Мы уже не раз поднимали тему того, нужно ли преподавать основы религиозных культур и светской этики в школах. Мой коллега Алексей Малашенко написал отличную колонку, которая вызвала бурный ажиотаж и споры в комментариях. Наверное, споры эти никогда не прекратятся.
Сразу отмечу свою позицию — я против религии в школах. Я против того, чтобы крестить младенцев. Если человек захочет прийти к какому-то вероисповеданию, пусть он сделает это в сознательном возрасте. Не нужно вбивать в него какие-то убеждения, пока он не может разумно их оценивать.
Ещё я не люблю, когда какие-то вещи возводят в абсолют. Вот, например, в свежем номере «Агинской правды» преподаватель местного колледжа ответила на один из материалов, в котором автор критически высказался о преподавании религии в школах. Женщина отмечает, что ничего, мол, плохого в том, чтобы ребёнок знал, что такое Пасха и Коран нет.
Ладно, это её мнение. Но потом она говорит, что далёкие от религии и церкви молодые люди начинают заниматься сексом прилюдно в ночных клубах и на мостах, вспоминает Pussy Riot и всё в таком духе.
Вот такое возведение в абсолют я не понимаю — то есть, если ребёнка не водить в церковь, он начнёт утолять плотские желания посреди кучи народа, так что ли? То есть, у автора нет ни одной мысли о том, что, может, у этих людей родители бухают, или им просто плевать на своих детей. Далеко не всё зависит от церкви, многое идёт от воспитания. Да и не может зависеть в светском государстве. Но это же Россия, расслабься.
Читать «Агинскую правду».
Религиозное воспитание в школах: нужно ли оно?
Хотелось бы поделиться впечатлением от статьи Зорикто Олзоева по поводу религиозного воспитания, опубликованной в «Агинской правде» №35 от 24 марта 2018 года.
Сразу хочу пояснить: о религиозном воспитании в рамках предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» речи не идёт. Речь идёт именно о духовно-нравственной культуре, а потому никакого противоречия со статьёй 14 Конституции РФ, на которую ссылается автор статьи, не наблюдается.
Я очень хорошо знакома с программой данного курса, он рассчитан на два года: 4-5 класс. Действительно, возникают некоторые проблемы с преподаванием, а именно, выбором модуля для изучения, но вопроса быть или не быть курсу не возникает. Среди детей сегодня наблюдается большая заинтересованность в познании религий и основ духовности, что заложены в них. Если эти знания они получают в школе, а не на улице, где есть опасность быть вовлечённым в какую-либо секту, то это уже плюс. Дети с большим интересом воспринимают знания об основных конфессиях, основных положениях через притчи, приходят к выводу, что в основе всех мировых религий лежит нравственность. Уроки «Основ духовно-нравственной культуры» развивают у детей понимание веры, такие качества, как толерантность, милосердие, сострадание, любовь.
Перед изучением данного курса с родителями обязательно должно проводиться родительское собрание, на котором объясняются цель и задачи предмета. Родители сами выбирают для своего ребёнка модуль изучения, сами принимают активное участие в творческой работе, что предусмотрено программой. Что плохого будет в том, что ваш ребёнок будет знать, что означает праздник Пасха, Сагаалган, Курбан-байрам?
Особенно мне режет слух выражение уважаемого Зорикто Олзоева: «...а также формирования у них (детей) религиозного сознания, которое может привести к печальным последствиям». Что же это за печальные последствия? И автор отправляется в средние века, которые, по его мнению, у многих ассоциируются с невежеством. Не думаю, что данные ассоциации возникают у большинства. В средних веках было не лучше и не хуже, чем и в наше время. В каждом времени мы можем найти свои «заморочки». Да, была инквизиция. Но, несмотря на это, широко развивалось образование, печатались книги, росло количество школ, появились первые университеты, и именно в недрах средних веков зарождается и развивается научное знание.
Напомню, что Николай Коперник - автор гелиоцентрической системы мира, имел высший титул католического священника. Это только один пример.
Меня, честно говоря, очень удивила эта статья, повеяло советским временем: «религия - опиум для народа». Мы уже так настрадались без Бога, были в рабстве своих и чужих страстей, столько наделали ошибок и в личной жизни и в общественной, куда же дальше? А автор статьи пишет, что участь верующих людей в средние века была печальна: «попадание в рабство... и это произошло по причине засилья церкви в жизни простого человека...». Вот так - не больше и не меньше. Возникает вопрос: в каком рабстве находится молодёжь сегодня? Вы забыли, что устраивает молодёжь, далёкая от религии и церкви? Я напомню: групповой половой акт группы Pussy Riot на глазах у зрителей в биологическом музее в Петербурге, половой акт среди танцующих в нижегородском ночном клубе, половой акт на мосту Красноярска, и все это снимается на видео, выкладывается в Интернет. Наркомания, алкоголизм, убийство своих рождённых и нерождённых детей, агрессия и насилие... Причина всех этих явлений - в пропаганде религии или чего-то другого? И на фоне такой безнравственности у автора статьи почему-то возникает вопрос к преподаванию курса «Основ духовно-нравственной культуры народов России».
Автор озабочен, что школьники неправильно поймут трактовку слова «Коран». Простите мою безграмотность, но я нигде не встречала, что «Коран» толкуется как «убей неверного» или что-то в этом роде. Везде идёт перевод как «чтение вслух», «назидание».
Автор статьи предостерегает нас, что мы снова можем оказаться на ступени развития Средневековья, а я задаю вопрос: а вам не кажется, что мы превращаемся в Йеху - человекоподобных развращённых обезьян, о которых предупреждал в своё время писатель Свифт? И средневековье здесь ни при чём. Философ эпохи Просвещения Вольтер говорил: «Если бы Бога не было, его надо было бы выдумать, чтобы держать в нравственной узде народы». Я думаю, он был прав, лично я не против такой «узды». В 19 веке другой философ Фридрих Ницше провозгласил смерть Бога, и тут же наш Фёдор Михайлович Достоевский добавил: «А если Бога нет, то все дозволено». Вот мы и пожинаем плоды вседозволенности, без оглядки на Бога.
Автор статьи делает вывод, что «можно получить новое поколение, зажатого в узкие рамки религиозного сознания». Откуда сведения об «узких рамках» религиозного сознания? Значит, у К.Э. Циолковского, Далай-ламы, А.И.Солженицына, академика Д.Ч. Лихачёва, который призывал нас «Духа не угашайте», в конце концов, у нашего Президента В.В.Путина, узкое сознание, ведь все эти люди - верующие.
А теперь ещё немного о курсе «Основы духовно-нравственной культуры народов России», ещё одно название - ОРКСЭ («Основы религиозной культуры и светской этики»).
Во-первых, преподавание религиозной культуры решает задачи духовно-нравственного развития ребёнка, а не воспитание паствы или священнослужителей.
Во-вторых, в изучении религиозной культуры отсутствует религиозная практика, а это означает, что религиозную культуру может изучать любой человек - и верующий, и неверующий. Её может изучать представитель любой конфессии, т.к. изучение религиозной культуры не требует отречения ребёнка от своей веры.
В-третьих, оптимальная организация в рамках одного предмета в нашей многоконфессиональной стране разных традиционных религиозных культур. Здесь возможны два подхода. Первый, традиционный - изучение по конфессиональному принципу, а для неверующих - изучение светской этики. Но здесь есть недостаток - разделение детей по религиозному признаку, требуется профессиональный опыт и такт, чтобы в духовно-нравственном воспитании избежать этой разделённое.
В агинских школах, насколько я знаю, изучаются все культуры, здесь также нужно профессиональное мастерство педагога, чтобы содержание курса не превращать в эклектическую кашу (кусочек православия, кусочек буддизма и т.п.), что превратит курс в нечто механическое и безжизненное. Я думаю, над этой проблемой, как методикой преподавания, ещё продолжается работа на федеральном уровне.
Хочется заметить, что уроки строятся на концепции диалогового обучения, в основе которой лежит представление о многоликости мира, естественное желание узнать, каким видит мир другой человек. Таким образом, составляется целостная картина мира. Главное, чтобы дети не сопоставляли свои мнения: моё мнение - это правильно, а его - нет, моя религия - это хорошо, а его - плохо. Они должны прислушиваться друг к другу, искать не противопоставление, а общее. В основе религий лежат общие понятия о нравственности.
Конечно, мы должны понимать, что решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключаются не только в отведённых часах на уроках истории, обществознания, «Основ духовно-нравственной культуры народов России» или других дисциплин, а в создании духовной атмосферы в семье, школе, обществе, которая способствовала бы духовному становлению ребёнка, пробуждала в нём стремление совершать добрые дела.
Е. Шильникова, преподаватель педагогического колледжа п. Агинское. «Агинская правда» №55 от 15 мая.
Да и как-то странно, честно слово, рассуждать о вопросах веры в то время, как добрая часть населения края элементарно не может получить нужную медицинскую помощь.
Речь, конечно же, о сельских фельдшерско-акушерских пунктах, которые в Забайкалье располагаются в разваливающихся бараках без телефонов и интернета. Я вот недавно писал, как медсестра в селе Кайдалово на лодке к пациентам переправляется.
ФАП стал темой обсуждения в посёлке Ключевский в Могочинском районе. Там в медпункте буквально нет электрических лампочек, постоянны проблемы с водой, а о ремонте много лет уже никто не слышал. Ну и если бы только ФАП был проблемой селян, но нет, их много.
Читать «Могочинский рабочий».
Слышать друг друга
Посёлок Ключевский всегда отличался активностью населения—так уже исторически сложилось, что люди не привыкли отмалчиваться и правду-матку обычно режут в глаза. В этом можно было убедиться на очередной рабочей встрече главы района Анатолия Анатольевича Сорокотягина с ключевцамн, которая состоялась 19 апреля. Она прошла живо, эмоционально и продолжалась почти два с половиной часа. Задать вопросы и услышать ответы от руководителей района и своей администрации пришли около сорока человек.
Слухи и реалии
Накануне приезда здесь тоже кипели нешуточные страсти, вызванные двумя слухами: о том. что в нынешнем году в посёлке построят новое здание фельдшерско-акушерского пункта, и о грядущем переселении части жителей в другие населённые пункты, так как их земельные участки, якобы, попадут под отработку Ключевского месторождения заходящей сюда солидной китайской компанией. И хотя эти слухи пытались развенчать и глава поселения Оксана Викторовна Лончакова. и А. А. Сорокотягин, люди продолжали твердить: дыма без огня не бывает.
С большой долей вероятности им удобнее принять первое сообщение об отсутствии какой бы то ни было проектно-сметной документации на предполагаемую новостройку, не говоря уже о завершении работ в столь короткий срок, чем второе. Оно-то, по их словам, сулит хорошие денежные компенсации и заманчивую возможность вырваться в более цивилизованные регионы. Ох, уж эти вечные мечты о сыре в мышеловке и сладкой жизни...
А реальность гораздо жёстче и суровее — об этом с болью говорили выступающие. Где уж тут посёлку до нового ФАПа! Медсестра Наталья Николаевна Сниховская переживает о том, как подлатать крышу в старом помещении и сделать мало-мальский ремонт, которого здесь не было на протяжении пяти лет. «У нас нет элементарного — лампочек, канцелярии, полтора года не выделяют моющие средства, есть сложности с водой, в наличии единственная стойка для капельниц», — перечисляет она лишь малую толику насущных проблем. А ещё мечтает... о заборе вокруг территории своего пункта, которую сегодня нещадно загаживают собаки: «Мы там цветочки посадим!». Как у М. Лермонтова: «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно»...
Отдельного разговора и разбирательства требует непонятная система оплаты труда специалистов ФАПа — об этом, а также о непомерной нагрузке на местных медиков говорила Наталья Николаевна. С вопросами она неоднократно обращалась к руководству Центральной районной больницы, писала депутату Госдумы Н.В. Говорину, министру здравоохранения Забайкальского края С.О. Давыдову и даже президенту В.В. Путину. Да вот незадача—уходящие «наверх» запросы возвращаются для рассмотрения на месте, и по сей день ничего не изменилось, сетуют медики. Тонкости начисления заработной платы интересуют и воспитателей, их помощников.
Одна из пенсионерок, инвалид второй группы, рассказала, что в Забайкалье, в отличие от центральных регионов России, дети войны не получают льготы и даже не имеют соответствующих удостоверений. Было откровением узнать, что находящимся на социальном обслуживании гражданам теперь лимитировали услуги. К примеру, пожилому человеку в месяц должны занести восемь охапок дров по одной расценке (что такое охапка — понятие растяжимое), а за дополнительные он обязан заплатить уже в несколько раз дороже. Непонятно, кто и каким образом рассчитывал такие странные нормы, как учитывал особенности наших суровых зим. Ясно другое — в таких условиях выживать старшему поколению очень трудно.
Не всё так просто
Обозначенные неприятные моменты, увы, вне компетенции администрации поселения и даже района. Хотя, как выяснилось на встрече, на местном уровне тоже не все так просто. О чём глобальном можно вести речь, если в Ключевском другой пожилой женщине долгое время не могут помочь спилить дерево, которое грозит упасть на крышу её жилого дома; в ранг неразрешимой проблемы возвели подвоз воды населению. Люди не скрывали своего возмущения: почему посёлок разделили на три части и некоторым жителям по неделе приходится сидеть без воды?
Глава поселения пояснила: подвоз осуществляют рудник «Западная-Ключи» (снабжает своих работников и объекты централизованного водоснабжения). ИП Квирквелия (бывших работников продснаба) и ООО «Сервис-Ключи» (остальное население). Но последнее предприятие делает это крайне нерегулярно по причине недобросовестности водителя.
Обвинения из уст О.В. Лончаковой прозвучали и в адрес самих жителей, которые вместо талонов на воду в качестве расчёта оставляют деньги, тем самым искушая водителя. Такие пояснения ключевцы разуметь не захотели и в качестве примера привели Давенду, где, по их отзывам, все чётко отлажено. Они завидуют соседям и в остальном, считают: у А.А. Гизатова (главы городского поселения «Давендинское») надо учиться рачительно, по-хозяйски подходить к решению всех насущных жизненных проблем.
Пока же к своей поселковой власти у них немало претензий. В частности, люди обеспокоены нерегулярной вывозкой мусора: отсутствием уличного освещения: некачественным теплоснабжением; обилием бродячих собак, представляющих реальную угрозу для населения: нерентабельностью бани: состоянием клуба и закрытым, ввиду аварийности, дискотечным залом: тем. что Ключевский вошел в федеральную программу «Формирование комфортной городской среды» лишь на 2022 год... Не устраивает их также работа почты: как и в других поселениях, есть задержка с выплатой пенсий, доставкой периодической печати. Претензии накопились и по поводу содержания подъезда от федеральной трассы «Амур» к посёлку.
Разрешение большинства проблем входит в полномочия поселения, как хозяйствующего субъекта. Но. посетовала О. В. Лончакова. бюджет настолько дырявый, что даже из первоочередных задач вынуждены выбирать самые-самые неотложные. Нередко ей самой приходится ходить «с протянутой рукой», привлекать спонсоров к соцпартнёрству, но их возможности тоже небезграничны. Главной же «палочкой-выручалочкой» в Ключевском является рудник «Западная-Ключи».
Глава пояснила, что на этот год в посёлке запланирована лишь частичная замена труб теплоснабжения, демонтаж старых столбов, мелкий текущий ремонт на объектах, начаты работы но обустройству уличного освещения (десять светильников уже закуплено).
Оксана Викторовна также обратила внимание земляков на их несвоевременную оплату за коммунальные услуги и немалые долги перед предприятием ЖКХ. на неоформленные должным образом земельные участки, а у ведь все они требуют учёта и соответствующей оплаты. Когда речь зашла о необходимости приведения в порядок благоустроенного жилья, всплыл наболевший вопрос об управляющей компании или товариществе собственников жилья, которые в Ключевском не удаётся создать уже несколько лет.
Реплики же: «А где у нас депутаты? Мы их в лицо не знаем!» «Для чего мы ходим голосовать?» прозвучали как риторические.
Картинки с натуры, «нарисованные» выступающими ключевцами. были безрадостными и отдавали безысходностью. Но накануне встречи, в разговоре с другими земляками, ситуация показалась не такой уж мрачной. Надо было видеть, каким одухотворением и интересом к жизни горели глаза худрука Дома культуры Веры Яновны Гуровой, когда она с благоговением и восхищением демонстрировала очередные экспонаты своего музея, которым сто и более лет. В ближайших планах культработников и всех жителей — празднование Дня Победы.
У заместителя председателя участковой избирательной комиссии, главного специалиста по общим вопросам поселковой администрации Любови Ивановны Зыряновой другая забота — в разгаре кампания по формированию нового состава УИКов. и желающие на эту’ непростую общественную работе в посёлке есть.
На главе и специалистах поселения лежит подворовый обход населения. Они напоминают о неукоснительном соблюдении правил пожарной безопасности — в условиях нынешнего режима «ЧС», объявленного в районе, это особенно актуально. А ещё каждый живёт предстоящей посевной, поэтому на повестке дня — рассада, семена, теплицы, вода для полива.
Нужен взвешенный подход
Глава района поделился с ключевцами информацией о том. что происходит в районе, о позитивных переменах в финансово-хозяйственной деятельности администрации, о перспективах. Но, как выяснилось на встрече, это их интересует не особо — важнее жизнь своего поселения, потому и вопросы они задавали более предметные, надеясь на помощь и содействие. Будучи реалистом. А.А. Сорокотягин не стал давать землякам заведомо невыполнимые обещания. К примеру, что нынче будут застеклены окна в спортзале школы № 27. Этот вопрос находится под контролем администрации, но из-за дефицита средств в районном бюджете на предстоящий учебный год вновь придётся ограничиться затягиванием окон плёнкой. А вот в 2019-м должна появиться возможность заменить часть окон.
В районе запущен пилотный энергосберегающий проект — на шести объектах образования были установлены приборы учёта тепловой энергии, светодиодные лампочки и получена экономия. Приборы планируют установить и на других объектах, а сэкономленные средства пустить на первоочередные нужды, в частности. в Ключевском — на ремонт спортзала. В школе же в этом году придётся ограничиться текущим ремонтом, огнезащитной обработкой кровли, промывкой системы отопления.
Насколько обоснована просьба жителей посодействовать в обустройстве спортплощадки в посёлке? Здесь нужно очень взвешенное решение, отметил глава района. Одно дело — добиться её появления, другое — постоянное содержание, сохранность оборудования и пр. Если поселение обоснует посильность такой ноши для своего бюджета, район готов помочь в решении вопроса, как это уже случилось со спортплощадкой при школе № 1 в г. Могоча. То же самое и с размытой дорогой на Шилку и Соболино, о которой говорил один из жителей, ссылаясь на то, что по ней люди добираются на покосы, да и просто к местам традиционного отдыха.
Районная администрация с недавних пор стала практиковать такую форму работы как кураторство. На встрече ключевцам представили их куратора Яну Владимировну Каргину, возглавляющую отдел ЖКХ, дорожного хозяйства, транспорта и связи. К ней можно обращаться по разным вопросам, решение которых тормозится на уровне поселения, либо нужна консультация и помощь в подготовке запросов к властям более высокого уровня.
Разработка большинства мероприятий по устранению поднятых на встрече проблем с указанием конкретных сроков—задача местной администрации, а также других служб и ведомств. А руководители района взяли под свой личный контроль все «болевые» моменты, озвученные ключевцами. К ним они обязательно вернутся во время следующего приезда сюда.
Цели и задачи у района и поселений общие — обеспечить нормальную жизнедеятельность своих территорий. Тяжёлая финансовая ситуация заставляет всех потуже затягивать пояса, жёстко экономить и стараться жить по средствам — умом это понимают многие, хотя эмоции порой берут верх. А ещё надо уметь, как подчеркнул А. А. Сорокотягин, слушать и слышать друг друга. Как выяснилась, это не всегда получается.
Татьяна Крымская. «Могочинский рабочий» №37 от 10 мая.
Вряд ли кто-то может поспорить с тем, что работа пожарного является одной из самых опасных в мире. И читать про таких людей куда более приятное занятие, чем про то, что молодёжь без церкви становится моральным уродом.
Вот, к примеру, история Владимира Калашникова, пожарном из Краснокаменска. В интервью местной газете он рассказал о тушении своего первого пожара, о том, когда пожарному становится страшно, и что же это – профессия или всё-таки долг?
Читать «Славу труду».
Краснокаменский огнеборец
30 апреля свой профессиональный праздник отметила одна из самых жизненно необходимых служб быстрого реагирования — пожарная охрана.
Работа пожарного, как и прежде, остаётся одной из самых сложных и опасных. О том, каково это быть пожарным, нам рассказал старший прапорщик внутренней службы «Пожарно-спасательной части № 9» ФГКУ «1 отряд ФПС по Забайкальскому краю» Владимир Сергеевич Калашников.
Сразу после армейской службы Владимир решил связать свою жизнь с пожарной охраной, и уже 24 года он - огнеборец. Сейчас служит в должности старшего инструктора по вождению пожарного автомобиля.
Владимир рассказывает, какими качествами, по его мнению, должен обладать настоящий пожарный:
- Это человечность и сострадание, смелость, устойчивая психика, дисциплинированность - вот те качества, без которых не стать профессиональным пожарным. Ну и, конечно же, всегда быть в отличной физической форме. С этим у нас строго, мы регулярно сдаём зачёты по физической подготовке.
В связи с повышенной опасностью выполняемой работы в 45 лет пожарные уходят на заслуженный отдых.
- Насколько часто в Краснокаменске и Краснокаменском районе случаются масштабные пожары?
- На практике, на нашей территории они случаются редко.
- Расскажите о своём первом пожаре?
- Я тогда был стажёром. В доме №106 горел магазин тканей. Это и стало моим первым «боевым» крещением.
- Было страшно?
- Тогда, по неопытности, я ещё не понимал всей опасности. Но бывали случаи, когда действительно было страшно. Например, в 90-х, когда горел ленточный конвейер на гидрометаллургическом заводе. По конвейеру пустили раскалённую известь, и он вспыхнул. Пожар был очень сильным. Но самое страшное, конечно, когда в пожарах погибают люди. Справиться с такими стрессовыми ситуациями нам помогает штатный психолог.
С приходом весны у пожарных начинается «горячий» сезон.
- Сейчас начался самый опасный период. Мы работаем сутки через сутки во время масштабных степных палов.
- А нельзя заранее подготовиться и предотвратить их?
- Конечно, можно! Но пожары происходят в основном по вине людей. У детей начинаются весенние каникулы, и они со спичками идут играть в степь, намеренно поджигают сухую траву. Недавно у мужчины сгорел гараж из-за того, что дети подожгли рядом сухостой. Именно степные пожары считаются самыми страшными, потому что они быстро перекидываются на сёла и лес, уничтожают не только личное имущество людей, но и уносят жизни. И пока люди не научатся культуре отдыха на природе, не научат своих детей, что играть с огнём опасно, - степи с приходом каждой весны будут гореть.
- Многие мальчишки мечтают о мужественных профессиях, расскажите, где учат вашей профессии?
- Самое ближайшее от нас учебное заведение - ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России в Железногорске.
- Как Ваша семья относится к вашей работе?
- Конечно, моя супруга переживает, но за столько лет уже как-то смирилась с тем, что моя работа связана с риском.
У меня двое сыновей - младший мечтает пойти по моим стопам и тоже стать пожарным.
- Какие-то профессиональные приметы или суеверия у вас существуют?
- Особых примет нет, но нельзя желать друг другу спокойной смены, потому что обязательно что-нибудь случится.
- Назовите основные причины пожаров в квартирах?
- Большинство погорельцев - это пьяные люди. Под воздействием алкогольного опьянения они теряют бдительность, в результате чего и возникают пожары. А причины бывают разные, например, человек уснул с сигаретой на диване...
Как оказалось, пожарные готовы прийти на помощь и совсем в нестандартных ситуациях.
- Нам поступает вызов - взбесился кот. Во время брачного сезона домашний любимец в буквальном смысле озверел. Семья была вынуждена спрятаться от него в ванной комнате и позвать нас на помощь. Мы приехали, через балкон попали к ним в дом и усмирили разъярённого кота. А ещё был случай: мама двоих детей обратилась с просьбой помочь попасть в квартиру. Провожала ребёнка в школу, а младший в это время закрылся изнутри и уснул. Приехали, конечно, помогли!
- Расскажите о вашем коллективе?
- Коллектив хороший, надёжный и дружный Чувство сотоварищества у нас в почёте! Традиционно желаю своим коллегам «сухих рукавов» и чтобы дома всегда ждали и дожидались
Профессия пожарного по праву считается одной из самых oпасных. Их нелёгкий труд можно смело назвать подвигом. Хотя Владимир, как и все представители мужественных профессий, отличается скромностью и не считает свою работу героической:
- Мы просто выполняем свои обязанности. Это наш долг! И не ждём за это благодарностей и похвалы.
Любовь Юрьева. «Слава труду» №31 от 11 мая.
Но на самом от пожаров, конечно, страшно не только огнеборцам, но и простым людям. И страшно не только потому, что в пожаре могут пострадать люди. Просто жутковато становится от того, что на месте густого леса может оказаться выжженная пустыня.
В материале сретенского депутата эта тема и поднимается: «В недавнем советском прошлом за кладбищем в багульнике сретенцы собирали грузди, подберёзовики, а сейчас там чёрная земля. А взгляните на сопки по дороге в п. Кокуй - на них же почти не осталось деревьев, там каждый год полыхает огонь. Что ж, если и дальше так будет продолжаться, то вскоре вокруг Сретенска останутся одни барханы».
В конце он спрашивает кто во всём виноват. И сам отвечает на свой вопрос — мы сами и наше равнодушие. Сложно не согласиться.
Читать «Советское Забайкалье».
А после нас останутся барханы
Возмутительно, обидно и стыдно из года в год видеть чёрный дым над сретенскими сопками! И вновь пришла весна с её огнями-пожарищами. И, к сожалению, это стало нормой.
Не знаю, кто и как воспринял пожар, который полыхал около трёх суток с 29 марта по 1 апреля на виду у всех жителей, но моему возмущению не было предела. Дым появился во второй половине дня со стороны мкр. Затон. Казалось, вот сейчас его быстренько потушат, но нет... Ближе к вечеру пал поднялся к лесному массиву, а с наступлением сумерек огонь уже в лесу поднимался вверх по сопке. Утром пал, благополучно пройдя затонскую сопку, стал спускаться в падь Деревчиха. Здесь он точно должен был остановиться, ведь несколько дорог-тропинок опоясывают падь до самой вершины, но тщетно. Огонь перевалил на сторону бойни в падь Филиппиха и частично на сопку со стороны Сретенска. И здесь дороги со стороны бойни не дали огню спуститься к домам, но весь склон горы сгорел до самого кладбища. За всем этим действом с беспокойством наблюдало всё население Сретенска, многим хотелось услышать какой-то сигнал, быть может, колокольный набат или звуки сирены и побежать на помощь, но было тихо.
Случилось так, что за трое суток полыхавший вблизи районного центра лесной пожар так и не потушили, и только Господь Бог да мокрый снег с дождём заглушили его в Вербное Воскресенье. А ведь в районе, признанном лучшим по подготовке к пожароопасному периоду, накануне все структуры докладывали о готовности...
В понедельник, второго апреля, со стороны бойни на самой высокой точке над Сретенском (тригонометрическом пункте) взору открылась страшная картина - всё черно! Хозяева скота обращаются с вопросом, куда теперь выгонять скот, где он должен пастись?
На следующий день пригласил школьных друзей проехать по знакомым лесным уголкам детства, они пришли в ужас от страшных пейзажей. С вершины Деревчихи мы спустились к водокачке, невдалеке от неё, не доезжая 150-200 м, на дороге увидели лежащую косулю; видимо, пожар выгнал её из леса...
Сейчас вокруг Сретенска лысые, голые сопки, я не землемер, но невооружённым глазом видно, что сгорели сотни гектаров леса. Сгорел багульник, занесённый в Красную книгу, березняк, сосняк, лиственничник. Если бы из года в год леса не горели, была бы возможность отводить лесосеки для заготовки дров рядом с городом.
В недавнем советском прошлом за кладбищем в багульнике сретенцы собирали грузди, подберёзовики, а сейчас там чёрная земля. А взгляните на сопки по дороге в п. Кокуй - на них же почти не осталось деревьев, там каждый год полыхает огонь. Что ж, если и дальше так будет продолжаться, то вскоре вокруг Сретенска останутся одни барханы. А кто виноват? Да все мы и наше равнодушие!
С. Тонких, депутат Совета МР «Сретенский район». «Советское Забайкалье» №14 от 12 апреля.
Одна бабуля в Балее стала причиной беспокойства соседей – 83-летняя женщина в своём дворе начала складировать какой-то хлам, который может в любой момент загореться.
При этом автор материала о старушке в районное газете искренне не понимает, почему запрет на посещение лесов все должны бежать и исполнять, а вот то, что бабуля с синдромом Плюшкина может угрожать целому дому, никого не волнует.
Читать «Балейскую новь».
А кучи растут…
Газету «Балейская новь» я не выписываю, а мне, видимо, по ошибке забросили. И вот на первой странице постановление администрации городского поселения «Город Балей» о введении противопожарного режима: 1. Привести в готовность силы и средства... 2. Запретить гражданам доступ... 3. Организовать информацию населения... и т.д., и т.п.
Такое грозное постановление, что все, видимо, должны бежать и выполнять. А вот на территории нашего дома, где годами стоят полусгнившие сараи, туалет, который никому не нужен, т. к. квартиры благоустроены, живёт бабка 83 г. (года преклонные), её Бог здоровьем не обидел. Дом стоит на этой же улице, где писалось постановление, а улица Советская, 56, магазин бывший «Ветеран», новая парикмахерская, радом столовая «Самородок». И вот бабка во дворе дома устроила склад горючих материалов. То ли у неё синдром Плюшкина, то ли эта бабка Шапокляк с известного мультфильма, но с ней разговаривать бесполезно, сразу же начинается ругань, и она орет то ли от своей глухости, то ли по привычке так, что с ней не только люди, но и наши власти боятся разговаривать.
У нас есть решение общего собрания дома убрать этот склад, на территории которого стоит баня, свинарник, гараж, и все это завалено хламом, она его уже таскает ни один год. Он огорожен у неё 2,5 м забором, сейчас хлам не помещается за забором, и она складирует его радом в ограде, не пройти, не проехать. И везде она кричит, что у неё на это есть разрешение местной власти. Но сдаётся мне, что от этой власти уже и в живых мало кто остался, да и власть не раз поменялась. Сейчас по постановлению правительства РФ от 13.08.2006 г. №491 к общему имуществу дома относится земля кадастровая, и на этой земле все решается на общем собрании жильцов. У нас есть это решение (баню, хлам, свинарник убрать). Гараж у неё уже горел, соседи потушили, и сейчас она тащит сюда материал и говорит: «Построю ещё гараж». Создаётся впечатление, а не пора ли ей к местному психотерапевту'.
Есть постановление прокуратуры для администрации, для пожарников разобраться. Но воз и ныне там.
С августа 2017 есть решение администрации, и она его подписала, в течение месяца убрать, но уже скоро год, а Кучи растут, и нет никакой управы.
А не пора ли нашей власти проснуться или ждём, когда все здесь у неё загорит. Неужели нельзя выделить машину, людей, все убрать и выставить ей счёт за уборку территории. Может, и люди власть зауважают. Мы бы убрали все сами, но её поддерживает наш «председатель», как уж они там подружились, что друг за друга горой? Наш председатель решила, что бабка не должна платить за общедомовые расходы, и она не платит. Вот такой у нас дворовый Шапокляк, мультик наяву, а не на экране.
Не знаю, поможет нам ваша газета или нет, может, власть проснётся и выпишет ей штраф, чтобы она не захламляла территорию.
Владимир Бузов. «Балейская новь» №36 от 11 мая