверить это получится только после раскопок.
Пока же можно констатировать, что аналогичных памятников в Нерчинско-Заводском районе немного. По стилистике, новый петроглиф похож на упомянутую Усть-Уровскую писаницу, которая находится на отдельно стоящей скале возле заброшенного села Закамень. В её правой верхней части красной охрой нарисованы три ряда точек. Левее и ниже угадываются два стреловидных значка. Один похож на галочку или латинскую букву «V», другой выглядит как указатель направления. Последний касается силуэта большой хищной птицы, повернувшей голову и распластавшей крылья. Под ней нарисованы ещё две птицы (одна в очень плохой сохранности: нет одного крыла), человечек и фигурка животного (по всей видимости, собаки). Большая птица гораздо светлее, чем остальные фигуры. Возникает ощущение, что она доминирует над ними, покровительственно обнимает крыльями и мелких птиц, и человечка. Вполне возможно, её нарисовали в другое время, нежели всё произведение.
Подобные знаки и фигуры известны на примере множества других забайкальских петроглифов. В частности, точки, кресты, оградки и птицы характерны для группы писаниц, названных академиком Алексеем Павловичем Окладниковым селенгинскими. Он признавал их произведениями иератического искусства, основанного «на немногих застывших ритуальных формулах и условных знаках-сигналах, сквозь которые лишь изредка и с трудом, вопреки его основной направленности, пробиваются отзвуки реальной жизни». Сопоставив эти символы с материалами из древних погребений Забайкалья и Сибири, а также с произведениями искусства, учёный датировал селенгинские писаницы бронзовым веком и связывал их с культурой плиточных могил.
А.П. Окладников обратил внимание, что на некоторых петроглифах «наблюдаются переходы знака креста в изображение птицы и не только птицы, но в человека». По его мнению, это были близкие символы, связанные с небом, культом солнца «как источника производительных сил природы». Такие «переходные» знаки мы и видели на петроглифе в Барханах. Ученик А.П. Окладникова, кандидат исторических наук, археолог Алексей Васильевич Тиваненко считает, что петроглифы можно буквально прочитать. Сравнивая знаки сибирских писаниц с рисуночной основой древнекитайских иероглифов, он увидел между ними много общего. Алексей Васильевич убеждён, что наскальные рисунки - древнейшая пиктографическая письменность Сибири и значительной части Азии. Он доказывает, что именно на её основе китайцы и создали свою иероглифическую письменность.
Пиктография — рисуночное письмо. Его знаки выражают не столько слова, сколько понятия. По А.А. Тиваненко, изображение человеко-птицы трактуется как мифологический образ родоплеменного духа, оградки — как родоплеменная территория. Чёрточки и пятна в сочетании с изображениями людей и животных (подобные тем, что мы зафиксировали) означали счёт, численное значение предмета. Большинство петроглифов Забайкалья, убеждён исследователь, читаются почти так же, как шаманские мольбы с благополучии.
Удастся ли применить методику А.П. Тиваненко к нашим петроглифам — дело будущего. Тем же читателям, которых заинтересовал его подход к дешифровке петроглифов, рекомендую книгу Алексея Васильевича «Древняя письменность Сибири», изданную в Чите в 2011 году.
Учитывая сходство открытых нами петроглифов с селенгинскими, предварительно следует отнести их к эпохе бронзы — раннего железа. Однако, пока не нужно спешить с выводами об их принадлежности к писаницам селенгинского типа, а тем более к культуре плиточных могил.
Не следует забывать и то, что наскальные рисунки могли служить объектами поклонения и в более позднее время, вплоть до этнографической современности. Путешественники XVIII — первой половины XX веков наблюдали, как буряты и эвенки совершали обряды у так называемых писаных скал, испрашивая у духов удачи на охоте, личного благополучия, умножения стад. Возле петроглифов предсказывали будущее, приносили клятвы. Ещё в начале XX века были живы старики, которые утверждали, что могут «прочитать» знаки на скалих.
Особенное, сакральное значение скал с древними рисунками зашифровано и топонимике. Например, Айха-шуллун переводят как «страшный камень». Под термином «айха» понимается священное шаманское место, куда входить непосвященным нельзя. В низовьях Селенги есть Шаханская писаница. «Шажан», как поясняет А. В. Тиваненко, означает «чёрная (шаманская) вера, «шахан» - «божба» (клятва). Может быть, сакральный смысл кроется и в названии «Барханы»? Ведь никаких песков, а тем более барханов тут нет. Что, если изначально в названии местности присутствовало слово «бурхан», или называлась она «Бурханы»? Так монголо-язычные народы называют божество, незримого хозяина горы, ручья, реки или скалы. Русские, осваивавшие Приаргунье, возможно, изменили название. Примеров подобных превращений топонимов много. Хребет Ябалгани дабан («проходимый, проезжий перевал») стал Яблоновым, река Джирек - Жирейкой, речка Онохой — Анахоем... Поэтому мы с Романом Федотовым решили назвать скалу с петроглифами Бурханы. На наш взгляд, это название лучше всего отражает суть памятника. В прошлом сюда приходили люди, рисовали магические знаки, которые были мольбой к бурхану и предкам о даровании счастья, увеличении поголовья диких и домашних животных. Однако лучше всего понять смысл и значение писаницы Бурханы, её связь с другими произведениями наскального искусства мы сможем только после раскопок жертвенника, предполагаемого погребения и более детальной фиксации древних рисунков.
Алексей Мясников, «Советской Приаргунье», №51