Мне нравятся многие здания Читы — и сказочные деревянные теремки, оставшиеся на городских улицах ещё с начала XX века, и современные здания из красного кирпича. Застройка времён СССР трогает меньше, за исключением зданий, в облицовке которых использовалась мозаика.
На фасадах многих известных городских зданий есть панно, изображающие славное советское прошлое. Вот тут мы рассказывали про некоторые из них. Но всё это больше сграффито — картины, выполненные из слоёв грунтовки разного цвета. И в отличие от мозаики они мне не очень по душе. Наверное, потому что сочетание коричневого, жёлтого и зелёного на фоне серых фасадов смотрится скучновато.
Вот, например, сграффито на стене Дворца пионеров в Чите.
А вот для сравнения мозаичное панно на здании Сбербанка.
Это, конечно, разного формата работы. Но сочетание сиреневых, изумрудных, голубых, белых, коричневых и розовых «чешуек» - это здорово.
И жаль, что в Чите подобных монументальных работ не так много. И, кстати, могло быть ещё меньше. В ноябре 2013 года мозаику на филиале Сбербанка хотели закрыть керамогранитом. Но жители не дали.
Но пока одни отстаивают культурное наследие, другие его портят.
Ещё одна мозаичная абстракция находится на фасаде кинотеатра «Удокан», построенном в 1976 году. Она уже настолько примелькалась, что замечается далеко не сразу. А тут есть на что посмотреть — в центре композиции Солнце, угадываются планеты, звёзды, птицы, спирали и волны.
К сожалению, детально рассмотреть верхнюю часть мозаики сложно, зато с крыльца отлично видна нижняя декоративная кайма. Сейчас её чуть перекрывает система освещения.
Но редко панно выполняют просто декоративную функцию. Гораздо чаще мозаики увековечивают цитаты великих людей, добродетели, важные советскому человеку, или какие-либо важные события из жизни края или страны.
На здании вокзала на станции «Чита-2» есть большая настенная картина, посвящённая истории Забайкалья. Она охватывает период освоения Сибири казаками, ссылку декабристов, Дальневосточную Республику, Великую Отечественную войну.
Один из авторов мозаики — художник Иннокентий Соколовский. Он участвовал и в создании мозаичной композиции на станции Петровского Завода и кинотеатра «Удокан».
Историческое панно на вокзале одно из самых разноцветных и сложных в Чите — множество тёплых оттенков от коричневого до жёлтого разбавлены синим и травянисто-зелёным. Жаль, что оно расположено в таком месте — толком не видно ни проезжающим в поездах, ни самим горожанам.
По сложности с вокзальным полотном могут поспорить ещё два панно.
Одно из них расположено на фасаде корпуса Забайкальского государственного университета на Бабушкина. Называется «Студенты».
В 1974 году его сделали художники Илья Бройдо и Леонид Рябов.
Про Рябова мне, к сожалению, информацию найти не удалось, а вот Бройдо — родом не из Читы. Наши «Студенты» не первая его работа в тандеме с Рябовым. Вместе они создавали мозаики в Железноводске.
Мозаику дополняет изречение Николая Чернышевского, имя которого долгое время носил пединститут: «Наука должна быть служительницею человека, чем более может она иметь влияние на жизнь, тем она важнее».
Вторая столь же масштабная картина изображена на доме на Чкалова, 31. Она посвящена газете «Забайкальский рабочий». Считается, что на этом месте когда-то была расположена подпольная типография издания, которое помогло свершиться революции у нас.
К сожалению, подступы к панно закрыты овощным ларьком, поэтому внимать призыву: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» можно только издалека.
Дом, кстати, выложен плитками не только с фасада.
Ещё одно яркое панно расположено на здании радио ГТРК «Чита» на Костюшко-Григоровича.
К сожалению, со временем мозаика пошла трещинами и начала разрушаться. Надеюсь, за её реставрацию возьмутся вовремя.
Мозаику используют не только на фасадах. В Доме культуры железнодорожников в Чите разноцветными плиточками выложен целый фонтан с объёмными фигурами рыб на дне и лоскутами подводных растений.
Он давно не работает, плитка кое-где выцвела от влаги, солнца или пожелтела, но всё равно мне он нравится.
Материалы для мозаик использовали самые разные, от колотого камня до крошева обычной кафельной плитки. Впрочем, издалека разницы почти нет. Но я советую смотреть на разноцветные картины не только со стороны. Подойти поближе, разглядеть каждый камушек, чтобы понять, из каких частиц строится целое.