Избранные в начале сентября в заксобрание Забайкальского края третьего созыва депутаты на неделе распределили посты в парламенте. Спикером остался единоросс Игорь Лиханов, его заместителем стал представитель ЛДПР Дмитрий Тюрюханов, главами всех комитетов «выбрали» представителей «Единой России». Голосовали так себе — председателей комитетов определили до того, как разобрались с их составом, а победителей объявили до того, как за них проголосовали. Красота эта несусветная стала возможна благодаря очевидным договорённостям с ЛДПР, которая слилась в едином порыве с партией власти.
Всё это, мягко говоря, немного не соответствует итоговым раскладам на голосовании 9 сентября — у «Единой России» было первое место и позорные 28,3% голосов, у КПРФ второе и 24,6%, у ЛДПР третье и 24,59%. Вкупе с ситуацией в одномандатных округах КПРФ и ЛДПР могли устроить единороссам тёмную, но получилось вот то, что вы видите — занявшая второе место партия не получила ничего. Это, в числе прочего, говорит и об уважении к избирателям, и о том, что делать им — избирателям - на региональных выборах нечего.
Впрочем, расстраиваться что коммунистам, что ЛДПР вряд ли стоит — ни всё заксобрание, ни уж тем более комитеты лет восемь ничего не решают, выполняя всё, что им говорит губернатор или руководитель его администрации. И даже если бы спикера отдали тем же коммунистам, вряд ли бы они решились на какие-то самостоятельные действия. Кроме того, ни КПРФ, ни ЛДПР не готовы ни к политической борьбе, ни даже толком к работе в законодательном собрании — судя по людям, которых они туда завели, партии оказались не готовы к такому результату.
И я вот не знаю, что занимаются региональные отделения этих партий в межвыборный период, но при всём неприятии губернаторского хамства могу вспомнить реально — одну говорильню. У ЛДПР в Забайкальском крае нет ни одного популярного лидера, кроме депутата Госдумы Юрия Волкова, но и его партия позорно слила по требованию исполнительной власти. У коммунистов есть Николай Мерзликин — главный раздражитель для губернатора Натальи Ждановой, опытный, вообще-то, гражданин России и политик, но и он такое впечатление, что ушёл на пенсию и политике предпочитает культивирование репчатого лука и поиск красивых грибов.
Теоретически парламентская оппозиция может воспользоваться ситуацией, чтобы вырастить в третьем созыве сильных политиков, набить руку в политической риторике, попробовать вытащить «Единую Россию» на диалог, воспользоваться депутатскими полномочиями для того, чтобы попробовать повторить опыт Юрия Волкова или сильных и популярных в своих округах единороссов — ведь есть и такие. Для этого не надо быть спикерами и председателями комитетов — хватит места в парламенте. Но уже сейчас понятно, что ничего этого ни КПРФ, ни ЛДПР делать не будут и к следующим выборам подойдут вот в этом своём состоянии магнитиков для перетягивания на себя протестного электората с использованием старых и размытых федеральных образов типа светлого советского прошлого в истории с КПРФ и личностью Владимира Жириновского в случае с ЛДПР. А исполнительная власть в этом ничегонеделании коммунистам и либерал-демократам поможет.