Я уже 10 лет работаю в стоматологии — начинал простым ассистентом, сейчас главный врач. За это время мне встречались люди с разными патологиями и осложнениями. Как вы понимаете, значительная часть пациентов — те люди, которые приходят к стоматологу уже после того, как появились проблемы. О необходимости профилактических осмотров в обычное время они и не вспоминают. Но, что обидно - есть и такая категория пациентов, которая следит за своим здоровьем, но потом приходит с осложнениями после лечения. И возникающие проблемы иногда связаны не с индивидуальными особенностями организма, а с невнимательностью врачей.
Один из самых ярких случаев в моей практике произошёл в 2013 году. Ко мне обратилась пациентка - назовём её М. - с жалобами на подвижность металлокерамического протеза с опорами на 13-м и 23-м зубах. Сделав обзорный снимок на ортопантомографе – аппарате, позволяющем получить панорамное изображение зубочелюстной системы, и осмотрев её, я понял, что протезу просто не хватает дополнительной опоры - промежуток между зубами слишком велик.
Со слов пациентки, этот протез был изготовлен около месяца назад, но когда М. пришла с жалобами на подвижность протеза в клинику, где ей его поставили, врач порекомендовал просто залепить промежуток жевательной резинкой!
Я не буду говорить о том, что это грубо, бестактно и без заботы о пациенте, — это и так понятно. Клинику, в которой лечилась М., я тоже оставлю в секрете, меня обязывает к этому врачебная этика. Однако каждый стоматолог должен понимать, что несёт ответственность за пациента не только пока он находится в его кабинете. Он должен быть не только хорошим врачом, но и хорошим психологом. М. пришла ко мне совершенно разбитая эмоционально — она даже плакала на приёме, думала, что её ситуация тупиковая. Любому хорошему врачу понятно, что, в первую очередь, нужно успокоить пациента, объяснить, как можно всё исправить. А не отмахиваться и предлагать воспользоваться жвачкой.
После осмотра М. я составил план лечения - предложил эндодонтическое лечение 13-го и 23-го зубов. Снимок показал, что они, ко всему прочему, были некачественно пролечены перед протезированием. Понадобилась и дополнительная установка имплантатов в области 11-го и 21-го зубов с последующим протезированием. Я предложил М. несколько вариантов лечения от простого и дешёвого, до дорогостоящего, но более надёжного. Пациент вправе выбирать тот или иной метод, врач может только рекомендовать. К сожалению, до этого ей не дали выбора, просто поставили перед фактом. После чего пациент ушёл и чуть не потерял оставшиеся зубы. Чтобы исправить последствия, понадобилась не неделя и не месяц, а целых 4.
Каждый пациент, приходя в клинику, ищет в докторе опору, человека, который поможет ему решить проблему. Ему нужны варианты, понимание того, что врач видит в нём человека, а не просто одного из толпы.
Иногда врач по умолчанию предлагает самый дешёвый вариант лечения. Но он часто не очень высокого качества, так как использование бюджетных вариантов не всегда гарантирует долговечность результата. Тут можно провести аналогию с дорожным ремонтом. Для того, чтобы получить хорошую автостраду, нужно потратить немало времени, а использование дешёвых материалов скажется только отрицательно на долговечности дорожного полотна.
Но, конечно, дорогое лечение тоже не означает качественное по умолчанию. Квалифицированная медицинская помощь заключается не в «космических» ценах, а в правильном планировании, понимании, доверии пациента врачу и последующем хорошем уходе. Современные и качественные материалы, методы лечения, которые дают хорошие результаты, к сожалению, сейчас стоят недешёво. И это справедливо не только для стоматологии.
Поэтому будьте бдительны, обращаясь в сомнительные клиники, просите рассказать подробнее о возможных вариантах лечения и не экономьте на своём здоровье!