Новостройки на перекрёстке улиц Бутина и Новобульварной мне нравятся. Здесь уже не исторический центр, и высокие дома органично смотрятся на фоне близких сопок. А гнилые деревяшки у машзавода — их давно надо расселить и построить пару добротных высоток. Вот только среди деревьев и обычных построек первой половины ХХ века стоит изящный особняк-дача Пономарёва — разрушающийся памятник федерального значения.
Главный архитектор Читы Фёдор Пономарёв преобразил улицы города сильнее, чем любой из его предшественников или преемников. Полутовский квартал — Пономарёв, первая женская гимназия (ныне филфак/истфак ЗабГУ-В.Б.) — он же, дворец братьев Шумовых — догадайтесь. Краевед Немеров в книге «Прогулки по старой Чите» называет удивительное число — 70% каменных зданий начала ХХ века построены по пономарёвским проектам.
Фёдор Пономарёв переехал в Читу из Владивостока в 1903 году, когда прежнего главного архитектора Никитина сместили после обрушения перекрытий строившегося городского доходного дома. Новый проектировщик не сразу начал создавать свои шедевры — пару лет он просто исправлял многочисленные ошибки предшественника. Пономарёв возводил дворцы на туристические открытки, но для себя в 1910-м построил скромный деревянный особняк недалеко от тогдашней городской окраины — улицы Новобульварной.
Сейчас, гуляя по Нагорной в сторону Бутина, можно пройти мимо дома Пономарёва и даже не заметить его красоты. Тополя — такие же вековые — закрывают особняк от взглядов прохожих, и он может показаться всего лишь одним из почерневших бараков. Издалека его выдаёт только башенка.
Алые кирпичи ограды будто полировались водой все эти 100 лет: края округлились, поверхность - без намёка на шершавость, одна рытвина плавно перетекает в другую. Железные прутья не выглядят богато — ковка простая, поэтому хорошо сочетаются и с разбитой кирпичной кладкой. Большая часть старого забора, к сожалению, не сохранилась. Его место заняла деревянная ограда, уже покосившаяся от времени.
Пономарёв спроектировал удивительную дачу. Узоры, резные ставенки, мезонин и башенка со шпилем — всё выглядит душевно. Но внимание случайного прохожего привлекут скорее не изыски в оформлении главного здания, а другая постройка во дворе — непонятно как туда попавший ларёк «Фруктовый рай». Он стоит у самых ворот, закрыв вид на особняк.
Дом вызывает противоречивые чувства. Пока глаза смотрят вверх — на башню, шпиль и мезонин — внутри бушуют восторг и восхищение архитектором-создателем, но стоит взгляду опуститься на почерневшие брёвна стен и превратившиеся в труху доски цоколя, хочется ненавидеть всех хозяев, которые за век загубили прекрасное здание.
Два года назад администрация Читы оценила в 1,2 миллиона рублей только разработку проекта реставрации особняка. Власти города тогда не горели желанием ремонтировать бывшую дачу главного архитектора — их доля во владении составляет только 40%, остальное принадлежит жильцам, но вынесли предложение по ремонту дома на обсуждение бюджета. К своему 105-летнему юбилею дом почернел ещё больше, в одной из стен проросло дерево, рядом появился злосчастный фруктовый киоск, но реставрацию не начинали.
Рассматривая оконные рамы, краем глаза я увидел человека, который задержался на крыльце и смотрел на меня. Вероятно, это был хозяин квартиры, окна которой я снимал, и он был недоволен. Мужчина выслушал объяснение, зачем хожу вокруг его дома, но отказался пустить внутрь. Напоследок окинул меня скептическим взглядом и вошёл в дверь.
Я не оставил попытки попасть в чудо-дачу и на следующее утро вернулся к особняку. Дверь парадного входа на этот раз была распахнута — вероятно, хозяева решили проветрить внутренние помещения. Мы с фотографом зашли в подъезд. Окна здесь были закрыты старым картоном, поэтому внутрь проникало немного света, стоял затхлый запах и кружили жирные мухи. Стены подъезда были грубо оштукатурены и внизу покрашены эмалью на советский манер — вряд ли архитектор так задумывал, но всё это уже осыпается, обнажая деревянный каркас.
«Да, дом на Нагорной, 46, стоит на балансе администрации, но он признан непригодным для проживания», — сообщила мне сотрудник отдела реестра администрации Читы. И озадаченно переспросила: «Вы точно уверены, что его не снесли? Может, на этом месте стоит новое здание?» "Нет", - ответил я. И растерянно добавил, что дом определённо стоит там уже больше ста лет.
Отделы и комитеты городской администрация, кажется, сами не знали, кто отвечает за реставрацию памятника архитектуры — они перенаправляли за информацией о судьбе дома Пономарёва то друг на друга, то в министерство культуры.
«Не знаю, расселят они дом или нет, но отремонтировать должны, — уверила начальник управления краевого минкультуры Татьяна Жеребцова. — Администрация не может снести это здание, не решится — у неё есть охранные обязательства. В конце концов, они ведь понимают, что такое памятник федерального значения».
А пока за вековыми тополями и фруктовым киоском продолжает медленно гнить одно из красивейших деревянных зданий старой Читы.
Валентин Булавко