По сути своей, любой частный бизнес эгоистичен, он организуется с одной лишь целью – получить прибыль. Но для того чтобы прибыль была, необходимы определённые условия. Первое - результаты бизнеса - продукция, услуги - должны быть востребованы на рынке, на них должен быть спрос. Второе – цена продукции или услуги должна быть справедливой. И третье - справедливым должен быть обмен между работником и работодателем, между клиентом и организацией.
В нашей жизни практически всё, что происходит можно сравнить с обменом. Отношения работника и работодателя – это обмен, где работник, обладая определёнными навыками, делает в интересах предприятия работодателя работу, взамен получает деньги. Отношения между клиентом и предприятием, то же обмен. Клиент меняет свои деньги на товар или полученную услугу. Любовь – это тоже обмен, (круто, да?) мы любим кого-то, а взамен ждём того же. Мы растим детей, воспитываем их, учим и надеемся, что в старости они про нас не забудут. Работая на даче, копая грядки и высаживая рассаду, мы ждём взамен хороший урожай.
Когда вышеперечисленные, да и другие отношения являются прочными и длятся годами, десятилетиями? Ответ – когда эти отношения равноценные и справедливые. Таким образом, залогом долгосрочных отношений является справедливый равноценный обмен. Если работодатель будет обманывать своих работников, недоплачивать им, будет возникать неравноценный обмен по отношению к работникам и отношения эти обречены на провал, работники будут уходить с такого предприятия. В итоге пострадает и предприятие в целом. И наоборот, если работодатель платит за работу, необоснованно завышенную заработную плату происходит неравноценный обмен в отношении предприятия, в результате недостаток средств на развитие, на текущие платежи и как итог разорение.
Между покупателем и продавцом также возникает обмен, и важно чтобы этот обмен был справедливым. Заниженная цена за товар или услугу не даёт возможности предприятию развиваться, и в конце концов ведёт к его краху. Завышенная цена приводит к тому, что предприятие теряет клиента и в результате аналогичная ситуация.
То есть, в основе долгосрочных отношений лежит равноценный обмен. Предприятие будет устойчиво на рынке, если в основе внутренних отношений между работником и работодателем, и в основе внешних отношений таких как, предприятие – клиент заложен принцип равноценного и справедливого обмена.
Очень много примеров, когда игнорирование этими принципами приводило к разрыву отношений и наоборот следование этим принципам зарождало почву для долгосрочных крепких отношений.
Таким образом, если вы хотите создать компанию надолго, необходимо выстраивать равноценный, справедливый обмен, как с работниками предприятия, так и с клиентами. Существует несколько видов обмена, два из которых мы уже рассмотрели, это равноценный обмен и неравноценный обмен. Есть ещё два - преступный обмен и обмен с превышением.
На преступном обмене не стоит заострять внимание, так как мы априори, хотим создать предприятие с хорошей репутацией и надолго. Что же такое обмен с превышением. Простые примеры: Я утопил телефон в лунке на рыбалке. Меня спасло от праведного гнева жены только то, что это было накануне 23 февраля. Поехали в магазин выбирать телефонный аппарат, нашли по приемлемой цене и качеству, купили. При расчёте на кассе нам предлагают забрать бесплатно шуруповёрт. Вот вам яркий пример обмена с превышением. Любая покупка — это в первую очередь впечатления и я их получил. Мне как покупателю нравится такой обмен с превышением. В итоге продавец получил в моём лице благодарного покупателя, который при случае обязательно выберет этот магазин. Другой показательный пример обмена с превышением - искал фирму натяжных потолков, выбрал ту, где при прочих равных условиях мне подарили услугу по подключению и установке люстры. Таких примеров можно привести множество, посмотрите у себя в компании, что вы можете предложить, чем помочь бесплатно вашему клиенту, и он обязательно к вам вернётся.
Кто-то назовёт меня «капитаном очевидностью», но почему-то именно про эти простые вещи забывают владельцы бизнеса, а они являются основой успешного предприятия.
Три основные функции владельца: видение, предпринимательство и контроль.
Приняв решение, создать предприятие, человек стремится обеспечить себя и свою семью определённым уровнем дохода. Некоторые, достигнув этой цели, перестают развивать предприятие. В результате предприятие находится в статическом состоянии, а это равносильно смертельному приговору. Недавно у меня состоялся разговор с конкурентом, он мне задал вопрос: «Александр Геннадьевич, для чего вы развиваете свой бизнес, когда вам и так хватает на жизнь?» И как аргумент привёл свой пример: хоть и оборот у него меньше в предприятии, но у него есть квартира, есть квартиры у детей, есть машина и не одна. В общем, все хорошо и он как сыр в масле. И не видит смысла напрягаться и развивать своё предприятие. Если честно вначале я опешил и только через какое-то время смог сформулировать, в первую очередь, для себя, ответ на его вопрос. В процессе развития предприятия, владелец добивается необходимого стабильного уровня благополучия для себя и своей семьи, которого в принципе хватает. Но что происходит с предприятием? Мы живём в постоянно меняющемся мире, меняется конъюнктура рынка, появляются новые конкуренты, меняются потребности у клиентов, меняются сами клиенты… И чтобы соответствовать новым требованиям, предприятие должно постоянно развиваться. И чем мощнее это предприятие будет, тем оно будет устойчивее в отношении всех вызовов. У нас этих мощностей ещё недостаточно и мы будем развиваться дальше.
Очень часто в своих неудачах мы виним внешние обстоятельства: сетуем на правительство, чиновников, конкурентов, кризис, но при этом забываем посмотреть со стороны на себя любимого. Какой смысл ссылаться на обстоятельства, на которые я повлиять не смогу? Правильнее, принимать их как данность и выстраивать бизнес исходя из текущей ситуации. Например, многие жалуются, что невозможно работать с «бюджетниками», так как они не платят. Задаю вопрос: «Зачем работаете с клиентом, который вам не платит?» Вразумительного ответа нет. А ответ на поверхности, гораздо проще участвовать в торгах, где выигрывает тот, кто предоставит услугу за меньшую цену. Если выиграть такой аукцион, то год, а то и целых три за клиента можно не бороться. Не надо «париться» о сервисе, о качестве услуг (вы делаете вид, что нам платите, мы, соответственно делаем вид, что вас охраняем). Не надо думать о точках контакта с клиентом, воронке продаж, не нужны уникальные торговые предложения - нужна только оптимизация. И когда вдруг находится предприятие, которое выигрывает конкурс по цене ещё ниже - подкрадывается «пипец», виноваты «конкуренты» с демпинговыми ценами, виновато правительство, государство, кризис, но не владелец со своей «стратегией развития предприятия»
Вообще, предприятие готово развиваться ровно на столько, на сколько готов его владелец. И именно он формирует видение своего предприятия, чем оно будет заниматься, какие сегменты на рынке будет занимать. Владелец продумывает стратегию развития, принципы работы с клиентом, с работниками предприятия, которые впоследствии формируются в виде миссии предприятия и его ценностей. И очень важно, чтобы эта миссия и ценности были близки как владельцу бизнеса, так и его работникам.