Сегодня модно думать, что работу, как и машину, нужно менять едва ли не каждые три года. Причём менять кардинально. Талантливый человек, мол, талантлив во всём и везде преуспеет. Каждым новым текстом проекта «Человек труда» мы доказываем — призвание, талант, ответственность и любовь к своему делу были и остаются важнейшими качествами вне моды.
Марина Перминова работает в торговой сети «Дэн» 20 лет. И 17 из них — на одном месте, в торговом центре «Малыш» на Ленина. Не просто работает - порхает, жонглирует и очаровывает. Безо всякого преувеличения, её знает половина города. Женская, конечно же, половина. Такой популярностью продавцы пользовались в советскую эпоху, но чтобы сейчас, когда в каждом доме работает по 3-4 магазина.
- У Марины свой подход к покупателям – к ней идут женщины со словами «Мариночка, только вы можете найти то, что мне нужно», — говорит её коллега по отделу Надежда, — она всегда выслушает, войдёт в положение и обязательно найдёт нужное – все уходят очень довольные. И мне нравится работать, как она, на одной волне с покупателем, когда ты можешь не просто продать, а найти что-то, чего человек, может быть, никогда не носил, повлиять на предпочтения, увидеть новые возможности для раскрытия женского образа.
Отдел «Дэн» в «Малыше» не то чтобы аккуратен, он ухожен и наряден, как любимый ребёнок. Сейчас и не поверишь, что вырос он из небольшого закутка площадью 8 квадратных метров.
- Я окончила кооперативный техникум – планировала быть бухгалтером, но не стала, — говорит сама Марина Перминова, — пришла в «Дэн» и задержалась тут на 20 лет. А произошло всё случайно — когда подходил к концу мой декретный отпуск, одна знакомая женщина спросила у меня: «Пойдёшь торговать колготами?» Я понятия не имела, что это такое – в продаже были одинаковые колготки ещё советского образца. Но пришла, и увидела целый отдел красивых, ажурных, разноцветных колготок в красивой упаковке. Помню, это была итальянская серия из Санкт-Петербурга. В Чите тогда такого просто не было.
Основатель и руководитель торговой сети «Дэн» Марина Чугуевская вспоминает те дни с улыбкой:
- 1997 год. Я тогда ещё сама работала продавцом, но уже открыла первый отдел в «Русской книге» на 9 Января — маленький, в 4 квадратных метра, работать можно было буквально стоя на одной ноге (смеётся). В этот отдел я, уже «матёрый» тогда продавец, взяла Марину ещё совсем молоденькой девчонкой. Смотреть без слёз на неё было нельзя — в ментоловом пиджачке, скромненькая, худенькая, всего боялась, стеснялась, говорила шёпотом. Я думала, что из неё никогда, ничего не выйдет. Но Марина работает у нас уже 20 лет и является лучшим продавцом сети с лучшими показателями. Сейчас у неё своя команда из четырёх человек, и она безусловный лидер, причём не властный, а заработавший свой авторитет.
А тогда, в конце 90-х, рынок Читы был совсем другим. И постепенно, когда пришло понимание, что отдел рентабелен и нужен людям, в городе начали появляться новые отделы, стала оформляться торговая сеть, и Марину перевели в «Малыш». На тех самых 8 квадратах она умудрялась продавать такими объёмами, что все только диву давались. Сейчас кажется нереальным, а тогда - вполне обычным явлением, что Новый год у продавцов не хватало рук и элементарного времени присесть на минуту, а покупатели шли колонной, нескончаемым живым потоком – настолько мало в Чите было возможностей купить что-то хорошее.
Постепенно к ассортименту колгот в магазинах сети добавились бесшовное, хлопковое бельё, пижамы, потом появилась и женская одежда – платья, брюки, блузы, джемперы. Сегодня у сети полтора десятка поставщиков из одной только Турции, не считая продукции всемирно известных производителей белья.
- У нас можно найти любую одежду – и экономкласса, и вечернюю, и деловую, — подводит нас Марина к одной из моделей, — смотрите, вот платье. Что в нём хорошего? Его можно надеть и в ресторан, и на работу, в зависимости от аксессуаров. Народ у нас любит такие практичные вещи, которые не висят в шкафу, а подходят для разных случаев, — тут мы проходим ещё пару шагов, — а вот уже нарядный, вечерний вариант, такой можно надеть только по случаю. Покупателей на такие вещи меньше, но они есть.
По словам Перминовой, продавец одежды должен быть и психологом, способным выслушать, поддержать разговор, и стилистом:
- Покупатели смотрят на нас, как мы одеты, что мы предлагаем, и ждут нашего совета. Недавно был случай – надели платье на девушку, а ей не нравится. Но мы видим, что ей очень идёт. Пришлось прибегать к последнему аргументу – надеть платье на себя, с красивыми туфлями. И, конечно, она посмотрела на платье по-другому. Почему? Потому что пришла к нам в унтах и была в них, когда примеряла платье. Естественно, она себя «не видела».
Чтобы видеть, понимать и давать правильные советы, одной интуиции недостаточно. Марина и её команда читают модные журналы, учатся, беспрестанно ищут, какие фасоны и цвета теперь в моде, делают всё, чтобы не стоять на месте. В XXI веке позволить себе не развиваться нельзя. Признаки нашего времени давно изменили само содержание торговли. Теперь с покупателями общаются не только в магазине – за пределами личного общения все новинки и скидки обсуждаются в клиентской группе в Viber. А уж что именно обсудить, всегда найдётся.
- Сейчас мы обновляем ассортимент раз в две недели, — продолжается разговор о любимом деле, — часто проводим акции, например, можем снизить цену на все оттенки синего. А вообще, цены у нас низкие, товар мы закупаем с большими скидками. Например, турецкие платья мы сейчас продаём по цене от 2800 до 3300 рублей – это цены той поры, когда доллар стоил 35 рублей. Сейчас такой товар должен стоить от 4,5 тысячи рублей, но мы можем предложить такие цены, и люди признательны нам за это.
Но главным козырем продавца Перминовой было и остаётся личное обаяние, улыбка, непринуждённая, но внимательная манера общения и фантастическая память на имена и лица - помнит не только сотни своих покупателей, но и их предпочтения, и содержание давних с ними разговоров.
- У меня есть покупатели, которые были 17-летними девочками, потом уехали в другие города, стали успешными, а теперь, когда приезжают в Читу, приходят одеваться к нам. Неделю назад к нам приходила девушка из Лос-Анджелеса – мы её одели, и она довольная убежала. Китайские друзья к нам заходят постоянно, покупают, в основном, светлые колготы и легинсы, а вот из Лос-Анджелеса – это в диковинку, но мы справились, - смеётся продавец.
Коллектив торговой сети «Дэн» и благодарные покупатели поздравляют лучшего продавца сети Марину Перминову с 20-летием работы в компании. Желают всегда оставаться такой же неунывающей,отзывчивой, энергичной и всегда радовать всех своей улыбкой и профессионализмом.