Он смотрит на облик Читы максимально объективно. Без прикрас и ненужного уныния. Не замалчивает и признаёт проблемы, видит альтернативу, не поддерживает истерики жителей. За его спиной в кабинете висит генеральный план города. Почти после каждого вопроса главный архитектор Читы Александр Михайлов подходит к нему и показывает, где, что и как было, и как будет.
В этом «будет» — много планов и надежд. Для жителей, прежде всего.
Августовские дебаты по благоустройству Читы, которые собрали за одним столом чиновников, застройщиков, архитекторов и думающих горожан с альтернативным мнением, побудили вынести тему облика города в отдельный большой проект #жививчите. В нём мы расскажем о проблемах благоустройства Читы, разберёмся, кто в ответе за его красоту, поговорим с экспертами и обычными жителями, проедем по городу на велосипеде и прокатим ребёнка на коляске. У нас нет цели показать город с худшей стороны. Наоборот, повлиять на то, чтобы он становился лучше.
- Нужно и дороги строить, и инженерные сети прокладывать, и микроклимат в городе создавать — озеленять Читу, тротуары прокладывать, облагораживать площади. Такой вот общий комплекс жизненно необходимых условий для создания комфортности проживания у нас в городе.
- Александр Дмитриевич, правильно я понимаю, что фундамент для застройки в городе — генплан? Почему его последнюю редакцию ругают и обвиняют во множестве ошибок?
- За моей спиной генеральный план, который утверждён в 2011 году. Ругают те, кто до этого не понимал, что такое генеральный план. Это план социально-экономического развития нашего города. Причём он принимается с учётом ряда некоторых обстоятельств и решения проблемных вопросов, накопившихся в процессе градостроительной деятельности на территории города, а также препятствий, связанных с ограничением развития городских территорий.
- У нас есть такие препятствия?
- Конечно. С юга река Ингода. С восточной стороны — земли военного ведомства. По этим направлениям город развивать невозможно. С западной стороны — сплошные отработанные карьеры, шахты. Всю территорию города перерезает Трансиб. Да, железная дорога является таким ограничителем. У нас на первой Чите путепровод через железнодорожное полотно и по Полины Осипенко также, на улице Богомягкова ещё. Но на каждые 300 метров выставить железнодорожные переезды невозможно.
- Аэродром Черёмушки же ещё?
- Да. По сути дела он у нас располагается в геометрическом центре города. Тем самым, он просто разрывает необходимые транспортные связи, которые бы объединили центр города и районы — ГРЭС и КСК. Если сегодня мы выезжает на КСК или ГРЭС, такое ощущение, что мы попадаем в 80-е годы. Развитие там происходит очень медленно. Центральная часть города развивается, конечно, быстрее. Генеральный план 2011 года предполагал вынос аэродрома Черёмушки за пределы города. Было согласование с военным ведомством. Почему сегодня мы вносим изменения в генплан, потому что изменилась ситуация в стране, ситуация с соседними государствами. Объекты военного назначения используют сегодня по прямому назначению. Вопрос о выносе войсковых частей, аэродрома Черёмушки уже не стоит. Он необходим, и он там будет.
- Что это значит для нас?
- В действующем генеральном плане, например, от кладбища в Центральном районе по объездному шоссе через весь город была проработана магистраль со скоростным движением до 120 километров в час. И вот эта магистраль является осью в расчётах всей транспортной системы города. Она бы сняла коллапс, связанный с загруженностью дорог. Сегодня такую магистраль, в связи с сохранением аэродрома Черёмушки, мы не построим. Поэтому вынуждены рассматривать уже иные транспортные схемы, варианты снятия этой проблемы, чтобы соединить центральную часть города с Черновским районом.
- Что за варианты?
- Генеральный план 1991 года и более ранние генпланы предлагали другое решение этой проблемы. На сегодняшний день, если мы едем через стадион Локомотив — новый мост, мы упираемся во временную АЗС. А туда дальше пошла полоса более-менее чистая. Мы её держим. И тогда у нас получится проезд от улицы Кирова, переходящей в Ленина, с выходом на Белика, а дальше объезд с южной стороны аэродрома Черёмушки, где ещё можно пройти. Как вариант, задействовать эту магистраль. Но для этого нужно заново переработать всю транспортную схему. Поэтому сегодня вносятся изменения в генеральный план.
- Какие ещё изменения будут внесены в новую редакцию генерального плана?
- В законодательстве появились новшества, связанные с тем, что нельзя размещать площадки для твёрдо-бытовых отходов в пределах населённых пунктов. У нас свалка находится вблизи от аэродрома Кадала. Шлакозолоотвалы — это ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 — тоже не должны быть в пределах населённых пунктов.
К тому же, в действующем генплане не отработана граница населённого пункта. Её не установили из-за того, что на момент подготовки генплана земли лесного фонда не были поставлены на кадастровый учёт. Сегодня они поставлены на кадастровый учёт, что позволяет решить этот вопрос.
Проблема с кладбищем. Оно уже выходит за границы и ограждения. Мы в генплане предлагаем вынести его в район Мемориала по Хабаровской трассе, сделать там и воинские захоронения, и репрессированных, и гражданское кладбище.
Проблем масса. Нужно комплексно подходить ко всем вопросам.
- Какой процесс внесения этих изменений ?
- Мы объявили аукцион на разработку внесения изменений в документ территориального планирования. Выиграл опять «Гипрогор». Разработку ведёт Ленгипрогор. Он является дочерним предприятием Московской фирмы.
- То есть, нет никакого противоречия в том, что генплан Читы делает московская компания?
- Нет, конечно. Это норма. В принципе, мы сегодня живём не в каменном веке. Связь по скайпу. Всё что угодно. Если у них есть вопросы, созваниваемся, разговариваем. Если есть необходимость что-то показать, то здесь тоже без проблем.
- Какие сроки работы?
- Контракт заключён в конце 2017 года на два года. То есть, в конце 2019 года внесения изменений в генплан будут закончены. Пойдёт утверждение.
- План тоже где-то на 10-летие?
- Да, до 2030 года.
- Какие, на ваш взгляд, основные градостроительные ошибки были допущены при застройке Читы?
- Говорить о градостроительных ошибках сложно, а критиковать предыдущее поколение нельзя. Конечно, мелкие ошибки есть. Но тогда работали при другом законодательстве. Мы сейчас работаем в совершенно иных условиях. То, что выполнялось ранее, сегодня считается нарушением закона. А тогда это было нормой.
- Какие ошибки застройки города обнажило наводнение?
- Самовольщину, которая по сути дела город захлестнула. Вот Каштак и микрорайон Солнечный — дальше до самой Хабаровской трассы там размещаются дачные некоммерческие товарищества. Когда-то под эти ДНТ представляли земельные участки на так называемых неудобьях — это земли, которые ограниченно пригодны для строительства. Они либо подтапливаемые, либо заболоченные.
Но жизнь идёт своим чередом, вносятся изменения в соответствующие законы. Вышел закон о дачной амнистии, что в пределах дачных некоммерческих товариществах можно строить индивидуальные жилые дома, если есть возможность обеспечить эти территории доступом спецавтотранспорта. Строят, узаконивают эти дома. А территория за микрорайоном Солнечным — низина. Раньше там были протоки. В период паводков через них сбрасывалась лишняя вода. Сегодня люди засыпают эти канавы, строят дома и живут. Наступает дождливый период, начинается подтопление. Кричат «караул». В соответствии с законом на эти территории должна быть разработана градостроительная документация. Она предполагает не только возможность застройки свободных территорий, но и решение вопросов, связанных с водоотведением. Эта задача не только органов местного самоуправления, но и тех юридических лиц, в ответственности которых находятся земельные участки ДНТ. Это товарищества. Это юридические лица, которые должны проявлять инициативу, не хвататься за соломинку в последний момент, а самим заранее что-то делать: принимать и оценивать свои территории на предмет защиты от чрезвычайной ситуации. А если пожар? А там улицы узкие, пожарные машины не проедут.
Этого не должно быть. Работа идёт, но она идёт медленно и не в тех объёмах, в которых хотелось бы.
- Хватает ли вам полномочий в работе, чтобы влиять на облик города?
- Полномочия у нас только на исполнение своих должностных обязанностей: выдача разрешений на строительство, ввод объектов в эксплуатацию, согласования. До 2003 года в градостроительном кодексе была статья — ответственность за нарушения градостроительной деятельности. Тогда в наши полномочия входила выдача предписаний. Например, нарушено благоустройство, фасад зданий, мы выдавали предписания и накладывали административные наказания.
Сегодня у нас нет контролирующих функций. Они возложены на федеральные структуры.
- То есть федеральные структуры не справляются?
- Почему? Так нельзя говорить. Они работают. Но работают по-крупному. По крупным объектам и нарушениям. А по мелким объектам до 1,5 тысячи квадратных метров и ниже трёх этажей — за этим должного контроля нет. А именно эти мелкие объекты и составляют лицо города.
- И что делать?
- Наводить порядок. Мы сегодня готовим нормативно-правовые акты. До нового года должны внести в Думу предложения, связанные с поддержанием в исправном состоянии фасадов зданий и сооружений. Раньше это был закон Читы, который давал нам полномочия в части контроля и привлечения к административной ответственности. Постараемся в новом нормативно-правовом акте это наладить. Натянуть на себя хоть какие-то контролирующие функции. Если это получится, будем работать.
Деревяшки, дороги, сосны
- Насколько возможны в Чите варианты создания типа 130-го квартала в Иркутске? Там проблема в полной мере не была решена, но локально получился из новодела на старых домах лучший район в городе?
- На всё необходима градостроительная документация. Когда будет утверждён генеральный план города, далее необходимо прорабатывать следующие этапы работы, которые бы позволяли реализовывать данные направления. Это проекты планировок территорий. На центральную часть города нужно проработать проект планировки, учитывая то, что в центральной части находятся объекты историко-культурного наследия. Они и составляют деревянный фонд.
В этом проекте планировки вырабатывается в том числе и отношение к этим объектам. В Иркутске часть объектов культурно-исторического наследия перенесли в одно место. Здесь нужно учитывать их состояние. Не всё можно перенести. Есть средовые объекты, не подлежащие передислокации.
- В какой район города можно было бы, на ваш взгляд, переместить такие объекты? Те, которые возможно.
- Были, конечно, мысли. На пересечении улиц Амурская и Столярова в пределах территории сквера расположен памятник любви и верности. Далее по диагонали улица Декабристов. Можно задействовать улицу Декабристов, переселить людей в более благоустроенное жильё. В этих домах выполнить реставрацию, приспособить их для другого назначения. Сделать пешеходную улицу с новыми объектами - музеи, маленькие кафе или магазины. Включить в историческое кольцо улицу Селенгинскую и банное озеро. Озеро почистить. Организовать вдоль берега зону отдыха. Освободить эту часть от огородов и мусора. Перенести туда другие объекты исторического наследия. Создать историческую атмосферу, не взирая на то, что там проходит Трансиб.
Можно начать с таких моментов: просмотреть вопросы, связанные с размещением современной застройки рядом с объектами историко-культурного наследия. Но у нас как-то повелось в городе, что рядом с этими объектами ничего нельзя делать. Такое отношение неверное. В принципе, почему бы такому объекту историко-культурного наследия не разместиться напротив стеклянной стены-фасада современного здания. Да он ещё лучше будет смотреться и ценнее для людей выглядеть.
Всё у нас впереди.
- Как вы оцениваете реализованные проекты благоустройства площади Декабристов и площади Ленина?
- Любой объект заслуживает оценки в своё время. Что касается площади Декабристов, там были разные мнения, подходы, споры и дебаты. Но здесь всё оценивается обществом. Если большая часть общества говорит, что это хорошо, то это неплохо.
Площадь Ленина — административная. У неё свой статус. У площади Декабристов — иной статус. Это симбиоз транзитного движения и площадок для отдыха взрослого населения и детского. Не я должен оценивать, а общество. Структуру площади постарались не менять. Это хорошо. Вопросы озеленения, вопросы размещения детских площадок — здесь споры. Я в них не лезу.
- Какие перспективы у Театральной площади и Революции?
- Наши площади, к которым прилегают главные улицы города, конечно, нужно обустраивать. Что касается площади Театральной, то сегодня дебаты идут по поводу проекта реконструкции драматического театра. Театр — жемчужина культуры города и края. К нему должно быть особое отношение. Наш драмтеатр долгие годы не видел капитального ремонта. Когда-то делали реконструкцию фасада, — и на этом всё. Сегодня уже этот фасад обветшал. К внутреннему содержанию театра предъявляются иные требования не только со стороны людей, которые посещают этот театр, но и в соответствии с нормативами: безопасность, оборудование и прочее. Я к этому проекту отношусь положительно, какие бы противодействия не поступали.
Если у нас в городе будет ещё один отшлифованный благоустроенный кусочек, это будет очень здорово.
- Как вам кажется, можно ли с помощью благоустроенных пешеходных улиц и тротуаров сократить количество машин в городе и соответственно снять проблему загруженности дорог транспортом?
- Я не думаю, что от комфорта кто-то откажется. Мы от машин не уйдём ни при каких обстоятельствах. Я согласен, что в городе должны быть пешеходные улицы. Можно было бы организовать пешеходной улицу Чайковского — от Мегаполиса в сторону до площади Ленина, и упиралась бы она в парк Дома офицеров. Сделать такой Арбат. Но в любом случае автомобильные дороги должны быть.
- А велосипедные дорожки?
- У нас город исторический. Хоть и официально у нас нет такого статуса. Прямые улицы — отличительная черта нашего города и немногих городов России. Каждая улица не имеет своего ограничения, а выходит на природу. Улицы закладывались с учётом движения лошадиных повозок. Посмотрите на улицу Бутина или Ленинградскую. Они зауженные. Хочется их расширить. А этого сделать нельзя,— дальше идут тротуары и фасады зданий. Куда расширять? Здесь какие пути — устройство одностороннего движения. Например, по улице Бутина вниз, а по улице Ленинградской вверх. Поперечные параллельные улицы тоже пустить в одну и другую стороны.
О велосипедных дорожках и речи не может быть. Ширины улицы не хватает. Да и когда кататься на велосипеде — три месяца в году? Всё остальное время у нас зима. Конечно, некоторые любители и зимой катаются, но это экстремалы. Можно сделать велосипедные дорожки в отдельных местах: на Мемориале, например, или на СибВО, где-то в новых районах в новостройках, где-нибудь на КСК.
В остальном, велосипедные дорожки — не особо требуются для города.
- Какие ещё пути снятия транспортного коллапса в городе вы видите?
- Строительство развязок. Сделали Каштакскую развязку и сразу разгрузили. Сейчас там всё доделают и будет нормально.
Есть проект двухуровневой развязки на Лазо - Ярославского. Хотя не исключается возможность кругового движения там на первых порах. Это разгрузит важный участок дороги.
Третий вариант — территория бывшего машиностроительного завода. До какого-то времени не было информации, что с ним происходит. Он затухал, затухал, и в конечном итоге вся территория была распродана физическим и юридическим лицам.
Через территорию машиностроительного завода проходит проезд. Он идёт по оси улицы Курнатовского. Когда этот самый большой цех выкупал предприниматель из Улан-Удэ, прежде, чем приступить к реконструкции объекта, мы договорились, что будет проработан проект планировки этой территории с учётом выделения земель общего пользования. У нас в часы пик улица Журавлёва от «Новосити» до улицы Новобульварной стоит. Точно такая же ситуация по улице Богомягкова. Этот поток вечером идёт через город на объездную магистраль и дальше уже по тем экологически чистым территориям, где они живут. Если пробивается улица через машиностроительный завод, то часть вопросов, связанных с коллапсом транспорта, снимается.
- Машины забили дворы и детские площадки Читы. Как решить эту проблему?
- У нас мало уделяется внимания организации парковок. Посмотрите в окно. Все стоят на газонах. Необходимо провести анализ с целью создания дополнительных парковочных мест. У нас сегодня одни воюют с автомобилями, другие воюют за сохранение зелёных насаждений, третьи — за реки. Четвёртые воюют ещё за что-то, а в комплексе никто проблемы не решает и не видит. Чтобы организовать парковки, нужны территории, чаще всего на этих территориях зелёные насаждения. Все говорят, что это лёгкие нашего города. Их нельзя сносить.
- А это не так? Можно сносить?
- Все деревья вдоль проезжей части закладывались в своё время как резерв для развития дорог. Причём, как видите, они закладывались на обеих сторонах улицы. С южной стороны фасады. Цель этих насаждений ещё и в тени, которая спасает в жару. С южной стороны у нас стоят дома, которые сами по себе дают тень, а те деревья, которые размещаются вдоль этих домов находятся в угнетённом состоянии. Кривые, наклоненные, с вероятностью, что они сами упадут и создадут небезопасную ситуацию. Почему бы эти деревья, которые не выполняют свою функцию, не убрать и использовать территорию под другие цели — устройство автопарковок? А деревья, которые дают тень, их не надо трогать. На перекрёстках часто деревья загораживают обзор и создают небезопасные условия для водителей. А если их убрать, можно расширить карман для манёвра автомобилей, например, для поворота направо. Всё это нужно просматривать и прорабатывать. Но это через дебаты и обсуждения.
- То есть, такие вопросы нужно выносить на публичные слушания?
- Конечно. И это самое сложное. Люди же не специалисты. Но у нас, когда делаешь какое-то дело, то часть людей, которая видит, что это правильно и хорошо, молчит. А маленькая группка, которая против всего, начинает создавать ложный ажиотаж, трагедию. Мол, общество возмущено.
Вот строительство домов для медиков. У нас было 1,9 тысячи подписей «за» и 120 «против». Результат — отменить. Вообще, на месте Читы был лес, но мы создавали условия для жизни людей.
Например, строительство храма в Северном. Совет общественности микрорайона одобрил. Собрали подписи. Два или три человека обращаются в суд, что якобы на слушания представлен проект храма, где сносятся все деревья. Во-первых, на публичные слушания, в соответствии с правовыми документами, проекты не представляются. Есть предложение, а на слушаниях вырабатываются рекомендации. Там были высказаны рекомендации по разработке проекта размещения храма, чтобы не сносить деревья. Там большая поляна. Но несколько человек против, и теперь через суд требуют запретить строительство.
Моя задача быть по центру и не качаться — ни вправо, ни влево. Ни в сторону тех, кто хочет что-то организовать, ни в сторону тех, кто против. Действовать только в рамках закона.
- Тем не менее, проблема озеленения города не выдуманная. Поэтому люди и борются за каждую сосну
- Наш город по сути размещается в тайге. Вокруг нас лес. Везде тайга — это основные лёгкие. Кислород приносится извне. Зелёные насаждения являются таковыми, когда на них составлен соответствующий паспорт и когда они где-то значатся в реестре. Хоть одно дерево у нас значится? У нас же так: семечка упала, вырос дикорос, и все сразу кричат, что вот у нас зелёное насаждение. Не тронь! Надо его огородить и не подходить.
- Но нельзя же их все убрать и закатать под парковки?
- Нельзя, конечно. Вот, смотрите, все машины стоят на проезжей части. Между теми зелёными насаждениями, которые мы охраняем, у них на корнях они и стоят. Не лучше ли почистить всё это дело? Заасфальтировать всё, сделать нормальную паркову, чтобы было твёрдое покрытие. Но подходить к этим вопросам деликатно и с умом, как я уже говорил выше.
- Как вы оцениваете хаотически захватывающиеся общественные пространства вокруг силовых структур и гражданских органов власти — Лермонтова около штаба округа, парковка около Центрального райсуда, площадка за зданием краевого правительства на Чайковского, заборы вокруг регионального погрануправления и регионального УМВД?
- Это, по сути дела, от нехватки парковочных мест. Это наша парковка, мы её огородили. Это незаконно. Но жизненные обстоятельства заставляют организации это делать. Они поставили шлагбаум не для людей, а для машин. Если забрать парковки, то невозможно будет поставить машину администрации. В центральном районном суде такая же ситуация. Вдоль Бутина стоят все, машины не умещаются. Они себе выделили кусочек, чтобы ведомственные машины ставить. Осуждать их за это с точки зрения закона, наверное, можно. Но они же могут оформить эту парковку как ведомственную. Есть же платные парковки, их огораживают. Есть ведомственные парковки только для машин этой организации. Нужно оформить это разрешение.
- Периодически Чита попадает в список городов с самым грязным воздухом. Можно на это влиять с помощью градостроительства?
- Генеральный план 2011 года и сейчас при разработке внесении изменений в генплан направлены на улучшение экологической обстановки в городе. Это не только зелёные насаждения. Чита расположена вокруг озера Кенон, рядом протекают реки Ингода и Чита. В них впадают различные ручьи. Эти водные объекты и прилегающие территории составляют экологический каркас города. Они важны для создания зелёных зон и являются артериями притяжения других мест — бульваров, скверов, парков, которые также должны выходить на эти водные объекты.
Генпланом города подразумевается упорядочивание русел этих рек, берегоукрепление. С укрепления берегов возможна организация набережных. А это, естественно, озеленение — пешеходные зоны. Расчистка русел ручьёв. Восстановление этих русел. У нас институт природных ресурсов вышел с предложением посадки зелёных насаждений. У них есть соответствующая программа, чтобы все эти территории озеленить. В центре города у нас Трансиб. В генплане заложен вынос грузового транспорта за пределы города. Через город может проходить только пассажирский транспорт и рельсовые маршрутные автобусы. Это тоже экология.
Восстановление озера Кенон. ТЭЦ-1 загрязняет его. Меняет химический состав воды. Это повторно применяемое водное охлаждение. Замена оборудования ТЭЦ-1 на более современное, которое исключало бы возможность загрязнения. Это восстановление озера Угдан, где был курорт союзного значения. Лечебные грязи. Мы построили объездную магистраль и перекрыли эти ручьи. А они бежали там. Ливневые дождевые воды скапливаются, а раньше они протекали и наполняли эту чашу. Сегодня этого нет. Это надо восстановить. Создавать лесопарковые зоны.
- Это Северный?
- Не только. Вокруг города должен быть зелёный ореол. Сейчас земли лесного фонда поставлены на кадастровый учёт, а другие леса и их использования являются большим вопросом у природоохранной прокуратуры и у неравнодушных граждан. Это просто земли, занятые насаждениями ценных пород деревьев, но это не лес. Лес идёт выше. При разработке лесопарковой зоны необходимо включать не только земли лесного фонда, но и куски леса, которые не вошли в федеральные земли, но имеют ценность. Необходимо назначить на эти территории виды ограничений, где можно их трогать, а где нет, узаконить целевое назначение.
От целевого назначения земельных участков зависит многое. Работы очень много. И те дебаты, которые вы организовали, очень хороши. Вы организовали встречу всех слоёв: и администрации края, и администрации города, и просто жителей города. Нам важно и нужно слышать друг друга.
- Какой у вас любимый район города?
- Я, честно говоря, довольно замкнутый человек. Я люблю природу. Я в основном куда-то выезжаю и отдыхаю. А если про город, — улица Ленина. Это средовая архитектура без каких-то излишних включений. Улица Ленина и прилегающие к ней площади.