Огромный пустырь, поросший густой кипучей полынью и крапивой, местные никак не называли, а грамотные знали как «Площадь для соборной церкви». Её ещё в 1862 году определил в плане города декабрист Дмитрий Завалишин.
Попозже звали пустырь Софийской площадью — по названию улицы, которая теперь Бутина. В 1888 году на изрезанной мелкими тропками площадке освятили и обозначили крестом место под храм. И всё равно ещё год простояло запустение — до августа 1899 года, когда, наконец, появились рабочие и по благословению епископа Забайкальского и Нерчинского Георгия заложили первый камень в фундамент долгожданного собора во имя святого благословенного Великого князя Александра Невского. По этому поводу Городская дума выделила рабочим 5 рублей, которые традиционно потратили на ведро водки и полмешка раков, которых в Ингоде и Читинке водилось тогда немыслимо. Площадь стала Новособорной (Соборной, кстати, была площадь Декабристов).
Хоть начало строительства и было радостным, растянулось оно до 1914-го. Строили всем миром, накануне горожане пожертвовали 15 тысяч 170 рублей, Священный синод — больше 30 тысяч, дума — около 15 тысяч рублей, но средства приходилось изыскивать вновь и вновь. Плюс недочётов при строительстве было немало — это был третий в России после Новониколаевска и Курска такой храм, вышел он тяжеловесным, в стенах были трещины, которые усердно замазывали, стягивали железными пластинами, да и фундамент постоянно плавал.
С отоплением дивной махины тоже не сложилось: его грели металлическими трубами с горячим дымом из кочегарки, они проходили по стенам собора, а под полом дым свободно гулял сам по себе, потому в храме и пол меняли часто, и дымно было, а водяное отопление проложить так и не собрались. Зато в 1903-м разбили вокруг храма сквер, в котором в феврале 1920 года похоронили командующего белыми войсками Каппеля, впрочем, той же осенью его перевезли. Ну, а когда в крае установилась советская власть, собор пришёл в запустение и уныние — сгнили полы, разрушилось отопление, сломалась кочегарка и водокачка.
Большевики с лёгким сердцем закрывают собор, а открывают кинотеатр «Безбожник», лет 10 спустя - «Совет». В 1931 году храму стало так туго, что опасались обвала куполов, затеяли ремонт, бестолковый и вялотекущий. В 1936 году собор взрывают, найдя, кроме антисанитарии и ветхости, нужду в кирпичах на строительство школы №4 и здания ЗабВО, а также в месте под проведение официальных и торжественных мероприятий, которые пока собирались в Сухой пади. После взрыва руины громадины ещё год возвышались над площадью — кладка была крепкая за счёт яичного желтка. Разрушить её смог только первый бульдозер Читы.
К 1938 году площадь заасфальтировали, высадили акации и яблони, проложили аллеи и установили памятник Ленину, имени Ленина площадь назвалась в 1939 году. Сам вождь тогда смотрел в сторону будущего здания обкома, ныне — краевой администрации. Его, кстати, построили только в начале 70-х годов. Крепкая, лишённая выразительности и истории окружающих её построек серая коробка с жёсткими бетонными рёбрами.
Но уже с зимы 1959-го началось городское веселье — новогодняя ёлка и ледяные горки, а потом уже и ледовый городок. «Забайкальская осень» с книжными развалами, стихами, звучащими из развешанных усилителей, выступающими поэтами и писателями зашумела на площади Ленина в 1965 году.
Тогда же была сдана в эксплуатацию гостиница «Забайкалье», чьё строительство было приурочено к открытию Всесоюзного совещания молодых авторов Сибири и Дальнего Востока. Капитальный ремонт и номеров, и здания затеялся в конце 1990-х — так мы потеряем роскошный вид на центр города из панорамных окон прославленного ресторана.
В 1983-м — почти все деревья вырубили, переложили асфальт на аллеях и поставили новый массивный памятник Владимиру Ильичу, автором которого стал народный художник СССР Кибальников, по другим данным, памятник встал в 1985-м. День города выбрал площадь Ленина для торжества в 1995 году.
На заре 2000-х мы ещё писали смешные новости, в 2004 году шёл второй этап реконструкции площади Ленина: «Ещё весной был проведён конкурс среди отечественных производителей на изготовление тротуарной плитки двух цветов. Победителями стали два читинских предприятия — ООО «Парк», которое получило муниципальный заказ на изготовление 8 тыс. кв. м. зелёной плитки, и ЧП Жигаленко, который изготовит 1800 кв. м. бордовой плитки. Всего будет уложено около 10 тысяч кв. м. плитки (это примерно столько же, сколько в прошлом году)».
После реконструкции дорожное полотно площади Ленина по углам украсили четыре ростральные колонны. На их поверхности было установлено 16 мемориальных досок, запечатлевших наиболее значимые события в истории нашего города от Петра Бекетова до восстановления исторического герба Читы. Авторами этих работ стали архитекторы Виктор и Леонид Кулеши.
До сих пор не ясно, зачем нужны были колонны с символическим изображением носов кораблей (рострами), на которые поместили многочисленные флажки и светильники всех мастей. Эти самые флажки, расхолаживающие на ветру строгость линий, придают неухоженным с тех пор колоннам ещё больше растрёпанности и растерянности — они и сами не понимают, как должны вписаться в окружающий архитектурный ансамбль.
Тогда же — в 2003-м — появился новый фонтан с каскадной подачей струй и большим бассейном. И постройкой под узлы, которая служит теперь сценой на массовых мероприятиях.
Из современников Александро-Невского кафедрального собора на площади сохранились пять зданий. Одно из них — Забайкальской казённой палаты и казначейства на углу с Аргунской (Лермонтова) и Корейской (Ленинградской). До создания в 1894 году отделения Государственного банка в этом доме проводились все операции по пересылке, выдаче, приёму и учёту денег. В середине 30-х годов его передали в штаб ЗабВО, и фасад был изменён. Говорят — до неузнаваемости.
Интереснее всего, что до того, как над площадью раздались колокола Александро-Невского кафедрального собора, церковные праздники и службы оглашал перезвон Андреевской Крестовой церкви. Она занимала место нынешней краевой администрации на улице Зейской (Чайковского). Церковь построили в 1889 году из кирпича в виде корабля — тёплой, с хорами, престолом и двухэтажными покоями архиерея.
Она действовала до 1922 года, с 1907-го выполняя функции кафедрального собора, пока у неё не изъяли помещения под коммерческую службу Забайкальской железной дороги, затем для рабочего клуба РЛКСМ, а в 1928-м закрыли её окончательно, запустив кинотеатр «Звуковой», он же «Комсомолец», он же «Юность». До какого момента — вы уже знаете. Что нам может напоминать о том религиозном великолепии — Спасо-Преображенский храм рядом с администрацией, в котором теперь действует православная прогимназия имени Святителя Иннокентия Иркутского. Во времена Андреевской церкви в этом доме функционировало миссионерское училище, его построили в 1903 году. Обучались в нём, главным образом, корейцы и китайцы, которых в начале XX века в Чите насчитывалось до тысячи человек.
В 1911-м при училище открыли первый и единственный приют для подкидышей, через 15 лет его закрыли «ввиду ужасного состояния», малышей перевели в детдом №2, а в здание заехали медики. До 90-х здесь принимала поликлиника Центрального района, а потом в доме ютились различные конторы и даже секс-шоп. Пока его не передали православной общине. К счастью, надо сказать — город не получил очередное сосредоточение офисов и бутиков.
Трёхэтажное здание мэрии — ровесник разрушенного ради кирпичей собора. Прекрасный до сих пор доходный дом Полутова, о котором подробно мы уже писали. Ниже на Софийской (Бутина) практически в неизменном виде сохранился хранитель памяти тех же лет — почтово-телеграфная контора, главпочтамт.
Архитектор «нестандартного мышления», спроектировавший здание более ста лет назад, лихо и амбициозно захватил целую сторону одного квартала. Дом венчает «острожная» башенка, от неё расходятся два симметричных крыла, разделённых каменными тамбурами. Кроме облика контора сохранила и никогда не меняла своего предназначения. В 1895 году его дополнили сберкассой, в 1927-м читинцы впервые услышали Москву благодаря радиоузлу. И до сих пор обрабатываются письма и корреспонденция. Век уже.
Сохранился и дом Бушмакина. Сейчас это штабное здание и повод для другой истории.
Если сейчас поставить засечку в истории площади Ленина. Уродливые коробушки стационарного поста полиции и какой-то уличной кафешки, разбитая плитка, ржавые разводы на колоннах и лопнувшая краска фонтана. В мае 2014 тогда ещё мэр Читы Михалёв пообещал реконструкцию площади в 2015-м. Но уже в сентября гордума заявила, что денег для этого в городской казне нет.
Для подготовки материала использовались «Энциклопедия Забайкалья. Чита», «Прогулки по старой Чите» Валерия Немерова, «Путеводитель по Чите» Дворниченко, neochita.ru, Читинский городской форум.