Стремительно развивающиеся технологии диктуют сложные правила, выжить по которым удаётся не всем. Забайкальский краеведческий музей остаётся популярным, несмотря на свою атмосферу ХIХ века и многопоколенную этику. Всё потому, что каждый научный сотрудник музея с увлечением делает своё дело, а вместе они как одна большая семья. Захотелось и мне стать частичкой этой семьи и узнать работу экскурсовода изнутри.
Краеведческий музей - один из старейших музеев Сибири и Дальнего Востока и основан в 1894 году. Богатую историю, которая хранится в стенах музея едва ли можно изучить самостоятельно. Тем не менее, в учреждении отдельной должности – экскурсовод нет. Каждый научный сотрудник организует экскурсию по залу, в котором работает, а некоторые могут провести обзор по всему музею. Но основная обязанность проведения таких путешествий лежит на плечах сотрудников научно-просветительского отдела. Здесь работают трое человек и заведующая Наталья Корнева.
Все музеи России издавна работают каждый день, кроме понедельника, однако это ещё не значит, что краеведческий закрыт на замок – он недоступен для посетителей, но в нём кипит работа. Кто-то проводит уборку помещений, кто-то готовится к экскурсии, кто-то пишет научные материалы. А подопечные Натальи Юрьевны без чьей-то помощи готовят тематические мероприятия и экскурсии. Будь то «День кедра», или «Ночь искусств» - каждый праздник продумывается сотрудниками до мелочей, а весь необходимый материал закупается самостоятельно.
«Из 365 дней в году музей работает приблизительно 321 день. А мы работаем практически круглосуточно. Вот вышли с 3 января, так и работаем нон-стоп. Загруженность большая, иногда даже поесть не успеваем. Да и режим работы – без перерыва на обед, поэтому кто когда успел улучить минутку, тогда и ест. Но мы уже привыкли к такому режиму», - шутят экскурсоводы.
Кабинет девушек расположен ближе всех к парадному входу в музей, потому иногда его путают с выходом. Несмотря на плотный график, в перерывах сотрудницы делятся последними новостями и едва успевают перевести дух. Частые гости музея обязательно заходят поздороваться с экскурсоводами и иногда даже отвлекают от работы. Здесь всегда шумно.
Дружный коллектив сформировался уже давно и с годами практически не меняется. Необходимость в кадрах, конечно же, есть, но на работу в музей по объявлению практически никто не приходит. Тем не менее, если человек хочет работать здесь, он, конечно, должен иметь подходящее образование. Желательно, чтобы это был музеевед, хотя большая часть научных сотрудников — это выпускники ещё читинского педагогического института.
«Лена культуролог, Надя окончила естественно-географический факультет, я литератор, – рассказывает заведующая. - Вот Ксения учится в Санкт-Петербурге в институте культуры, и она как раз получает образование музейного работника. Всего научных сотрудников в музее около 40 человек, а по специальности работают только трое».
Да это и не главное. Намного важнее в работе музейного сотрудника – умение вести диалог с людьми. Большая часть сотрудников при устройстве на работу стажируется именно в научно-просветительском отделе. Наталья Корнева объясняет, что это неслучайно, ведь опыт работы с людьми обязателен: «Поэтому бывший директор, а ныне министр культуры Забайкальского края, Виктор Колосов после собеседования отправлял учиться работать ко мне в отдел».
Как ответить на любой вопрос
Если вы хотя бы раз попадали на экскурсию, то обращали внимание, как сотрудник музея сдержанно и подробно рассказывает об экспонатах. Возникает ощущение, что человек знает абсолютно все нюансы, касающиеся выставки, а порой в дополнение может рассказать и чуточку больше. Но такой объём знаний приходит не просто так – перед тем, как устроиться на работу в музей, нужно сдать экзамен. За этим страшным словом действительно стоят колоссальные объёмы информации, которую необходимо выучить, а потом сдать наизусть перед строгой комиссией.
«Работа у нас трудная. Порой приходят девушки, два-три месяца продержатся и убегают. Сложность заключается в подготовке к экскурсии. Нужно перечитать огромное количество литературы, сдать экзамен, по природе, истории и по другим темам, которые есть в музее. Ещё мы не можем спланировать свои выходные заранее, продумать каникулы. Порой работаем каждый день, посетителей достаточно», - уточняет мне Наталья Юрьевна, заранее предупреждая об ответственности, если я вдруг захочу остаться.
Каждая экскурсия разрабатывается в нескольких вариантах с учётом возраста слушателей. Иными словами - одна и та же информация рассказывается так, чтобы её поняли и школьники младших, средних, старших классов, и студенты всевозможных профилей, и гости города, и иностранцы.
Представьте, если о флоре и фауне Забайкалья рассказывать студентам-экологам, а потом так же рассказывать детям первоклашкам, то малыши, скорее всего, ничего не поймут и слушать не станут. Для них главная особенность обучения – это игра. Поэтому экскурсовод не только выдаёт информацию, но и порой воспитывает своих посетителей.
«Некоторые посетители, прямо скажем, приходят не для того, что узнать новое, а чтобы самоутвердиться за счёт сложного вопроса. Думают всю экскурсию над ним, потом выдают и радуются, если ставят сотрудника в тупик. Поэтому, чтобы ответить на любой вопрос, даже самый каверзный, нужно максимально углубиться в тему. Это требует времени и усилий. Но никто не даст тебе в рабочие часы изучать материал – нужно вести другие экскурсии. Поэтому изучение нового приходится откладывать на вечернее время уже дома», - отмечает экскурсовод Надежда Актямова. Она работает в музее уже больше десятка лет, поэтому сразу объясняет основные сложности работы.
«Иногда приходят такие дети, что просто сказка. А иногда педагоги сами либо перебивают, либо мешают вести экскурсию своими посторонними разговорами. Могут и вообще уйти, тогда за порядком приходится следить вдвойне внимательнее. Перед началом обзора мы проводим инструктаж, как себя вести и что нельзя делать. Поэтому дети, в основном, слушают, хотя замечания делать приходится», - учит меня сотрудник.
Я сразу поинтересовалась, как быть, если не знаешь ответа на вопрос: «Лучше сказать честно, - отвечает Надежда Актямова. – Можно сказать, что после экскурсии вы уточните информацию у сотрудника профильного отдела. В этом и есть прелесть работы с людьми – ты постоянно узнаёшь новое».
С зрителями мне повезло - послушать о выставке собрались сотрудники научно-просветительского отдела и постоянные посетители музея. Несмотря на то, что я практически не волновалась, а речь мне казалась более менее связной, я то и дело забывала что нужно рассказывать, не говоря уже о манерах поведения. Сотрудники не переставали мне напоминать, что я пропустила, иногда задавали вопросы, которые меня тут же ставили в тупик. Если бы я сдавала экзамен, то завалила бы его на первых десяти минутах.
Первый делом с посетителями нужно поздороваться и рассказать о том, что я сегодня буду им рассказывать. Дальше вопрос техники - обойти зал, чтобы в итоге закольцевать весь процесс. Текст, который рассказываешь точно также должен быть с логическим завершением. Время, сколько ты должен находиться у экспоната не определено точно, но нужно стараться рассказать все подробно и не уходить слишком далеко от согласованного текста. Потом нужно пройти к другому объекту. Главное здесь - связать экскурсию воедино.
Музейная конкуренция
Объёмы работы у экскурсоводов внушительные. На первый взгляд кажется, что в музее не бывает посетителей, на деле за год музей посещает около 40 тысяч человек, без учёта кафе, музея Декабристов, и обзорных экскурсии по городу. Почти всё это - не индивидуальные посетители, а группы, с которыми работают девушки. Но даже в такой сложной и кропотливой работе существует жёсткая конкуренция. Экскурсии проводят и частные организации, которые, по словам музейных работников, делают это непрофессионально.
«У нас есть агентства, с которыми несколько раз уже были конфликтные ситуации. Они приходят к нам в музей и начинают самостоятельно вести экскурсии. Ладно, если бы они делали это профессионально, порой даже посетители удивляются, как можно рассказывать настолько непроверенную информацию», - жалуются сотрудники.
Следующий этап моего обучения в умении преподнести себя. Вспомнился случай, с которым сталкивался каждый из нас - ты на скучной выставке, а экскурсовод бубнит себе под нос заученную речь, которую сложно разобрать, что, в общем-то, делать и не хочется. Диалог не получается, а значит, работа экскурсовода сводится на нет.
В музее специально не обучают умению громко говорить и обращать на себя внимание поставленной речью и интонацией. Это, скорее всего, должно прийти с опытом. Но говорить, одновременно помнить, что нужно сказать дальше и ещё удерживать на себе внимание – по-настоящему сложно. Сравнить это можно разве что со школьным чтением длинных стихотворений у доски. Когда ты говоришь – все слушают тебя и от внутреннего напряжения можно забыть все разом. Заведующая рассказывает, что, как правило, такие сотрудники в коллективе, долго не выдерживают и уходят.
Помимо мероприятий в музее, экскурсоводам проводят выезды в город по предварительным заявкам. Допустим, в читинскую таможню, или в «Читаэнерго» приезжают московские коллеги, и для них заказывают экскурсию. Представьте, сколько нужно собрать информации, а потом её адаптировать под маршрут. Приходится не раз проехать на машине, или пройти пешком в поисках идеального пути.
«К примеру, если машина встала в пробке – ни в коем случае нельзя молчать. Или, пока экскурсия едет до посёлка Агинское, нужно продолжать рассказывать информацию, несмотря на то, что вокруг сопки и лес», - подчёркивает Наталья Корнева.
Чтобы такой выезд подготовить, нужен не один год, поэтому далеко не все музейные работники выезжают в город. Но, если у вас появится возможность прокатиться по родному городу с экскурсоводом – обязательно используйте этот случай.
Краеведческая этика
Третий урок моего обучения – практический. Даже если ты знаешь об экспозиции всё, а голос твой не дрожит, нужно уметь преподнести себя.
«Запрещено вызывающе одевать и краситься. Рассказывая об экспонатах, нельзя тыкать пальцами, для этого есть указка. Стоять нужно так, чтобы не загораживать обзор для посетителей, то есть рядом с экспонатом», - объясняет Надежда Актямова в процессе моей кратковременной практики.
Профессиональная этика и умение вести себя на публике переплетается с имиджем краеведческого музея. Он находится в здании XIX века, которое хранит свои традиции и носит статус «краеведческого». Потому музейные работники просто не могут себе позволить устраивать перфомансы, которые взорвут общественность. «Всегда привожу в пример «Ночь в музее» в Красноярске. Там девушка в маске обнажённой читала стихи. А нам этика такого сделать не позволит», - говорит сотрудник.
Большая часть посетителей музея – школьники и студенты, и привлечь их внимание с каждым годом становится всё сложнее. Проще узнать информацию, набрав в поисковике, нежели идти на экскурсию. Краеведческий пытается идти в ногу со временем. В экспозициях внедряют новое оборудование, технологии, благодаря которым выставки становятся интерактивными и понятными. Естественно, всё упирается в бюджет.
«Работа сложная, но интересная. Каждый день ты узнаёшь что-то новое. Иногда нас узнают на улице и здороваются. Есть у нас хорошая библиотека, которая имеет статус научной. Представляете, какой доступ к информации. Столько выставок, мастер-классов мы видим первыми. В этом есть свои плюсы», - с гордостью подчёркивает заведующая.
Постоянные ошибки, которые я совершала в процессе своего «рабочего дня», означали, что быть настоящим экскурсоводом очень сложно. Одних только знаний недостаточно. Экскурсовод – это сочетание педагога, учёного и продавца. Пусть это звучит грубо, но от умения качественно преподнести – продать – информацию, зависит будущее музея. И пока сотрудники с ней справляются.