Предприятие с полуторовековой историей, место, где забайкальская промышленность ещё существует - это всё читинское вагоноремонтное депо. Его мастерские дают новую жизнь подвижному составу Забайкальской железной дороги и хранят память о событиях времён давно ушедших. О том, как живёт предприятие, которое несмотря на кризисы сохранило себя, чем зарабатывают на жизнь деповские работники и какие истории помнят стены цехов?
Вагоноремонтное депо - огромный по площади комплекс, который состоит из нескольких цехов, площадок и десятков маневровых путей. Минуя проходную, мы оказываемся в уютном дворике с монументом труженикам тыла Великой Отечественной войны. Чуть дальше расположился один из самых молодых цехов старинного предприятия - механосборочный. Внутри кипит работа. Рабочие обследуют ходовую часть вагона хоппера-дозатора (в таких обычно перевозят щебень). По сравнению с ним люди кажутся совсем маленькими.
Всё пространство цеха занято станками и деталями. Части вагонных тележек ждут ремонта или разрезания на металлолом. Станки с советскими табличками о соблюдении правил техники безопасности напоминают о трудовых традициях прошлого.
В одном цеху с вагонами делают самый популярный продукт вагоноремонтного депо на сегодняшний день - металлические будки для путевых работников. Они везде, в каждом корпусе - на сварочной площадке, в цехе покраски, у токарей и жестянщиков. Рабочие говорят, поступил большой заказ, нужно скорее закончить.
В основном вагоноремонтное депо Читы занимается обслуживанием грузовых, багажных и специализированных вагонов, таких, как дефектоскопы и вагоны-тюрьмы. Пассажирские отданы на обслуживание более молодому депо в Карымской. В малярном цехе сейчас ожидают покраски сразу несколько технических вагонов разного направления.
Рабочий график депо зависит от количества заказов. Если их немного, то некоторые цеха работают по сокращённому графику. К тому моменту, когда мы добрались до кузнечного цеха, работу он уже закончил. Остановились молоты и почти остыли печи. «К лучшему, - сказал наш провожатый. - Когда цех работает, здесь всё ходуном ходит и грохот просто невыносимый».
Принято считать, что главная деталь в вагоне - это колёсная пара. Цех, где их обследуют, ремонтируют и готовят к эксплуатации, почти никогда не сидит без работы. Пара, дефекты которой уже не устранить, отправляется в металлолом или, если она была снята с частного вагона, ставится на площадку хранения. Владельцы подвижного состава редко забирают их себе - чаще бросают. Вопрос хранения не подлежащих ремонту колёс для депо проблема. Переплавить или сдать их запрещает закон, а на заднем дворе им уже едва хватает места.
Столярный цех - самый чистый в депо. Того требует техника безопасности. Древесная пыль легко воспламеняется. Здесь делают рамы и обшивку для вагонов старого образца. В век пластиковых окон профессия столяра ещё актуальна.
Литейный цех завода расположился в самом старом здании депо. Во времена революции здесь произошла расправа семёновцев над рабочими. Прежде эту историю подавали под драматичным соусом борьбы за свободу и справедливость, а сейчас говорят проще - ничего страшного не случилось - только плетьми посекли. Гораздо драматичнее тот факт, что литейный цех больше не функционирует. Объёмы слишком малы, а ресурсов он требует много.
Территория вагоноремонтного депо интересна и с архитектурной точки зрения - некоторые здания построены ещё в 19-м веке.
Вся территория депо, что не застроена зданиями, занята железнодорожными путями. На них ожидают ремонта или выхода из него разнообразные вагоны. Тех, что нельзя вернуть в рабочее состояние, ждёт последний путь. Именно там, где заканчивается территория депо, стоит площадка, на которой вагон демонтируют на полезный металл и бесполезный мусор.