Там, где 10 лет назад установили первый камень под строительство музыкального театра на улице Полины Осипенко в Чите, настоящая осень. Листья шуршат под ногами, жёлтый октябрь — перед глазами. Там нужно ставить раскладные стульчики, укутываться в плед и петь «Что происходит на свете...», как в «Москва слезам не верит» - «Чита.Ру» начинает серию осенних прогулок по читинским улицам.
Улица Полины Осипенко должна быть взлётной полосой. Как никак, названа она в честь лётчицы, одной из первых женщин героев Советского Союза - Полины Денисовны Осипенко, которая прямого отношения к Забайкалью не имеет, но в своё время совершила столько подвигов, что во многих городах появились улицы её имени. Кстати, до 1939 года улица называлась Иркутская, в честь тогдашнего центра Восточно-Сибирского генерал-губернаторства, в подчинении которого находилось Забайкалье.
По информации сайта инвестиционных ресурсов города, по читинским меркам улица была невеликой, но являлась «южными воротами» города: «С Иркутской можно было попасть на Интендантскую (Лазо) по мосту через реку Читу, который соединял город с Островом и был ниже современного, - и далее на Московский тракт. Начинаясь от железнодорожных путей, она ограничивалась Бульварной (Бабушкина) улицей по причине прозаичной - далее шли овражки и русло своенравной Кайдаловки».
Сейчас всё так же. Начинается улица от моста и до перекрёстка с Амурской она совершенно безликая и даже чужая. Хотя есть симпатичные ступеньки, которые должны вести в сказочный лес, а ведут на голый перекрёсток с улицей Петровской.
Баня, она же парикмахерская, она же сауна, она же гостиница и к тому же автостоянка. Пять в одном на двух этажах.
Вид напротив спасают чуть заметные купола храма.
Выше в обычной серой пятиэтажке работает библиотека для слабовидящих людей. Скромная вывеска, неудобное высокое крыльцо.
Что продаёт магазин «Табак», угадать легко. Нам не по пути.
Здесь же переполненные урны и заколоченные ставни местного отделения ДОСААФ России
За Петровской красуется очередная несуразная новостройка под торговый центр. 9 июля 2012 года главный архитектор Читы Александр Михайлов сообщал, что это будет офисное двухэтажное здание, а дальше традиционно: «Офис появится на расстоянии, соответствующем всем нормам». Михайлов уточнял, что здание примкнёт к деревянной двухэтажке, расположенной здесь же: «Улица Ононская у нас пешеходная, поэтому никаких проблем с движением там не будет. Кроме того, в здании запроектирована арка, даже несмотря на его небольшие размеры». Пока это здание огорожено забором и украшено объявлением: «Сдаётся в аренду».
Напротив пустого офисного здания стоит огроменная новостройка прокуратуры. Строили это здание быстро, не в пример ледовым дворцам и бассейнам. В июле прошлого года прокуратура сообщала, что в новом здании будут работать сотрудники межрайонной природоохранной прокуратуры, Читинской районной прокуратуры и прокуратуры Центрального района Читы. Средства на строительство выделила Генеральная прокуратура России.
Дошли до Амурской. Выдохнули. Дальше — лучше, роднее и солнечней. Здесь сразу на одном перекрёстке три здания, глядя на которые по-детски хочется сказать: «Ух ты!». Дом книги, с настоящими бумажными книгами, в него надо заходить, когда хочется спастись от бесконечной суеты. Чтобы был эффект, по магазину надо ходить не меньше получаса, лучше час. Час возле книжных полок дышать другим воздухом, ну и быть нелогичным, покупая несколько книг, когда в сумке лежит электроннная.
По информации краеведов, привычный для всех нас Дом книги — дом известного иркутского подрядчика Люциана Древневского: «Каменный двухэтажный дом построен около 1907 года. Здание выполнено в стиле эклектики. Часть второго этажа занимали Читинская городская дума, театры «иллюзионы», фотографии Вишняка и Левинского, ресторан «Бельгия», граверная «Декадант», книжные магазины В.П. Ефимова, магазин «Сотрудник строителей» Е.Я. Зайцевой, магазин японских товаров «Фузия».
В начале 1930-х годов главный арендатор кооперативно-государственного издательства открыл книжный магазин. С этого момента прошло 83 года.
Чтобы рассмотреть кинотеатр «Забайкалец», вернее, «Центавр», нужно стоять возле «Дома книги». Само здание пронизано былым великолепием и огорчает вывесками-афишами и надписью «Центавр» с горящими красными буквами. Совершенно уродует бывший «Забайкалец» пристроенные к нему кафе и ночные клубы. Вот что значит попасть не в те руки.
Пассаж Второва, где сейчас размещается немаленький штат краевого Росреестра, стоит прямо напротив кинотеатра. По информации сайта инвестиционных ресурсов города, проект был выполнен архитектором Кузнецовым: «Строительство началось весной 1910 года, подрядчиком был купец и промышленник Игнатьев. К концу 1910 года строительство в основном было завершено, оставались облицовка фасадов керамическими плитками, установка лепного декора и внутренние отделочные работы. В октябре 1911 года Пассаж начал регулярную торговлю». Эта торговля, конечно, уже не только в пассаже, продолжалась и в моём детстве. Всем известный магазин «Дружба» был оригинальным по своему ассортименту: от шнурков до лодки.
На сайте инвестиционных ресурсов уточняется, что Пассаж был торговым не всегда. В здании одно время располагался кинотеатр «Бригантина». «В разные годы здесь находилось управление Амурской железной дороги, филиал Московского народного банка, Читинское коммерческое училище, Читинские политехнические курсы. В 1919 году здесь сначала был штаб третьей японской дивизии, а затем штаб пятой японской дивизии с армейской глазной клиникой, отделением «Чосен-банка» и магазином «Эбихара». А ещё - с 1957 по 1963 год помещения занимал Совет Народного хозяйства Читинской области (Совнархоз), затем управление торговли.
Этот исторический ансамбль улицы впечатляет. Подобной концентрации вековых зданий в 10 метрах друг от друга в городе больше, кажется, нет.
Дальше приветливо улыбается вывеска «Кафе литературное», которое, по-моему, совсем не оправдывает своего названия. На пересечении с Анохина вечное путаное движение автомобилей. Напротив «Сбербанка» спасает ситуацию для пешеходов - «зебра».
А дальше тот самый чудесный кусочек — восхитительная осень в городе. Там не нужен никакой музыкальный театр, камень от которого напоминает могилу. Там хорошо даже без ничего: без лавочек, беседок и даже пруда с утками. С этим, конечно, было бы ещё лучше. Завораживает стык лета и зимы в виде чуть схваченных морозом бархатцев, иней на которых не перебил ещё оранжевый цвет. Раньше здесь располагался городской сад. В разное время здесь был зимний цирк, беседки и аттракционы.
Есть ещё такая прекрасная яблонька, усыпанная «морожками».
А вот доска объявлений с главным словом «Посуточно».
Выше - здание вечерней сменной школы №12. Раньше в нём располагалась женская гимназия. Школа такая ветхая, что даже возникли сомнения — работает она или нет. Удерживающий дверь стул сказал, что школа открыта. Да и название такое - «Открытая школа». Здание прекрасное, деревянное и очень нежное. Его хочется оберегать. И нужно оберегать, потому что это памятник истории: последний император России во время своего путешествия на Восток посетил гимназию.
На другой стороне — нархоз, главный корпус которого - это дом братьев Зазовских. На сайте инвестиционных ресурсов города сообщается, что здания усадьбы были построены в 1906–1911 годах купцами второй гильдии братьями Соломоном Леонтьевичем и Зусей Леонтьевичем. Имение «Товарищества Зазовских» было одно из самых дорогих в городе. Учёба в нынешнем нархозе тоже не из дешёвых. Но и качество образования, по мнению специалистов высшей школы, в нархозе на высоте.
Здание лесотехнического колледжа, который первоначально назывался политехническим техникумом — классическое учебное. Строили его несколько лет, начиная с 1949 года. По информации сайта инвестиционных ресурсов Читы, решение о его создании было принято в высоких московских инстанциях: «Тогда области остро не хватало специалистов для развития лесной и деревообрабатывающей отрасли. Проект техникума выбирали тщательно, ведь он размещался чуть ниже Шумовского дворца и должен был соответствовать классической архитектуре».
Классической архитектуре соответствовать получилось. Здание техникума сочетается с Шумовским дворцом, где сейчас располагается управление Федеральной службы безопасности по Забайкальскому краю. На Полины Осипенко выходит правая сторона Шумовского дворца, красота которого всегда впечатляет. Здесь высоко-высоко, почти под небом значатся цифры 1914 — дата строительства здания.
Выше улицы Ленина Полина Осипенко подкупает сквером возле управления МВД. Там ещё есть элитная новостройка с узорными балконами, железный забор со знаком «сигналить запрещено», само здание управления полиции.
Сквер же, которыми наш город не избалован, даже без включенного фонтана по-осеннему хорош. В тёплый октябрьский день там можно сидеть с тем, кого хочется держать за руку и прижиматься щекой к плечу, разговаривать и болтать ногами.
На другой стороне Полины Осипенко жил в обычной четырёхэтажной панельке заслуженный артист России, главный режиссёр Забайкальского драматического театра Николай Березин. Он неожиданно скончался во время гастролей в Иркутске почти два года назад. Год назад на доме, где он жил, установили мемориальную доску.
Жёлто-оранжевое здание «Экспресс-типографии» ремонтируют граждане Поднебесной. Как работает типография, можно вспомнить из «Города изнутри».
Ну и привычный диссонанс, который, по-моему, сопровождает все центральные улицы Читы. Шаг вперёд — ты любуешься оригинальной новостройкой, три шага вперёд - и ты попадаешь в деревню. Покосившийся частный домик, на крыльце клубком собака.
Ещё на небольшом отрезке Полина Осипенко - от Ангарской до Чкалова - лучше не парковаться, если вы не покупатель или не клиент. Там предупредительные таблички: «Стоянка только для клиентов типографии», «Парковка разрешена только для посетителей магазина».
Напротив Сбербанка на Полины Осипенко снова ветхие дома, на одном из которых вывеска — реклама автомойки. Такие дома надо сохранять, но не в масштабах современного города. Для этого есть музеи, типа «Тальцов» под Иркутском. Недаром сейчас краевое министерство культуры активно обсуждает вопрос о создании музея под открытым небом в Чите.
Улица Полины Осипенко, на мой взгляд, прекрасна от Амурской до Чкалова. Именно на Чкалова торцом выходит здание детской поликлиники №3, сквер возле которого тоже дышит осенью. Симпатично смотрится здание магазина «ЭкономЪ» и вполне заслуживает того, чтобы в нём был совсем не магазин.
За Чкалова привлекает внимание только здание из кирпича с пожарной каланчой. На сайте инвестиционных ресурсов Читы уточняется, что здесь изначально размещалось полицейское управление и пожарная команда, а сейчас второй этаж занимает музей полиции Забайкалья.
Всё, что выше — а остался всего один квартал до Бабушкина — огорчает. Дома, с заколоченными ставнями, переулок с тупиком, высоченный забор с колючей проволокой, заглянув за который увидишь свалку.
Заканчивается Полины Осипенко перед серым забором ветеринарной службы.
Лучше обернуться назад и идти сверху вниз, чтобы не на краю зимы, а в объятиях осени.
фото Ксении Зиминой