Элитный коттеджный посёлок растёт в полукилометре от читинского Объездного шоссе - за руинами военного хозяйства и чудом не вырубленными соснами. Буквально за забором - территория ДНТ «Багульник», в правах на которую в 2015 году суд отказал высокопоставленным «дачникам» и потребовал возместить государству ущерб за 123 уничтоженных дерева.
Внимание! Заголовок и текст материала изменён 15 июня. После публикации редакция пришла к выводу, что территория, где строятся коттеджи, находится за пределами той, на которую претендовало дачное товарищество «Багульник». Редакция «Чита.Ру» приносит извинения аудитории за публикацию недостоверной информации, а также благодарит читателей, зародивших сомнение в, как нам казалось, очевидных фактах. Мы не можем утверждать, что ДНТ «Багульник» имеет отношение к ведущемуся строительству, как и не располагаем фактами о законности или незаконности получения прав на застраиваемый участок. Редакция направит новые запросы в контрольные и надзорные органы.
К июню 2018 года построено четыре одноэтажных и два трёхэтажных коттеджа. Частично проведена канализация - местами попадаются открытые колодцы. Сложены и даже оштукатурены кирпичные столбы оград. Всё указывает на то, что дома смело возводят на земле, которую пыталось захватить дачное некоммерческое товарищество (ДНТ) «Багульник».
Строители коттеджного посёлка уверены: все работы законны, поэтому просят покинуть «частные владения». Они ссылаются на некие «новые решения» суда, узаконившие права дачного товарищества на землю. На въезде на территорию нет информационного стенда - кто, что и как скоро намерен построить.
- Здесь частная территория! - кричит, приближаясь, старший из строителей.
- А мне кажется, здесь федеральная земля, и сейчас я должен находиться в лесу, - отвечаю ему, стоя среди песчаных куч стройплощадки.
- У вас нет разрешения, чтобы снимать здесь! Хотите фотографировать, идите вон за забор.
- Если считаете, что нарушаю закон, можете вызвать полицию.
- Могу. А ещё выставить отсюда, забрать у вас камеру, чтобы здесь не снимали.
- Тогда полицию вызову уже я. За нарушение 144-й статьи УК РФ - о воспрепятствовании журналистской деятельности.
В итоге представитель строительной бригады просто ходит рядом, периодически заявляет, что «ну вот это точно нельзя снимать», но ограничивается лишь монотонными предупреждениями о «запрете находиться на частной земле». Без намёка на физические угрозы.
Согласно данным Росреестра, территория действительно разграничена на 102 участка для строительства частных домов. Вид разрешённого использования большинства из них - «для ведения огородничества и садоводства» или «для нужд ДНТ «Багульник». Строительные работы пока затронули только пять участков - около 7-8% территории, которую считало своей дачное товарищество, - но масштаб уже впечатляет.
Как проморгали бревно в глазу
О возобновившемся строительстве узнали случайно - наш корреспондент просто гулял в лесу за микрорайоном Северный и решил дойти до места, где в 2015 году запретили строить «Багульник». Но обнаружил бетонный забор и ожившую за ним стройплощадку.
Вскоре прокуратура Забайкальского края, долго судившаяся с дачным товариществом от имени жителей Читы, начала проверку информации СМИ о возобновлении строительства. В ведомстве не смогли ответить, как «Багульник» мог вернуться на федеральную землю, и уточнили, что после запретительного решения суда ни прокуратура края, ни природоохранная прокуратура не возвращались к теме с 2015 года.
Неясно, как строительство коттеджного посёлка не обнаружилось раньше. На спутниковых картах «Яндекса», Google, проекта Wikimapia отчётливо видны заборы, фундаменты зданий, а на самых свежих снимках - уже пять домов. Судя по всему, два больших коттеджа на восточной стороне появились ещё в 2017 году - на одном из спутниковых снимков они одиноко стоят среди деревьев.
Карта Росреестра ещё нагляднее: здесь аккуратно размечен каждый участок, а последнее изменение в план внесено 30 мая 2018 года.
Что решил суд
Нет никаких «новых решений суда», которые разрешили бы строительство. По крайней мере, они не зарегистрированы в государственной автоматизированной системе «Правосудие», куда попадают данные о всех делопроизводствах.
Судебная история дела «Народ против ДНТ «Багульник» закончилась 9 декабря 2015 года, когда Забайкальский краевой суд решением судьи Владимира Пичуева отклонил апелляцию товарищества, пытавшегося оспорить предписание возместить ущерб за уничтоженные деревья.
Судья будто высмеивал доводы ответчика в своём определении: «Лесные насаждения не перестают быть лесными, независимо от того, к какой категории земель будет отнесён земельный участок, на котором они произрастают». И ничуть не сомневался в главном - товарищество не имело прав на землю безотносительно её категории.
Несколькими месяцами ранее судья Пичуев отменил решение Центрального районного суда Читы, отказавшегося наказать «Багульник» за незаконную вырубку.
«[Центральный районный] суд в удовлетворении иска отказал. Принятое решение мотивировал тем, что положения, на которых основаны требования прокурора, не распространяются на создание, содержание, охрану, снос зелёных насаждений, расположенных на территориях дачных кооперативов, к числу которых относится ответчик. [В другом своём решении] суд исходил из того, что департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края не вправе был распоряжаться указанными земельными участками, находящимися в федеральной собственности и закреплёнными за Министерством обороны РФ. [...] Наличие данного решения свидетельствует о незаконности действий ДНТ «Багульник» по вырубке лесных насаждений на земельных участках, независимо от того как прокурор обосновал данное требование», - указано в решении краевого суда от 6 мая 2015 года.
В течение всего 2015 года при рассмотрении исков по делу «Багульника» краевые судьи - чаще других Пичуев - ссылались на решение Центрального районного суда от 23 сентября 2014 года, в котором впервые была признана незаконность передачи земли дачному товариществу. И соглашались с выводами нижестоящей инстанции.
В феврале 2015-го краевой судья Ирина Ходусова указала шесть конкретных участков, собственниками которых не являются члены товарищества «Багульник». Позже территорию раздели на сто с лишним частей (считая дороги и другие незанятые участки).
Кто стоит за «Багульником»
Список членов дачного некоммерческого товарищества «Чита.Ру» получило ещё в 2013 году, когда рабочие только начали рубить лес на месте будущего строительства. Учредили «Багульник» четыре читинских предпринимателя, работающих в строительной отрасли: экс-глава ООО «Гипрозем» Александр Шемякин, гендиректор «Читагражданпроекта» Вячеслав Прокофьев, консталтинговой фирмы «Ники» Татьяна Пономарёва, руководитель ООО «Гранит» и экс-директор департамента инвестиций торгово-промышленной палаты Забайкалья Александр Зиновьев и Тахир Ажбулатов - просто председатель правления ДНТ.
Среди других 83 членов товарищества - много однофамильцев или полных тёзок действующих и отставных чиновников, их родственников. Например, Иван Валерьевич Островский был директором читинского филиала федерального агентства лесного хозяйства «Рослеинфорг», а Островская Светлана Валерьевна — его близкая родственница, Анатолий Юрьевич Каргин — бывший руководитель Агентства лесного хозяйства по Читинской области, Егор Валерьевич Логунов — сын бывшего главного архитектора Читы Валерия Логунова, Дмитрий Александрович Михайлов — сын действующего главного архитектора Александра Михайлова.
В этом же списке полные тёзки экс-помощника руководителя Гослесслужбы края Пётра Ивановича Острика, двух родственниц экс-начальника управления лесопользования, лесовосстановления и ведения государственного лесного реестра Владимира Максимовича Золотухина — Тамара Максимовна и Эльвира Николаевна, а также Сергей Борисович Трибунский, которого зовут как бывшего начальника управления МВД по Чите.
Членов товарищества намного меньше, чем размеченных под застройку паёв. Более того, построенные к июню 2016-го шесть домов занимают только три участка из 102. Значит, поселиться в «Багульнике» смогут больше 88 семей, среди которых, возможно, есть непубличные покровители ДНТ, обладающие весом во власти и лоббирующие интересы будущих соседей по дачам.
Здесь показательна судьба Михаила Гриня - чиновника, в разные годы исполнявшего обязанности главы краевых Росимущества и Гослесслужбы. Работая в двух ответственных ведомствах, он подготовил заключения, на основе которых Департамент госимущества предоставил землю для строительства коттеджного посёлка. На суде выяснилось, что Гринь имел доступ к секретным документам и не мог не знать о принадлежности леса Министерству обороны.
Всё указывало на его ключевую роль в организации мошеннической схемы по приватизации федеральной земли. Но летом 2015 года следственное управление краевого СКР отказалось возбудить дело о превышении должностных полномочий. Впрочем, через 4 дня должность Гриня «оптимизировали», отправив на заслуженный чиновничий отдых.
Единственными наказанными героями истории «Багульника» остаются два читинца, которые зимой 2015-го «под шумок» спилили несколько сосен на спорной территории. Их осудили, но Юрий Немыкин и Евгений Курило сразу же попали под амнистию в честь 75-летия Победы.
Редакция «Чита.Ру» направила официальные запросы в Росимущество, Росреестр, военную прокуратуру Читинского гарнизона и комитет градостроительной политики администрации Читы с требованием разъяснить ситуацию с возобновлением строительства на территории ДНТ «Багульник».
Валентин Булавко