В этом году читинский машзавод перестанет существовать на привычном для него месте. Производство переедет в посёлок ГРЭС, а территории вдоль улицы Новобульварной подыщут более полезное применение. Губернатор уже готов приложить все усилия, чтобы на месте завода появились жилые дома, а не ещё один торговый центр.
Участок этот был определён под промышленное производство в сентябре 1939 года. Исполком Читинского горсовета отвёл окраину Читы под строительство ремонтной базы С-5 Народного комиссариата авиационной промышленности. Строили базу читинцы и иркутяне, новосибирцы и хабаровчане.
В 60-е завод выглядел, как на первой фотографии. На второй - разработанный в Киеве генплан, согласно которому территория к 80-м должна была выглядеть совсем иначе.
Первыми на участке появились здание с трансформаторной подстанцией и здание военизированной охраны, где затем разместилось заводоуправление.
Первое здание сейчас выглядит так:
Заводоуправление тоже заморожено.
С началом Великой Отечественной строительство ускорилось, чтобы Чита смогла принять эвакуированный из Киева авиазавод. Как и по всей стране, вместо ушедших на фронт мужчин возведением цехов занялись женщины и подростки.
В недостроенные здания «с колёс» вносили оборудование и монтировали станки. С первой половины 1942 года завод начал работу. В конце 1943-го станки вновь отправили на запад — ближе к фронту, а оставшиеся производство нарекли Читинским электромеханическим заводом по производству запасных частей и оборудования для электростанций и заводов. Под этой вывеской завод встретил Победу и первую пятилетку, во время которой освоил выпуск первых компрессорных станций.
Работа шла в корпусе «А», построенном до войны. Позже здесь будут расположены цеха №№5, 8 и 12. Таким его осенью 2014 года видел Роман Шадрин.
«Приходилось многое изыскивать или производить на месте, что снижало производительность труда, вело к увеличению себестоимости, штурмовщине. Низкая механизация транспортных работ: компрессорные станции с третьего этажа спускались на канате, все детали из литейного цеха возили на тачках, а опилки из-под пилорам выносили на носилках. Большие простои оборудования из-за перебоев в снабжении электроэнергией, неукомплектованность отделов, особенно техническими квалифицированными кадрами», — так описаны первые послевоенные годы в книге «От ремонтной базы до современного машиностроительного завода».
Тем не менее к середине 50-х завод выпускает компрессорные станки и холодильные машины, перестав быть «электромеханическим». С ноября 1957 года завод получил имя «Читинского машиностроительного», которое несёт до сих пор.
Спокойные 60-е подарили сухопутной Чите прочную связь с морем. Завод, освоив выпуск холодильных машин, включился в судостроение. В эти годы экспортные поставки продукции достигали 15-18%.
Из пожелтевшей брошюры можно узнать, что легенда о читинских холодильных установках в мавзолее Ленина - вовсе не легенда. Такие установки завод действительно изготовил и установил в 1963 году. Такие же машины работали на ленинском мемориальном комплексе на родине вождя революции, в одной из крупнейших на тот момент гостиниц мира — «России» и на олимпийских объектах.
Эти достижения до сих пор хранит музей завода.
Оканчивается брошюра оптимистично: «Читинский машиностроительный завод стоит на пороге больших дел перестройки. Отмечая своё пятидесятилетие, машиностроители уверенно вступают в новый этап развития». Но всё пошло не так. Тринадцатая пятилетка так и не окончилась, и завод медленно погибал.
Сейчас здесь ещё теплится заводская жизнь. Глубоко в цехах слышен шум. Но уже можно понять, что производства нет — не видно ни рабочих, ни машин с готовой продукцией или материалами.
А такими цеха видели мои коллеги в начале 2012 года.
Большая часть зданий заморожена много лет назад. Мемориал в дань 75-летию Победы обновлён, но другие лозунги из прошлого, так в прошлом и остались.
Первым символом нового времени стала забайкальская школа бизнеса, открывшаяся в 90-х в здании заводской столовой.
Вот так она выглядела в 2009 году.
Так в 2014-м.
А дальше по накатанной — на территории завода появились торговые центры.
Грустить или не грустить по исчезающему заводу, дело ваше. После переезда его история станет вряд ли счастливее, чем была во времена плановой экономики, но, как уверяют собственники — гораздо позитивнее, чем в 90-е.
В материале использованы фото Александры Бабушкиной, Романа Шадрина, Юрия Ревякина, Тимура Супонова, из архива Алексея Шегеры и ИА «Чита.Ру».