Неделя началась со смерти представителя криминальных кругов города Петровск-Забайкальский Андрея Жданова по прозвищу «Жданчик». Он с товарищами напал на воинский эшелон после ранения двух солдат ножом. Часовой медлить не стал - пуля, как выяснилось позже, остановила местного «смотрящего» в его день рождения.
Поисково-спасательная служба 27 августа объявила поиски 77-летней женщины, ушедшей за ягодами. Бабушка до сих пор не найдена. Она страдает сахарным диабетом, на пятый день поисково-спасательные службы искать прекратили, но отряд Кости Долгова не сдаётся и собирает волонтёров прочёсывать леса.
Власти Забайкалья продолжают работу с последствиями от паводка — региональный митерразвития завершил обследование повреждённых дорог и мостов. Их восстановят до 2021 года за 744 миллиона рублей.
Тем временем, Вологодский поисковый отряд нашёл останки и смертный медальон воевавшего в Великую Отечественную войну и пропавшего без вести забайкальца Василия Баранкова, призывавшегося в 1941 году из села Нижний Шаранай Оловяннинского района Читинской области. Сейчас разыскивают родных бойца.
Сотрудники регионального следственного управления СКР передали в прокуратуру делу о взяточничестве экс-министра Михаила Лазуткина для утверждения обвинительного приговора. Если вина обвиняемого будет доказана, ему грозит лишение свободы на срок до 15 лет со штрафом в размере до 70-кратной суммы взятки.
Президент России Владимир Путин в телеэфире предложил «смягчить» пенсионную реформу. Послабления предполагаются в основном для женщин: повысить пенсионный возраст не до 63, а до 60 лет. Также Путин просит предусмотреть досрочное право выхода на пенсию многодетным матерям.
С другим предложением выступил премьер-министр России Дмитрий Медведев: наказать губернаторов регионов, где к 1 сентября не оборудовали тёплые туалеты в школах. Сейчас в Забайкалье таких учебных заведений 301. Оборудовать их смогут только к 2021 году.
В Центральном районе Читы начали рисовать новые пешеходные переходы. На улицах уже появилось больше 10 «зебр». Самый «неудобный» и создающий аварийную ситуацию замечен на перекрёстке Ленина – Журавлёва. В администрации говорят, что всего будет нанесено 37 новых переходов.
Народный артист СССР и депутат Госдумы Иосиф Кобзон умер 30 августа. Он скончался от онкологического заболевания, с которым боролся с 2004 года. Сегодня в Москве проходит прощание с артистом.
Трое осуждённых Краснокаменской колонии сбежали 1 сентября после назначенных им работ. В этот же день во время розыска их задержали сотрудники УФСИН.
Андрей Козлов: Чёрные кардиналы забайкальской политики
Экс-глава управления ФСБ по Читинской области Виктор Останин, во времена губернатора Константина Ильковского руководивший департаментом госзакупок Забайкальского края, на неделе рассказал о том, как поссорился с бывшим главным хирургом региона Алексеем Саклаковым и руководителем администрации губернатора края Дмитрием Кочергиным: «В пятницу, 10 августа, мне звонит Саклаков и начинает грубо говорить, что я открыл против него войну с Рыжковым, хожу с ним по судам и собираю какой-то компромат на Саклакова. Я говорю: «Я не работаю у Рыжкова консультантом». Я его спросил, откуда у него источник информации. Он говорит: «Кочергин». Звоню Кочергину: «Дмитрий Валерьевич, почему ты эту информацию распространяешь? Кто тебе сказал, что я хожу с ним по судам?» — «Юристы нашей партии. Я разберусь, перезвоню через 30 минут». Звонка не было».
Саклаков подтвердил, что звонил Останину, но комментировать ситуацию не стал. Кочергин традиционно уже заявил, что «это не так».
До этого не с такими, но с похожими обвинениями в адрес руководителя администрации губернатора выступал действующий депутат заксобрания региона Андрей Никонов — якобы проблемы за очередное выдвижение в парламент со ссылкой на того же Кочергина ему обещал почему-то сити-менеджер Читы Олег Кузнецов (последнему, к слову, два месяца подряд проблемы обещает губернатор Наталья Жданова, но пока дело ограничивается только громкими окриками). Кочергин, как вы понимаете, всё опровергает.
Первой в этой публичной череде была самовыдвиженец Виктория Бучис, которую Кочергин якобы обещал «морщить». Кочергин опровергал и это. Позже Бучис восстановил на выборах Верховный суд страны.
В редакции «Чита.Ру» есть информация о ещё как минимум двух кандидатах в депутаты, которые якобы сталкивались в предвыборной чехарде с чёрным кардиналом забайкальской политики Дмитрием Кочергиным. Публично они об этом говорить не готовы, но по итогам всех этих историй можно сделать вывод о том, что и без того неидеальный подход к совершенно бессмысленным в последние два созыва выборам в заксобрание превратился фактически в назначение отобранных Кочергиным людей через крайне дорогостоящую процедуру.
Кажется, что в этом нет ничего особенного — всё равно заксобрание ничего не решает, фактически выполняя роль факсимиле на решениях губернатора и его окружения. Но сиюминутность этого подхода откровенно пугает — в регионе с намеренно и последовательно уничтоженной общественной дискуссией за какие-то 10 лет фактически похоронена представительная власть как на региональном, так и в большинстве случаев на муниципальном уровне. Сейчас в гроб этой представительной власти доколачивают последние гвозди. Сделано это руками по большому счёту случайных людей, максимальный горизонт планирования у которых всегда ограничен датой следующих выборов. Под этих людей молча легли практически все политические силы региона, отдав протест на откуп людям, которые даже в глазах самых отъявленных оппозиционеров кажутся невероятными фриками. Силы эти, кажется, уже даже перестали ждать какого политического ренессанса — основной надежды на светлое будущее региона, которая, полыхнув в 2013 году, через пять лет окончательно оказалась втоптана в небытие.
Татьяна Пояркина: Замёрзнете, перекрывайте трассу!
На заседании КЧС 28 августа представитель ТГК-14 Андрей Портнягин заявил, что три управляющие компании Читы не готовят свои дома к началу отопительного сезона. Это «Лидер», «Руэк» и МП ГЖЭУ Читы.
Присутствующий на заседании министр территориального развития Виктор Паздников сказал, что он в курсе проблемы и ситуация очень напряжённая. Ему же вторил сити-менеджер Читы Олег Кузнецов, мол, каждый вторник на планёрке по ЖКХ он разговаривает с представителями этих управляющих компаний, но им хоть бы что. Хоть в лоб, хоть по лбу.
Губернатор Забайкальского края Наталья Жданова посоветовала ТГК-14 не выдавать этим компаниям паспорта готовности: «Пусть люди выходят и перекрывают трассу. Как ещё можно уговаривать? Сколько знаем «Лидер», у него всегда причины что-то не делать».
Трое чиновников высокого ранга, отвечающих за отопительный сезон в регионе, умывают руки. Но предварительно осчастливили нас способом борьбы с нерадивыми управляющими компаниями. Рецепт простой — замёрзнете, перекрывайте трассу. То есть они подписываются в своей полной беспомощности и неполноценности. У них нет возможности влиять и требовать даже от управляющих компаний. Они ловко перекладывают всю свою ответственность на жителей. И что самое удивительное, совершенно не боятся никаких массовых акций недовольства. Даже наоборот, подсказывают, что надо делать.
Эти три УК обслуживают ни одну или две многоэтажки в городе, а несколько десятков. В них живут тысячи людей. И это чиновничье «бессилие» демонстрирует очередное равнодушие на то, что происходит в регионе. Здесь губернатор поручает не требовать с должностных лиц выполнения своих прямых обязанностей, а советует несчастным жителям перекрывать трассы.
Екатерина Шайтанова: Балаган поэтапного перехода на тёплые туалеты
Я на теме тёплых туалетов в школах, которых требует от глав регионов Медведев, прямо чувствую, что хочет сказать Жданова. Словами передать не могу, но примерно понимаю. Может быть, потому, что в моей школе тёплый туалет был один — он предназначался для девочек. Мальчики бегали на улицу. Это была лучшая школа в посёлке.
И ещё немножко чувствую, что вокруг меня балаган. Просто — что я сижу по-турецки в самом центре, а вокруг меня вращаются деревянные туалеты с угольными буквами «АУЕ» на выбеленных стенах, Дмитрий Анатольевич Медведев с предложениями о дисциплинарной ответственности высших должностных лиц, министр просвещения Васильева, объясняющая отсутствие туалетов в Забайкалье и Приморье паводками, наше правительство, разрабатывающее план поэтапного перехода на тёплые туалеты и вот это вот всё.
По версии регионального минобра, план такой: в 2018 году тёплые туалеты оборудуют в 21 школе, в 2019-м — в 166, в 2020-м - в 84, в 2021-м — в оставшихся 68.
Год назад мы считали туалеты — тёплые были всего в трети школ. Часть данных получить не удалось, потому, вероятно, что районные комитеты образования так перепугались соседства слов «Медведев» и «туалеты», что просто не смогли ничего сказать. Можно попробовать посчитать ещё раз, но в некоторых сёлах вместе с туалетом надо строить новую школу. А также котельную. И водокачку. И канализацию. И государство, в котором председатель правительства будет хотя бы в общих чертах представлять село Красная Ималка Ононского района.
Юлия Скорнякова: 5 детей до пенсии
До сих пор в России существовали только две, грубо говоря, причины, по которым женщины рожали детей: для семьи и для себя, если семьи нет, а ребёнка хочется. С лёгкой руки президента Владимира Путина и правительства страны теперь можно будет рожать ради пенсии, возраст выхода на которую можно будет снизить до дореформенных 55 лет, наведываясь в роддом.
Логика простая: пенсионный возраст для женщин планируют поднять до 60 лет (изначально хотели до 63-х, но от волны возмущения против реформы надо чем-то откупаться). Родила трёх детей — иди на пенсию в 57 лет, четырёх — в 56 лет, рожала 5 и больше раз — оставайся, счастливая, среди получающих пенсионные выплаты с 55. Такие новшества Путин озвучил на минувшей неделе во время проникновенного обращения к жителям страны, говоря о том, что выхода, кроме такой реформы, у страны нет.
Что делать тем женщинам, кто не может иметь детей, не совсем понятно. Можно усыновлять или удочерять, но на что воспитывать и где жить при фактическом отсутствии господдержки — президент не сказал.
Кроме того, пять детей — это 15 лет в декрете, пенсионные накопления во время которого будут минимальными. Если учитывать, что нормальное пособие, на которое можно хоть что-то купить, у нас платится до полутора лет, то 7,5 года из этих декретных женщина будет вынуждена или еле сводить концы с концами, или выходить на работу, вкалывая похуже той ломовой лошади и на работе, и дома. Умные мужи время от времени будут с высоких трибун говорить про то, что мать и дитя — святое, и родители обязаны проводить с ребёнком как можно больше времени, особенно в первые годы жизни. Интересно, много ли матерей в многодетных семьях при таком ритме доживут до пенсии?
Это лишь одна из цен пенсионной реформы, которую власти навязывают сегодня. В связи с этим у меня только один вопрос: вы рехнулись, господа?
Роман Шадрин: Молчание — золото, помалкивание — позолота
Целых 37 новых пешеходных переходов проявились и продолжают чудесно проявляться на дорогах Читы с конца августа. Уму непостижимо, как мы без них жили раньше, но теперь явно прижало так, что сразу, оптом, почти 40 штук. И, ясное дело, без малейшего намёка на разъяснения. Смотрите — очевидцы сыплют сообщениями о новых «зебрах» с разных районов города. Откуда они появились, как много их уже и сколько будет всего, как это отразится на движении транспорта? Никаких официальных разъяснений, ни от администрации города, ни от полиции. Звонок в ГИБДД ничего не даёт — «пишите официальный запрос». Словно нет никакой 8-й статьи закона «О полиции», где говорится об открытости, публичности и праве граждан, в первую очередь через СМИ, получать информацию, непосредственно задевающую их права (уж простите за тавтологию, прямо так там и написано). Если перевести фразу «пишите официальный запрос» на язык смыслов, значит она примерно следующее: «Мы не готовы ответить сейчас, потому что не ориентируемся в вопросе, присылайте бумагу, ответим тоже бумагой, но через неделю». Права журналистов при этом нарушаются категорически, закон о СМИ говорит прямо: запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме.
В предпоследний день августа выясняется, что перемены на дорогах обсуждают в ОНФ — там состоялся круглый стол «при участии представителей прокуратуры, комитета образования и начальника дорожно-транспортного управления комитета городского хозяйства администрации Читы». Судя по фотографиям, в обсуждении участвовали шесть человек.
Только размещённый на сайте ОНФ отчёт с этого условно круглого стола показал нам, что пешеходных переходов будет всего 37, и что планировалось обустроить их до 1 сентября, но сроки, конечно, поехали, потому что, конечно, паводки.
«По той же причине в городе из 126 затопленных улиц больше половины не восстановлены. Дорожное покрытие, тротуары остаются в плачевном состоянии. На 2018 год запланированы работы на 12 участках, однако конкурс по их ремонту до сих пор не объявлен», — сообщалось в отчёте. Именно в этих словах мне видится причина всеобщего помалкивания. Не очень хочется выносить на повестку дня ситуацию с дорогами в Чите и крае, когда те отчаянно требуют ремонтов, но силёнок на это у власти не хватает. Не очень хочется обсуждать новые пешеходные переходы, которые должны были появиться до 1 сентября, но «паводки». Нет большого желания прогнозировать, как их появление отразится на дорожном движении, потому что, кто его знает, как оно отразиться.
Ровно так всё было в тот год, когда на дорогах Читы разом появились десятки «лежачих полицейских».
Алексей Малашенко: «Взято на личный контроль», «даны конкретные поручения»
Одна из пресс-секретарей губернатора Забайкалья Екатерина Гудкова летом объясняла школьникам, чем работа пресс-служб отличается от СМИ. Суть сводилась к тому, что в задачи пресс-секретарей входит более полное освещение событий, связанных с работодателем – нужно рассказать так, чтобы у журналистов не осталось вопросов и чтобы они ничего не перепутали при переработке релизов.
В своей основе тезис скорей ошибочный, чем верный, потому как у независимых СМИ больше стимулов полно и объективно рассказывать о том же губернаторе, чем у его пресс-секретарей. Но сама позиция в стремлении готовить релизы так, чтобы не оставалось вопросов, вызывает уважение. Вот только далеко не все воспринимают свою работу в пресс-службах именно так.
На этой неделе на официальном портале региона, где собираются релизы практически всех краевых ведомств, вышла информация от аппарата уполномоченного по правам человека в Забайкалье Николая Каргина. Текст посвящён участию Каргина в межрайонном форуме активных граждан «Забайкалье – сила в людях», который прошёл в селе Газимурский Завод.
Как следует из материала на три предложения, омбудсмен «принял участие в работе выставки-ярмарки социально ориентированных проектов общественности и бизнеса, в церемонии открытия форума, в работе площадок, а также провёл приём граждан».
Хотите знать, на что уполномоченному жаловались местные жители и как он собирается помогать в их проблемах? В посвящённом этому релизе такой информации вы не найдёте. Зато в нём есть успокоительная фраза, что «рекомендации форума будут учтены в работе аппарата уполномоченного». Что это за рекомендации такие, неизвестно.
Когда читаешь подобные произведения, задаёшься двумя вопросами: а) платят ли автору за этот труд; б) ради чего вообще написан текст, или, как его ещё можно назвать в журналисткой среде, «залипуха».
Пишут такое не только в аппарате Николая Каргина. Практически каждая пресс-служба нет-нет да и выдаст что-нибудь подобное, добавляя журналистам работы. Откровенно говоря, даже в СМИ время от времени выходят «залипухи», но в прессе авторы сразу за это получают. Если не от редактора, то от читателя точно. Жаль, что народный контроль не работает со структурами, где специалисты получают зарплату из кошельков жителей.