Председатель землячества бурят Агинского округа Бато Очиров свой разговор о будущем Бурятии, объединении хоринских родов и концепции мира начал с чашки крепчайшего кофе. «Вот привезли из Японии агинские студенты», - между делом рассказывая о том, где сегодня обитают выходцы из Аги. И, как выясняется, Бурятия - самый многочисленный регион из всех мест выходцев с округа.
- Агинские буряты пока в республике чувствуют себя инородным телом, пришлыми. Так сложилось в силу исторических обстоятельств, что Ага всегда «поставляла» в Бурятию писателей, поэтов, артистов, спортсменов – на 80% лучшие представители этих сфер родом из Аги. В политике Бурятии мы не находимся – опять-таки историческая данность. В то время когда иркутские на плечах большевиков несли в Бурятию коммунизм (видные политические деятели начала прошлого века выходцы из Иркутской области - авт.), агинские буряты занимались другими вопросами – например, выстраивали концепцию Монголии, по которой и сегодня живёт восточный сосед.
И тут же начинает небольшой урок по истории бурятского народа:
- Надо смотреть кто такие агинские буряты – в XVI веке мы начали выезжать в основном мы, хори буряты, на землях где расположены ныне Еравна, Загарай, Кижинга, Мухоршибирь — все наши исконные земли. Дальше последовал исход – Петровск, Хилок, Улёты и до Аги, Онона. Дальше Борзя, Цасучей, Шэнэхэн (КНР) и Дорнод аймаг, Хэйтин аймаг (МНР). То есть ареал обитания, освоенная территория - достаточно обширна. И в современной истории уже сложилось такое сообщество, как агинские буряты, читинские буряты, монгольские буряты и шэнэхэнские буряты. Сегодня агинчане, никому не секрет, сформировавшийся субэтнос, этакое фундаментальное сообщество, которое сохранило всё - начиная от родоплеменных отношений до культуры. Однако так же, даже лучше сохранились монгольские и шэнэхэнские буряты. У каждой семьи из Аги есть родственники там в Монголии, в Китае и тут в Бурятии, и эта невидимая связь всегда присутствует.
- Вы совсем недавно возглавили агинское землячество в Улан-Удэ. Как планируете работать?
- Я сейчас в раздумье, если мы начнём как агинское землячество, то как делать? Например, если ты с Читы, ты не наш получается? Вот сейчас думаем над структурой – может быть буряты Забайкальского края, тем более у нас всё одинаково, мы все выходцы отсюда, с Хоринских степей. И процесс объединения должен произойти. Заметьте, это мои размышления пока, но всё движется к этому.
Землячество как институция должно реально работать. У простого человека нет трибуны, чтобы озвучить проблему, а у землячества – есть! Двадцать пять тысяч выходцев из Аги живёт сегодня в Бурятии – это численность целого района Агинского округа. Население округа где-то 72 тысячи, из них 45 тысяч – буряты. Так что по численности около половины бурят из округа живёт в Улан-Удэ. Надо всем заявлять, что агинские буряты не самые плохие и чужие в Бурятии, давать понять это как местным, так и самим агинцам.
- А данные статистики есть? Сколько выезжает ежегодно?
- В прошлом году из Аги в Бурятию выехало около 1000 человек. Причём многие официально остались в Аге – прописаны в Агинском, Дульдурге, Могойтуе. Но уже встраиваются здесь в бизнес, в какие-то другие учреждения устраиваются. И теперь самая первостепенная задача землячества – нахождение и помощь, не помощь даже, а направление – сделать идеальной интеграцию агинских бурят в бурятское - республики Бурятии - сообщество. Есть такая пословица у нас в Аге – аргатайнууд Ага ошохо, шадалтэнууд Шэтэ ошохо, ухаатайэнууд Улан-Удэ ошохо, то есть все куда-то уезжают. Из деревень в посёлок, из посёлка в города. Но удаётся ли встроиться в бурятское сообщество? Ведь не секрет, что буряты очень ревностно относятся к успехам других своих же соплеменников. Есть ещё другая проблема, тот самый пресловутый трайбализм, когда буряты делятся по административным границам.
Мы все знаем что у нас есть трайбализм, но все об этом молчим. Пора так сказать поставить диагноз - трайбализм есть: есть иркутские буряты, есть восточные, есть агинские, есть ещё какие-то. Это железобетонно. Надо от этого уходить, нам всем сообща уходить. А то мы как та обезьяна смотрим в зеркало, видим что некрасивы и бьём зеркало, а зеркало-то не причём тут. Надо просто принять этот факт и работать над самим собой.
Куда денешь эти админстративные деления, но я думаю, что в итоге они могут стереться, я имею в виду во взаимоотношении между бурятами, по той же схеме, про которую я говорил – не агинские буряты, а буряты Забайкальского края, потом следующий этап — хори-буряты. И там с запада тоже идёт объединение – не тункинские или закаменские, а хонгодоры, вот уже несколько лет подряд проводятся Ёрдынские игры; объединятся эхириты, в этом году намечаются эхиритские игры и т.д. В один прекрасный день на Алтаргане мы объявим - хори, булагаты эхириты, хонгодоры, баргуты, сонголы, сартулы - мы все буряад-монголы. К этому все идёт.
- Значит ли это, что ликвидация, укрупнение округов привели к консолидации бурятского народа?
- Я бы не сказал что консолидация возникла. Но вот посмотрите энергия создаётся из трения. И Улан-Удэ в том числе и за счёт укрупнения округов получился этаким плавильным котлом для всех бурят. Трение происходит, поэтому рано или поздно придёт понимание, что мы общность, что у нас нет каких-то кардинальных различий и только в объединённом состоянии буряты могут дальше развиваться.