Когда я узнал, что прославленная забайкальская конькобежка Людмила Титова приехала в Читу в качестве участника эстафеты Олимпийского огня, сомнений в выборе героя проекта ИА «Чита.Ру» «Родом из Забайкалья» не осталось.
Заслуженный мастер спорта СССР, чемпионка и серебряный призёр Х зимних Олимпийских игр в Гренобле 1968 года, бронзовый призёр XI Олимпийских игр в Саппоро 1970 года, участница XII зимних Олимпийских игр в Инсбруке 1976 года, чемпионка мира по спринтерскому многоборью, неоднократная рекордсменка, победительница и призёр первенств и чемпионатов СССР Людмила Титова с присущей ей лучезарной улыбкой и какой-то неповторимой добротой рассказала о своей малой родине, детстве, юности и любимых уголках забайкальской природы.
- Наша семья жила в Чите, в доме на углу улиц Бутина и Смоленская. А родилась я 26 марта 1946 года, и именно здесь прошло всё моё детство. Сначала ходила в 13-ю школу, потом в 9-ю — её и закончила. Всегда, когда приезжаю в Читу, обязательно хожу по этим местам, по тому парку, который раскинулся на пути к 9-й школе. Конечно, сейчас он видоизменился, но всё таки остался парком, и я думаю, что здесь растут всё те же деревья, которые меня помнят.
- У вас была большая семья?
- Большая и, главное, дружная: мама, папа, старшая сестра, два старших брата и я. Братья занимались спортом, а я каталась на «снегурках» по улице Бутина, пока они меня не взяли на стадион, пока не купили мне настоящие норвежские коньки. Они говорили: «Будешь слушаться, тогда коньки такие купим». Слушалась. А когда купили, стали вместе ходить на «Труд» — замечательный каток был.
- Вам нравилось учиться в школе?
- Школа была потрясающая, учителя потрясающие, потому что они жили нами, любили учеников, вели много-много кружков. Я ходила на кружок физики, астрономии, и, конечно, занималась спортом: волейбол, баскетбол. А вообще начинала с лёгкой атлетики в «Спартаке», потому что братья мои были спартаковцы. И постепенно я начала кататься на коньках и пришла в этот спорт. Помню, когда первые соревнования школьные в шестом классе выиграла, и в стенгазете написали «Поздравляем, наша лучшая конькобежица!» - это было здорово.
- После школы вы решили уехать из Читы?
- Да, решила поступать в Иркутский политехнический институт, но до Иркутска не доехала. В поезде нас с подружкой попутчики уговорили поступать в Восточно-Сибирский технологический институт, там новый факультет открывался. Нам сказали, что туда, мол, легче поступить будет. И мы вышли в Улан-Удэ и перед самыми экзаменами сдали документы на факультет технологии машин и аппаратов лёгкой промышленности. Экзамены сдали и успешно поступили.
- И про спорт, конечно же, не забыли?
- Пока поступали, сходили на стадион, посмотреть, где можно заниматься. На нас обратила внимание тренер из «Локомотива» Тамара Шевчук, у меня тогда был уже первый разряд, а у подружки второй. Она нас сразу взяла к себе, помогла решить жилищный вопрос до момента, как мы устроились в общежитие. Так я стала совмещать учёбу и спорт.
Тут стоит вернуться немного назад. Ещё до моего поступления в институт, тренер из Читы Нина Измайлова послала мою фотографию в Москву тренеру по конькобежному спорту клуба «Спартак» Ивану Аниканову. Говорят, он посмотрел на фото и сказал, что при таком положении тела, которое я принимаю во время бега, показывать высокие результаты невозможно, но всё таки вызвал меня на сбор. Я съездила, а потом, уже во время учёбы в вузе, меня вызвали на сбор ещё раз. И там в Кирове меня и заметили. Вернулась в Улан-Удэ, успешно выполнила в 18 лет норму мастера спорта, а потом попала на чемпионат страны среди юниоров, где взяла три бронзовых медали на трёх дистанциях. На следующий год меня уже вызвали в сборную страны для участия в спартакиаде.
- Соревнования не мешали учёбе в институте?
- В Улан-Удэ отучилась я один курс, когда на спартакиаде ко мне подошёл преподаватель из Московского авиационного института (МАИ), и спросил, не хочу ли я учиться в Москве. Оказалось, что можно поступить на второй курс, если сдать экзамены по некоторым предметам. Мы с подружкой сдали и поступили на второй курс МАИ, на экономический факультет. Так я оказалась в столице нашей Родины и в сборной - очень быстро пошёл рост результатов.
Преподаватели не любили, когда уезжаешь на сборы или на соревнования, это скрывалось, приходилось говорить, что я болею. Переписывала все лекции, а однажды, помню, в Ангарске была на сборах, а мне эти лекции, переписанные под копирку, присылали по почте подружки.
- Как узнали, что поедете на вашу первую Олимпиаду в Гренобль?
- Это был 1968 год. Меня вызвал ректор и сказал, что из комитета спорта ему пришёл запрос, где спрашивалось, можно ли мне взять академический отпуск. Я сама даже не понимала о чём речь, и зачем мне «академ», а оказалось, что меня взяли в Олимпийскую сборную. Тогда ректор сказал, что академический брать не надо и разрешил продлять сессию, сдавать когда мне удобно. Так и училась, закончила институт, получила диплом и с 1968 года я оказалась в «Зените», где и бегала до 1976 года, побывала на трёх Олимпиадах, завоевала золотую, серебряную и бронзовую медали. И именно с 1976 года, с момента окончания моей спортивной карьеры, в Чите разыгрывается мой приз — уже 37 лет.
К слову, в институте я встретила мужа. Он был заядлым физкультурником, лёгкой атлетикой занимался, кроссы бегал. Пока я выступала за сборную, он после получения диплома остался работать в институте, занимался научной работой, потом работал в комитете Госстандарта.
- Насколько я знаю, вы с мужем долгое время жили на Кубе....
- На Кубе мы прожили 4 года. Для меня это экзотика сплошная была. Жили там свободными специалистами, в высотном здании, которое выходило на океан. Для нас это было просто счастье, с нами жили двое наших детей. Старший в пятый класс ходил, а младший в детский сад, хотя чаще всё за мою юбку держался. Мы там, помимо работы, организовывали спартакиады. Участие в них принимали до трёх тысяч человек — специалисты из разных стран, которые там работали.
- Хотелось ли вам когда-нибудь вернуться жить в Забайкалье?
- Наверное, нет. В Москве у меня семья, дом. Конечно, каждый год я всё равно ездила к родителям, потом мы их перевезли в Краснодар в дом бабушки и дедушки. Позже туда же переехала сестра с мужем. Сейчас я её к себе в Москву перевезла, ей много лет и она осталась без супруга. А вообще, в Читу я приезжаю каждый год.
- Отдыхаете здесь от московского ритма жизни?
- Смотрю, и здесь пробки появились, но, конечно, жизнь в Чите другая. Но и в Москве я сторонюсь активной жизни, потому что сейчас живу за городом. И это меня спасает, многочасовые пробки в столице я объезжаю по окружной дороге. У меня хороший огород, выращиваю огромные помидоры, розы. Посвятила себя детям, внукам и работе по хозяйству.
- Но не так давно вы являлись вице-президентом Российского союза спортсменов, объединяющего всех олимпийцев. Продолжаете заниматься общественной деятельностью?
- Конечно, без этого никак. Очень много программ, которые мы делаем, ищем спонсоров, подключаем олимпийский комитет, многое делаем для ветеранов. Устраиваем акции, провели уже восемь автопробегов по городам России. Посещаем детские дома, спортивные школы. Представляете, приезжает в какое-нибудь село на автомобилях 30 олимпийских чемпионов, с флагами, гудением. Ребята очень радуются. А совсем недавно провели мероприятие «Легенды хоккея», где встречались все старые хоккеисты страны. О многом вспоминали, о многом говорили. И впереди ещё много всего запланировано.
- А когда вас пригласили в Читу стать участником эстафеты Олимпийского огня, сразу согласились?
- Когда мне позвонили, я сразу дала своё согласие, несмотря на то, что и спина хандрит, и нога подтягивается, думаю, ладно, вытерплю всё, в крайнем случае пройду. Очень благодарна забайкальцам, что вспомнили меня и пригласили нести факел. Я была на многих олимпиадах и никогда близко даже факела не видела. Всё проходило мимо нас — спортсменов. Сейчас я очень рада и счастлива. И за сюрприз благодарна - факел мне подарили.
- За что вы любите Забайкалье?
- Очень люблю нашу необыкновенную природу и тот багульник, которого становится всё меньше. Помню, в детстве, когда поднимались до телецентра — там всё было усеяно им, и весь стадион СибВО стоял в багульнике. Очень люблю свою Никишиху, куда мы ездили и за грибами, и за ягодой всей семьёй. Удивительный у нас край, удивительная земля.
- Что можете пожелать тем забайкальцам, которые хотят сегодня покинуть наш регион?
- Ну, пусть едут, бог с ними, пусть стремятся достигнуть вершин, но не не забывают хоть какую-то частичку себя вкладывать в родную землю.