Город мнение Единство великих рек мира

Единство великих рек мира

В созданной «Легенде о том, как Енисей, Лена и Амур стали великими реками мира» дана новая художественная интерпретация географического факта сопряжения бассейнов рек.

Город Чита вряд ли может похвастаться обилием экскурсионных туристических маршрутов, при этом в окрестностях города для развития экскурсионного туризма есть немало интересных объектов.

В 2014 году мне посчастливилось вести экскурсию через Ивано-Арахлейские озёра и село Сохондо с возвращением в Читу по федеральной трассе Чита–Иркутск. Маршрут насыщен интересными объектами, о которых можно рассказывать практически не останавливаясь. В то же время нужно отметить большую протяжённость маршрута – 220 километров, а также значительную долю в нём грунтовых дорог и наличие участков, проезд по которым возможен не всегда.

В связи с полученным опытом, у меня появилась мечта об экскурсиях на комфортабельных автобусах по современной автомобильной дороге от Читы прямо к озеру Арахлей и далее по одному из кольцевых маршрутов либо мимо озера Тасей, либо в противоположном направлении мимо озера Иргень.

Уверенность в том, что Чите нужен удобный кольцевой экскурсионный туристический маршрут к Ивано-Арахлейским озёрам, со временем только укрепилась.

На пути развития экскурсионного туризма в районе озёр помимо состояния дорог имеется и такое препятствие, как перегруженность дороги Чита – Беклемишево в бархатный сезон. Очевидно, что в летний сезон дорога, а также дороги северной части Читы не справляются с потоком желающих побывать на озёрах.

Наверное, многие, кто ездил на Арахлейские озёра летом, бывали в многокилометровых пробках, начинающихся уже на выезде из Читы. В моменты массового проезда туристов по дорогам этого направления затруднено движение и других читинцев. Ситуация может улучшиться только в случае расширения существующей дороги, однако проблемные участки дороги как, например, в Солнечном или Биофабрике скорее всего будут осложнять движение ещё очень долгое время.

Оптимальным решением, как в целях развития туризма, так и улучшения транспортного сообщения между Читой и Ивано-Арахлейскими озёрами является, на мой взгляд, строительство автомобильной дороги от федеральной автотрассы Чита–Иркутск вдоль реки Кадалинка и Грязнуха к сёлам Арахлей и Преображенка на озере Арахлей. Такая дорога прошла бы по наименьшему пути от города Читы к озёрам Арахлей и Шакша. Важно, что предлагаемая дорога не только существенно сокращает расстояние до озёр, но и является весьма перспективной в отношении экскурсионного туризма, так как пролегает через ряд интересных объектов.

Основная часть территории, о которой дальше пойдёт речь, находится между Читой и озером Арахлей. Территория включает участок в нижней части долины реки Жерейка, реку Кадалинка вместе с водосбором выше федеральной автотрассы, Водораздельную гору Палласа с её окрестностями на Яблоновом хребте, реки Кадала и Грязнуха — она же Шаборта, вместе с их водосборами, юго-восточное побережье озера Арахлей, отдельные участки в сёлах Арахлей и Преображенка.

Основные объекты для развития туризма на проектной территории:

«Красная горка» – познавательный в отношении истории развития Земли, а также значимый в мировых масштабах палеонтологический объект, где можно увидеть отпечатки уникально разнообразной древнейшей флоры и фауны. Эти отпечатки иллюстрируют флору и фауну озера и прибрежного леса конца юрского периода мезозойской эры (150-140 миллионов лет назад). Открытие «Красной Горки» связано с именем доктора геолого-минералогических наук Софьи Синицы.

Скалы «Дворцы» – живописное место, очень популярно у читинцев, в частности у спортивных туристов и скалолазов.

Водораздельная гора Палласа – уникальный в мировых масштабах объект, где сопряжены (стыкуются) водосборные бассейны сразу трёх великих рек мира — Енисей, Лена и Амур, входящих в десятку длиннейших в мире. Гора относится к Главному водоразделу Земли (Мировому водоразделу), так как на ней стыкуются водосборные бассейны Тихого и Северного Ледовитого океанов. Гора приобретает всё большую популярность. Открытие этого объекта связано с именем учителя географии Тимура Жалсарайна из села Кусочи.

Озеро Арахлей — самое популярное место отдыха забайкальцев. Озеро стало популярно благодаря чистой воде, песчаным пляжам, рыбалке, относительно дикой природе и близости к нему столицы Забайкальского края.

Село Арахлей примечательно тем, что в нём во многом стараниями учителей сельской школы, в частности Елены Будаевой, сохранены и развиваются народные промыслы, изготавливается сувенирная продукция. Со своими поделками школьники участвуют в региональных и всероссийских конкурсах, занимая призовые места.

Научный стационар Института природных ресурсов, экологии и криологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИПРЭК СО РАН, ранее – ЧИПР СО РАН) – центр научных исследований Ивано-Арахлейских озёр. Начиная с 60-х годов прошлого века на стационаре изучается динамика структурно-функциональной организации экосистем озёр и их продуктивности в условиях резко континентального климата, законы распространения радиоволн в ледяных покровах, палеоклиматические записи в донных осадках и многое другое.

Сотрудниками ИПРЭК СО РАН сделано многое для изучения и охраны уникальной природы территории озёр. Результаты исследований опубликованы в ряде научных статей и монографий, например, в изданной в 2013 году монографии «Ивано-Арахлейские озёра на рубеже веков: состояние и динамика». Часть результатов вошла в обобщающие работы российских и зарубежных исследователей озёр. ИПРЭК СО РАН участвовал в создании Ивано-Арахлейского заказника.

В целом, Институт природных ресурсов обладает уникальным исследовательским коллективом и накопленными материалами. Создание научного стационара на озере Арахлей связано с именем Бориса Шишкина – гидробиолога, кандидата биологических наук, первого руководителя Забайкальской комплексной экспедиции Лимнологического института СО РАН.

Указанные объекты, за исключением связки скалы Дворцы – Водораздельная гора – Арахлей, рассматриваются изолированно друг от друга – я предлагаю объединить их в настоящем проекте в качестве ядер комплексов туристических объектов и проектируемого туристического маршрута. Отмечу, что «Красная горка», «Дворцы» и гора Палласа по причине своей уникальности стали охраняемыми объектами – урочищами и государственными памятниками природы, а Арахлей – одним из основных объектов Ивано-Арахлейского природного парка.

Особого внимания заслуживает гора Палласа, поскольку её особенности определяют основную идею и стиль настоящего проекта. Представление о том, что Забайкалье находится на Главном водоразделе Земли, стыке водосборных бассейнов Тихого и Северного Ледовитого океанов, а также величайших рек мира Енисей, Лена и Амур начало развиваться Жалсарайном. Его исследование было поддержано Забайкальским отделением Русского географического общества (ЗОРГО). Позже, самым активным популяризатором географических знаний о стыке водосборных бассейнов на горе Палласа стал забайкальский краевед, председатель ЗОРГО с 2000-го по 2010 год Юрий Руденко.

Повышенное внимание к сопряжению водосборных бассейнов рек Енисей, Лены и Амура на Водораздельной горе обусловлено также движением Константина Шлямова «Великий Исток». В настоящем проекте я хочу отметить только, что общими усилиями популярность этого места достигла высокого уровня, о чём можно судить по предложению вице-премьера правительства Забайкальского края Алексея Шеметова развивать туристический кластер Забайкальского края вокруг идеи Мирового водораздела.

Несмотря на повышенное внимание значение стыка водосборных бассейнов рек Енисей, Лена и Амур все же недооценивается. Чаще всего этот факт преподносится как место стыка водосборных бассейнов, и лишь специалисты связывают с ним такие особенности Забайкалья, как взаимопроникновение разнородных воздушных масс, природных комплексов, биот, народов и так далее. Доктор геолого-минералогических наук Вотах говорил о влиянии системы Центрально-Азиатского водораздела на состояние окружающей среды во всей экологической системе Земля.

Для настоящего проекта важен сам факт стыка водосборных бассейнов рек Енисей, Лена и Амур, а также его положение на трансекте перспективных туристических объектов. Вслед за Юрием Руденко, я призываю рассматривать место сопряжения водосборных бассейнов рек не как разделяющее, а именно как место сопряжения, соединения, стыка водосборных бассейнов трёх крупнейших рек мира на Главном водоразделе Земли.

Легенда о великих реках

В географический факт сопряжения водосборных бассейнов рек Енисей, Лена и Амур мной внесены элементы художественного вымысла. В созданной «Легенде о том, как Енисей, Лена и Амур стали великими реками мира» дана новая художественная интерпретация географического факта сопряжения водосборных бассейнов рек Енисей, Лена и Амур.

В частности, введены очеловеченные художественные образы (персонажи) рек Енисей (в легенде — мужчина) и Лена (в легенде — женщина), а также общеизвестный образ мифического бога любви Амура — к реке Амур. Созданные образы относятся к указанным рекам вместе с их водосборными бассейнами, включая притоки, озёра и подземный водный сток. Место сопряжения водосборных бассейнов рек Енисей, Лена и Амур представлено в легенде как место встречи трёх указанных персонажей.

Использование в легенде образа мифического бога любви применительно к реке Амур основано на совпадении названия реки Амур с именем мифического бога любви. Предложенную в легенде идею в совокупности с самим географическим фактом сопряжения водосборных бассейнов трёх крупнейших рек, рассматриваю в качестве центральной в развитии туризма на проектируемой территории между Читой и озером Арахлей.

Енисей, Лена и Амур как бренд Забайкальского края

Уникальность забайкальского бренда заключается в том, что нигде в мире нет больше подобного сопряжения водосборных бассейнов и интересного сочетания названий великих рек, как в случае с реками Енисей, Лена и Амур. Ещё одно из уникальных достоинств забайкальского стыка водосборных бассейнов на фоне других подобных мест заключается в его очень высокой доступности.

С использованием персонажей Енисей, Лена и Амур в ситуациях, описанных в легенде и её авторском замысле, возможно создавать производные литературные, архитектурные произведения, произведения живописи, сувенирную продукцию, распространяя в России и других странах идею единства великих рек мира, опираясь при этом на представление о Главном водоразделе Земли.

Так, полагаю, уместной на Яблоновом хребте и в Чите будет скульптурная композиция «Великие реки Мира», состоящая из указанных персонажей. Её можно дополнять скульптурами Амазонки, Миссисипи, Нила и многих других рек, водосборные бассейны которых связаны с Главным водоразделом Земли. Создаваемые произведения можно украсить цветущим багульником (рододендрон) или яблоней.

К легенде мной выполнены иллюстрации, в которых созданные персонажи изображены на фоне Яблонового хребта и на фоне планеты Земля. Развивая собственный забайкальский бренд, полагаю возможным ориентироваться на такие образцы произведений искусства, как, например, фонтан «Четырёх рек» в Риме, в котором в образе людей изображены Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плата. Другим примером может быть фонтан «Реки Сибири» в Красноярске. Уверен, что предлагаемый бренд, наряду с уникально сложившимися возможностями, могут сделать окрестности Читы ещё более привлекательными для туристов из других регионов и стран.

Не сомневаюсь, что объекты центрального (район горы Палласа) туристического комплекса проекта будут востребованы влюблёнными парами и молодожёнами. В связи с этим проект предполагает продвижение в качестве брендового романтического и свадебного туризма. Отмечу, что в настоящее время романтические и свадебные туры к месту сопряжения водосборных бассейнов рек Енисей, Лена и Амур отсутствуют.

География потенциальных посетителей очень широка и не ограничивается водосборными бассейнами самих рек. Она определяется тем, что реки Енисей, Лена и Амур входят в списки крупнейших рек мира, а также тем, что их водосборные бассейны находятся на Главном водоразделе Земли, который проходит через Европу, Азию, Африку, Северную и Южную Америки.

В связи со сказанным, возможно формирование интереса к туристическим продуктам со стороны населения водосборных бассейнов таких крупнейших рек Земли, как Амазонка, Миссисипи, Енисей, Лена, Амур, Обь, Хуанхэ, Янцзы, Меконг, Нил, Конго. Кроме них с Главным водоразделом связаны водосборные бассейны таких крупных рек как Ла-Плата, Маккензи, Юкон, Инд, Волга, Шатт-эль-Араб, Меконг. Водосборные бассейны указанных рек охватывают различные страны, поэтому география потенциальных посетителей помимо российских регионов охватывает КНР, Монголию, США, Канаду, Бразилию и ещё многие другие страны.

Развитие въездного туризма из других регионов России и зарубежных стран предполагает необходимость создать высокий уровень комфорта, а, следовательно, и соответствующий уровень инфраструктуры, сервиса и пиара, общий стиль всего проекта и подчинённость всех объектов проекта центральной идее.

Что нужно сделать?

В настоящем проекте даётся краткое изложение моего видения размещения комплексов и их наполнения, представленного в эскизном проекте «Великие реки Мира» и пояснительной записке к нему. Эскизный проект был показан на одном из заседаний ЗОРГО.

Главная идея проекта определяет специфику центрального и стиль дополняющих комплексов, а также стиль и параметры обеспечивающей инфраструктуры. По проекту центральный и дополнительные комплексы объектов должны усиливать возможности друг друга.

Окрестности горы Палласа, на мой взгляд, сами по себе достойны туристического комплекса, включая автомобильную дорогу от федеральной автотрассы. Следует признать, что в настоящее время место малопривлекательно для неподготовленных туристов в связи с крайне слабым развитием дорог.

Пока нет дороги, осуществлять экскурсии и туры можно, конечно же, и экстремальным образом на подготовленных внедорожниках, квадроциклах, мотоциклах, велосипедах, конях или пешим образом. Таким видам романтики необходимо оставить место и в будущем. Если же ориентироваться на массового туриста, в том числе из других стран, окрестности горы Палласа необходимо обустраивать достойно, чтобы даже пожилым путешествующим парам было удобно сюда приехать и комфортно и безопасно отдохнуть.

В первую очередь нужна высокопропускная современная, продуманная и стилизованная под основную идею проекта автомобильная дорога протяжённостью около 43 километров. Для удобства туристов требуется строительство зданий, музеев, смотровых и концертных площадок, туристических и научно-образовательных баз, пеших троп, велосипедных и лыжных дорожек; выделение направлений для любителей бездорожья; обустройство автомобильных парковок, ледовых катков, вертолётных площадок, мусорных площадок.

В районе горы Палласа необходимы комфортабельный отель, скульптурные композиции и др. Весьма необходима и современная система утилизации бытовых отходов и сточных вод, исключающая загрязнение водоёмов и их водосборных бассейнов.

Одной из основных задач по проекту является сохранение и восстановление леса в водосборных бассейнах рек Кадалинка, Кадала и Грязнуха. Основная функция лесопарковой зоны – сохранение естественных функций и туристической привлекательности природной среды.

В лесопарковой зоне следует предусмотреть места для семейного отдыха, прогулок, сбора грибов и ягод, релаксации, творчества художников и фотографов. Так как Кадалинский участок находится близко к городу, он рассматривается в качестве лесопарковой зоны для ежедневного отдыха читинцев. Здесь, полагаю, будут востребованы многочисленные обособленные площадки с беседками и мангалами для цивилизованного отдыха, что должно снизить вероятность возникновения пожаров в лесах из-за диких туристов.

Проезжая по России, люди должны иметь возможность удобно заехать на Главный водораздел Земли и запомнить Забайкальский край по познавательным и увлекательным мероприятиям на месте стыка водосборных бассейнов рек Енисей, Лена и Амур. Этому весьма способствует расположение объектов проекта в непосредственной близости от федеральной автотрассы, но необходимо создание парковок.

Желание туристов быстрого доступа к объектам проекта из любой точки планеты может быть реализовано с использованием авиатранспорта чему весьма способствует близость территории к международному аэропорту. До объектов центрального комплекса от аэропорта необходима не только удобная дорога, но и возможность перелёта на вертолёте. Так как место сопряжения водосборных бассейнов хорошо заметно на подлёте к Чите, объекты проекта должны быть заметными и привлекательными при просмотре с борта самолёта.

На озере Арахлей, в его восточной части, требуется создание всесезонных баз отдыха с водными аттракционами, обустроенными пляжами, ледяными горками и катками. В селе Арахлей хотелось бы видеть творческие мастерские, чтобы на всём маршруте туристы имели возможность приобрести сувенирную, в том числе высокотехнологичную, продукцию местного производства. В творческих мастерских для путешествующих должны быть условия для личного участия туристов в изготовлении сувенирной продукции.

Будучи по своей работе исследователем, я нередко сталкивался с ситуациями, когда во время экспедиционных выездов к нам подходят посторонние люди и интересуются проводимыми исследованиями, просят показать что-нибудь под микроскопом или рассказать о научном приборе или обитателе водоёма. Интерес к научным исследованиям особенно проявляется на специальных выставках.

Поддерживая и развивая этот интерес, необходимо создание на стационаре ИПРЭК современных условий для исследовательской работы, ознакомления туристов с её результатами и вовлечения их самих в эту деятельность. Сказанное предполагает подготовку кадров, строительство на стационаре нового здания и подсобных помещений, оснащённых современными рабочими местами, а также выставочным и презентационным оборудованием.

Основная деятельность научного стационара ИПРЭК СО РАН в рамках реализации настоящего проекта может быть направлена на поддержание постоянного внимания туристов к познавательным туристическим продуктам о территории проекта.

Это возможно в результате исследовательской деятельности, нацеленной на получение новых уникальных знаний о природе района озёр, а также общих законах функционирования природы. Кроме того, используя стационар, научные работники ИПРЭК СО РАН могут проводить оценку состояния природы территории Ивано-Арахлейских озёр, разрабатывать рекомендации по оптимальному природопользованию и принимать участие в экспертизе проектов освоения природного потенциала водоёмов, подготавливать экскурсоводов, гидов, учителей, преподавателей или повышать их квалификацию, участвовать в адаптации накопленных в публикациях научных результатов под туристов.

Во всех указанных видах деятельности предполагаю тесное сотрудничество ИПРЭК СО РАН с ЗОРГО, Ивано-Арахлейским природным парком, другими исследовательскими, природоохранными и образовательными организациями.

В результате реализации проекта появится востребованная в регулярном транспортном сообщении высокопропускная автомобильная дорога, которая пройдёт по наиболее короткому расстоянию между городом Читой и озером Арахлей. Вероятнее всего жители арахлейских поселений будут пользоваться дорогой круглогодично. Участок дороги от города до горы Палласа будет востребован читинцами в повседневном отдыхе на природе, а участок дороги от озера Арахлей до горы Палласа – в экскурсионных турах отдыхающих на озёрах Арахлей и Шакша.

Новая дорога заметно повысит доступность наиболее популярных у читинцев Арахлея и Шакши, поэтому максимальную нагрузку на неё ожидаю в летний период. Основное внимание к дороге ожидаю со стороны жителей Черновского и Железнодорожного районов Читы, в частности, посёлков КСК, ГРЭС, Кадала. Так, расстояние по дороге до Арахлея для жителей ГРЭС составит около 40 километров против 73 километров в настоящее время, а продолжительность неспешной поездки составит от 40 минут, что, на мой взгляд, вполне приемлемо для семейных выездов выходного дня.

Принимая посещаемость Ивано-Арахлейских озёр на уровне 500 тысяч в год, проектируемая дорога, вероятно, возьмёт на себя не менее трети от неё. Более того, благодаря ей следует ожидать увеличение посещаемости Арахлейских озёр, в частности, наиболее дальних озёр Ундугун и Иргень. Риск снижения популярности водоёмов и прогнозного трафика вероятно отсутствует, поскольку даже в кризисные 90-е годы читинцы массово ездили туда отдыхать. Посещаемость участка до горы Палласа будет заметно выше в связи с повседневным отдыхом читинцев за городом.

Расстояния для сравнения от центра Читы:

— до села Беклемишево — это наиболее крупное село 96 километров, а по проекту – 80 километров.

— до села Арахлей — 85 километров, а по проекту – 55 километров.

— до села Иргень — 115 километров, а по проекту – 97 километров.

— до озера Арахлей — 70 километров, а по проекту – 50 километров.

— до Шакши 85 километров, а по проекту – 60 километров.

Проектируемые маршруты

Наряду с дорогой результатом проекта станут два основных кольцевых туристических маршрута, пролегающих через гору Палласа к Ивано-Арахлейским озёрам.

Первый, «Великие реки Мира», насыщенный культурными достопримечательностями, познавательными и спортивными объектами пройдёт мимо озера Тасей и села Угдан. Этот маршрут охватывает все описанные здесь основные объекты проекта и является, преимущественно, ознакомительно-познавательным. Протяжённость маршрута - 143 километра, предполагаемая продолжительность экскурсии на маршруте с обзорным посещением всех основных комплексов (по 20 минут на каждый) – 5 – 6 часов.

Сокращённый туристический маршрут «Единство Великих рек Мира» от Читы к горе Палласа на место стыка водосборных бассейнов рек Енисей, Лена и Амур, преимущественно, романтического и свадебного назначения. Расстояние из центра Читы до горы Палласа составит около 41 километра.

Второй основной маршрут Чита – гора Палласа – Арахлей – Большой Ундугун – Иргень – Сохондо – Колочный — Чита. Его протяжённость около 205 километров.

***

Настоящий проект следует рассматривать в качестве концептуального и предварительного наброска, не предполагающего расчёт стоимости и окупаемости. Его реализации может способствовать сотрудничество с другими проектами. Так как территория проекта охватывает юго-восточное побережье озера Арахлей, интерес представляет деятельность арахлейской базы Забайкальского государственного университета. База используется в научно-образовательных целях преподавателями университета для подготовки статей и учебных пособий о природе Ивано-Арахлейских озер. Кроме того на ней проходят ежегодные лыжные соревнования.

Реализации проектов в сфере культуры может способствовать сотрудничество с Забайкальским государственным театром кукол на его базе «Тридевятое царство» на озере Арахлей.

С восточной стороны Яблонового хребта настоящий проект вероятно будет стимулировать появление проектов по развитию Кадалинской части города Читы. Создание лесопарковой зоны на водосборной территории реки Кадалинка будет вкладом в проекты по восстановлению экосистемы озера Кенон.

В целом, сотрудничество должно быть ориентировано на то, чтобы сделать познавательные, романтические, свадебные или спортивные путешествия в окрестностях города Читы и озера Арахлей увлекательными и привлекательными. Если у туриста нет необходимости оставаться в Чите надолго, он может ограничиться турами на основе настоящего проекта. В случае намерения длительного пребывания в Забайкалье программу можно расширить турами в другие районы Забайкальского края – на хребет Кодар, курорт Дарасун, в город Нерчинск, Красночикойский район и так далее. Возможно и обратное, когда созданные на основе проекта туры дополнят туры по Забайкалью.

В завершение отмечу, что проект базируется на принципах бережного отношения к природе, сохранении природных свойств водосборных бассейнов, водотоков и водоёмов — основы для их высокого рекреационного потенциала. Вряд ли будет возможным заинтересовать массового зарубежного туриста приехать в Читу, чтобы посмотреть на выжженные леса, поваленные деревья, пни, высохшие реки, замусоренные и хаотично застроенные озёра и реки.

В связи с этим нужно приложить сверхусилия, чтобы сохранить природу Яблонового хребта, а там, где она нарушена – восстановить, но не бездумно, а согласованно в рамках комплексной программы и, возможно, под новый стиль территории.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Должен ли мужчина платить за женщину? Две забайкалки разбирают вопрос
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Субботние новости. Плевала в напитки клиентов. Сжег Cadillac по ошибке. Памятник полицейскому осквернили
Редакция «Чита.Ру»
Рекомендуем
Объявления