Это место зачастую называют Сохатино, не видя в этом никаких противоречий с окружающей средой. Как-никак, сохатый в Забайкалье не самое экзотическое животное. Но дело не в лосях. Места эти, как утверждают краеведы, получили своё название по фамилии одного несчастливого офицера по фамилии Сухотин. Игра, алкоголь и несчастная любовь однажды завели его на вершину этих грозных скал и заставили броситься вниз, туда, где Ингода медленно и настойчиво точит прибрежные камни. То была далеко не единственная смерть, связанная с этим местом.
Для путешествия на Сухотино нужно совсем немного времени. Вполне хватит и половины светового дня. Если честно, то хватит и одного-двух часов, проведённых над изгибом Ингоды, чтобы существенно поправить мозги и залатать нанесённые пыльным городом раны. Это тем более интересно, что место находится в 20 минутах ходьбы от конечной остановки маршрутных такси и промышленной зоны. Если вы решили забраться на левобережные скалы, то машину брать не стоит, она здесь бесполезна.
Вывалившись из маршрутки или такси в районе завода «Ключи», направьте шаг вверх по течению Ингоды. Какое-то время вас будут сопровождать бетонные заборы, кучи мусора и надрывный собачий лай, но затем асфальт перейдёт в просёлок, забор убежит в сторону, а вы окажетесь у таблички, утверждающей, что здесь полно памятников археологии. Поверьте, так оно и есть. Как бы вы ни сомневались, древние жители этих земель ещё 25 тысяч лет назад жили на этом самом месте, созерцая воды, которые потом назовут Ингодой. Не пытайтесь найти здесь золото-бриллианты. Во-первых, их здесь нет. А во-вторых, любые деструктивные действия на территории памятника археологии караются законом. Поэтому, пройдёмте дальше, а точнее - выше.
Взобравшись на склон Сухотино, вы можете идти куда глаза глядят. Но вряд ли вас заинтересует та сторона, которая смотрит на город. Потому что вся красота прямо здесь, у обрыва. Будьте осторожны, ступая над пропастью, сгинуть здесь совсем не сложно. Зачастую здесь тренируются читинские скалолазы. Это нормально - где скалы, там и скалолазы. Куда большее недоумение вызывают товарищи, которые, рискуя жизнью, корячатся по шатким камням без специального оборудования с одной целью – написать нервно-пляшущими буквами «Игорь'04» или «Хабаровск. Саня, Лысый». Галерея маляров-камикадзе обширна, но скучна и однообразна. Радует, что краска продержится относительно недолго и совершенно исчезнет лет за 15. А огорчает то, что отравленные ядовитыми парами краски, люди умудряются закрашивать древние наскальные рисунки. Ради победы разума над идиотизмом, не берите на Сухотино краску. Возьмите лучше термос с чаем и пару яблок. После прогулки по над пропастью они вам пригодятся.
Если же у вас есть чуть больше времени, то лучше перебраться на другой берег Ингоды, а это уже отворот на мост на улице Ярославского, и проследовать вдоль берега до Сухотино, но с противоположной стороны. Здесь гораздо больше возможностей для купания и даже рыбалки. Мне как-то не посчастливилось, а мой друг Лёха вытаскивал здесь из воды щучку сантиметров пятидесяти в длину. А самое главное, здесь вы можете сфотографировать всё великолепие Сухотинских скал. Когда-то, в 1971 году, этот пейзаж вдохновил создателей фильма «Даурия» на один из самых знаменитых трюков в истории советского кино. Вот что пишет об этом «Wikipedia»:
На съёмках фильма «Даурия» возле Читы был подготовлен и снят единственный в советском кино уникальный эпизод, в котором актёр Шелохонов в роли Северьяна Улыбина верхом на коне прыгает с 70-метрового обрыва в реку Ингоду. Прыжок коня с обрыва снимался с укреплённым на коне манекеном в казачьей форме. Во время съёмки этого единственного дубля конь погиб, а в следующей сцене, когда герой актёра Шелохонова плывёт по реке, держась за гриву своего коня, уже использовался другой конь той же масти.
Когда-нибудь здесь будут кемпинги и киоски с сувенирами, Wi-fi и, несомненно, касса с билетами. А пока это простой пригород Читы с потрясающе красивыми местами, чистым воздухом и поводом лишний раз поинтересоваться историей края. Памятник археологии, памятник природы и памятник величию нашей земли. Хорошо бы, если бы все, кто приходит сюда, оставляли в своём сердце светлые чувства и эмоции, а вместо себя - только немного примятой травы, без пластика, полиэтилена и тлеющих углей.