По тихой, прохладной воде движется небольшая лодка с тремя мальчишками. Один работает вёслами, двое других наблюдают за скользящей вдоль берега стайкой у гусей. К воде спускается пирс, на котором старательно позируют на камеру восемь читинцев разного возраста - кто в военном обмундировании, кто в детской рубашонке. Фотография ещё не стала привычным делом, поэтому все, кто попал в кадр, а это ещё около десятка человек, не двигаясь, смотрят на чудака-фотографа. Взгляд скользит по виднеющемуся вдали куполу Читинского миссионерского училища, по небольшой стройной церквушке, резной беседке и верхушкам густой растительности за деревянным забором.
Эта фотография сделана в саду Жуковского её почётным директором Алексеем Кузнецовым в начале XX века. Тогда будущий парк Дома офицеров был юн, а прямо через него протекала большая, широкая, полноводная Кайдаловка. Это кажется неправдоподобным, но лодка с мальчишками на легендарной фотокарточке идёт именно по Кайдаловке, которой хватило даже на то, чтобы в саду появилось 2 пруда. Но начнём с самого начала.
До конца XIX века эта территория была банальным пустырём на пойме Кайдаловки. Пустырь принадлежал местному отделению Русского географического общества и ничем, кроме свалки нечистот, похвастать не мог. В 1898 году строительство железной дороги в Забайкалье подходило к завершению, и Чита перестала быть таким уж дальним и изолированным городом для страны. А чтобы показать экономические возможности и перспективы города для России, было решено устроить в городе выставку достижений забайкальского сельского хозяйства и промышленности. В поисках места для выставки выбор пал на тот самый пустырь и жизнь на берегах речушки закипела. Всего за год территория была облагорожена водопроводом, двумя прудами, каменным павильоном, небольшой церквушкой, моделью буддистского дацана, деревянными павильонами и молодыми деревцами.
Чтобы правильно сориентироваться, где и что стояло, достаточно понять, что дацан находился почти на том самом месте, где сейчас Дом офицеров, только чуть глубже в парк.
А двухэтажное деревянное здание в нижнем левом углу этой карточки - ни что иное, как сегодняшнее кафе «Трактиръ» на улице Чкалова.
Вот так открывшаяся 15 августа 1899 года выставка подарила городу прекрасный сад взамен замусоренного пустыря. Место получилось настолько поэтическим, что даже получило имя поэта Василия Жуковского. Постепенно деревья росли, в саду появились музыкальная сцена-раковина, крытый павильон для представлений и игр. На месте нынешнего памятника воинам-интернационалистам выросла музыкальная беседка. По легенде, именно в этой беседке когда-то впервые был исполнен вальс «На сопках Маньчжурии». Точно такая же беседка стояла и подальше, в глубине сада.
Сегодня у руководства ОДОРА есть мысль обе беседки восстановить; первая из них будет построена уже этим летом. Интересно, что это будут не подобия, а точные копии тех самых беседок, восстановленные по найденным фотографиям и чертежам.
До 1912 года делами сада по-прежнему занимались члены Русcкого географического общества, а затем сад передали в ведение города и он стал именоваться детским.
А потом была революция, новое время и новые ценности. В 1920-е парк превратился в сад Профсоюзов, при котором работают стрелковый клуб, оранжерея, клуб военной пропаганды, комсомольский клуб и радио-клуб, силами которого в 1928 году в саду установлен первый громкоговоритель. Фотографий парка 1920-1940-х годов найти, к сожалению, не удалось.
Современная история сада начинается после того, как на месте сгоревшего дацана начинается возведение Дома Красной Армии. С 1933 года он именуется «Садом Профсоюзов и Красной Армии», а после полной передачи новому Дому Красной Армии сад превращается в настоящий парк. Теперь по нему пробегают широкие аллеи, летом освежают воздух два фонтана. Официальное открытие нового парка ДКА состоялось 17 июня 1935 года. На открытии читинцы увидели не только фонтаны, но и волейбольную, и баскетбольную площадки, площадку для крокета, летний театр на 500 мест с постом звукового кино, аттракционы, ресторан, четыре киоска с напитками, мороженым и книгами, а также каменные пьедесталы с цветами в вазах. Один такой можно увидеть в парке и сегодня.
Строительство нового Окружного Дома Красной Армии по проекту архитектора Клековкина началось в 1938 году, а закончилось в ноябре 1940-го. Тогда Дом офицеров был на треть короче. Его левое крыло было построено только в 1980-х годах.
Чтобы представить работу парка в годы войны, прочитаем короткий анонс из газеты «Забайкальский рабочий» от 25 июля 1942 года:
«В Парке ОДКА Большое гуляние. В Летнем театре - прощальный спектакль Иркутского ТЮЗа. На открытой площадке - доклад «Военно-морской флот в Великой Отечественной войне». Художественный фильм. Работают: танцплощадка, аттракционы, комната смеха, тир. На спортплощадках - игры».
А вот заметка в «Забрабе», которая хорошо описывает жизнь парка Окружного Дома офицеров (после войны его начали называть так) в последующие 1950-е годы:
«В парке ОДО 25-26 июня - Карнавал. Играют два духовых оркестра. Состоятся два больших концерта артистов Иркутского театра музыкальной комедии. Большой фейерверк, конкурс на исполнение танцев народов СССР. Бальные танцы, почта, конфетти, серпантин, аттракционы».
С этого времени парк становится центром танцевальной жизни города с постоянно играющими здесь приезжими и местными духовыми оркестрами. С приходом 1960-х годов в стране начался бум вокально-инструментальных ансамблей, и музыка в парке сменилась. На месте современного аттракциона «Лунтик» была расположена танцплощадка. Забор вокруг неё был расположен под углом, чтобы попасть внутрь в обход кассы было непросто. На площадке играли ВИА «Искатели» из клуба ПВРЗ, ВИА «Русичи», ВИА «Тоника» с Локомотивного депо, хотя последние чаще выступали в саду «Коллективный труд», известном в народе «Огород».
Тогда же, в 60-х, дети и взрослые развлекались катаниями на цепочных каруселях и качелях-лодочках. Они работали на месте современной танцплощадки. Чуть позже появилось и колесо обозрения, которое находилось по той же стороне парка, что и нынешнее, но чуть выше. Оно было здесь до тех пор, пока командующий округом генерал Белик не передал колесо открывшемуся в 1975 году Парку Победы. После этого колесо отсутствовало в парке 38 лет. Нынешнее колесо обозрения по просьбе пограничников установлено чуть ниже и не даёт катающимся возможности заглянуть в погрануправление.
В 1960-е годы Парк ОДОРА приобрёл вид, который сохранял до неряшливых 1990-х годов.
На многих фотографиях видно, что раньше портик правой части здания украшал скульптурный триптих «Рабочий, солдат и колхозница». Именно в 1990-е годы скульптура пришла в негодность, а потом и вовсе исчезла с крыши. Оказалось, что не навсегда. Сегодня скульптура восстанавливается с нуля по старым фотографиям и, как обещает директор ОДОРА Сергей Жеребцов, когда-нибудь труженики и солдат вернутся на историческое место.
В советское время парк был очень зелёным, здесь росли акации, черёмуха. Во все времена деревья естественным образом погибали, но их численность всегда восполняли. В 1990-е годы погибшие деревья спилили, а новые никто садить не стал, поэтому на озеленение сегодня приходиться тратить большие силы и средства. Кстати, пни с тех времён коллектив парка выкорчёвывает по сей день. Иногда к этой работе подключаются осуждённые на общественные работы, которых сюда привозят от УФСИН.
В 1990-е годы из парка почти полностью исчезли скамейки, урны, опоры освещения. Когда новое руководство парка поставило целью возродить один из главных парков города, восстанавливать всё пришлось практически с нуля. Но главной, самой сложной задачей стало избавление от амбиций застройщиков. Один из проектов, например, предполагал торговый центр, который занимал бы всю центральную часть парка с крыльями от улицы Пушкина до Выставочной. Заказчиком была одна из сильнейших строительных фирм Забайкалья. Второе предложение предполагало застройку парка жильём для офицеров. Руководство парка противодействовало застройке старейшей парковой зоны Читы всеми методами. И не в последнюю очередь... своей застройкой. Точнее, заселением парка скульптурой. Так был поставлен памятник Ленину, макет самолёта, откопан и полностью восстановлен засыпанный старый фонтан.
Когда разговоры о застройке парка затихли, и его будущее перестало быть совсем уж туманным, было решено восстанавливать парк уже не хаотично, а организованно, по составленному специалистами плану. Первый проект перспективного развития в 2011 году для парка был создан силами выпускников Читинского техникума отраслевых технологий и бизнеса. Впоследствии руководство парка заказало перспективный план в «Архпроекте», и сейчас парк строится и меняется именно так, как предполагает этот документ. Сегодня парк ОДОРА — одно из самых зелёных, чистых и нескучных мест города, и работы по его возрождению не прекращаются ни на один день. Только этим летом будут полностью отреставрированы и открыты все входы в парк, чего на моей памяти вообще никогда не было. Здесь появится новая скульптура Валерия Баширова «Казак и медведь», первая восстановленная по историческим чертежам беседка - точная копия той, что возвышается на берегу Кайдаловки прямо над фигурами плывущих по парку счастливых мальчишек с фотографии Алексея Кузнецова. 15 августа этого года лучшему парку города исполнится 115 лет.
При подготовке публикации использовались материалы библиотеки ОДОРА и консультации директора ОДОРА Сергея Жеребцова. За предоставленные фотографии выражаем благодарность Алексею Шегере и Сергею Жеребцову.