В начале ноября 2018 года Чита - не в первый, кстати, раз - примкнула к семейству дальневосточных регионов. При этом в родственниках у Читы продолжают числиться шесть городов-побратимов. Что это за города и зачем Чите побратимы? Разберёмся за три минуты.
Что значит «город-побратим»?
Как пишет «Энциклопедия Забайкалья», побратимские отношения – важная часть международных отношений, так называемая «народная дипломатия», которая способствует развитию производственных, коммерческих и культурных связей.
Традиция породнения городов возникла недавно, в середине ХХ века, когда жители английского Кавентри решили помочь разрушенному немцами Сталинграду, передав через посольство деньги и специально вышитую скатерть с надписью «Лучше маленькая помощь, чем большое сожаление». Города породнились, доброе начинание быстро стало распространяться по странам Европы, а затем и по всем миру. В 1957 году была создана Всемирная федерация породнённых городов, которая объявила каждое последнее воскресенье апреля Всемирным днём породнённых городов.
Между такими городами устанавливаются дружественные связи для постоянного взаимного сотрудничества в области культуры, науки, образования и спорта.
Сколько побратимов у Читы?
К 2018 году забайкальская Чита успела породниться с шестью городами.
Первым из них — ещё в августе 1992 года — стал китайский город Хайлар городского округа Хулун-Буир автономного района Внутренняя Монголия. В августе 1945 года занятый японцами Хайлар освобождали бойцы Советской армии, многие из которых были забайкальцами.
В 1994 году Чита породнилась с Читой (допустимо произношение Тита). Этот японский город находится в западной части префектуры Айти, в 250 километрах от Токио. Основу экономики японской Читы составляют теплоэлектростанция и нефтеперерабатывающий завод.
С 1995 года были установлены дружественные связи с одним из крупнейших городов Монголии Чойбалсаном Восточного аймака. В Чойбалсане проживает около 40 тысяч жителей, производятся мясо, мука, шерсть, стройматериалы, работают ТЭЦ, завод по переработке полиэтилена, аэродром и железнодорожная станция, связанная с ЗабЖД. Кстати, Чойбалсан имеет прямое авиасообщение с Хайларом.
Самым дальним родственником — в буквальном смысле этого слова — в 1996 году стал американский город Абилин, штат Техас, расстояние от Читы до которого превышает 10 тысяч километров. Отвоёванная у апачей территория сейчас используется под сельское хозяйство и нефтедобычу. В Абилине живёт около 120 тысяч человек, и при этом работает сразу три университета - по уровню высшего образования Абилин занимает 17-е место в США.
Подавляющее число читинцев в Абилине никогда не были и не побывают, зато доехать до приграничной китайской Маньчжурии можно запросто. Братские отношения с Маньчжурией были официально закреплены только в 1999 году. Демонстрируя последовательную ориентацию на Россию, кроме Читы Маньчжурия стала побратимом Краснокаменска, Омска, Зеленогорска и Улан-Удэ.
Последний в этом списке город также связан побратимскими отношениями с Читой. Улан-Удэ вообще в этом смысле очень дружелюбный город. В списке его побратимов, кроме Читы и Улан-Удэ, состоит ещё 17 городов, не считая трёх «бывших» - американского Беркли и украинских Киева с Днепром.
Как именно Чита дружит и сотрудничает с побратимами?
Однозначного ответа на этот вопрос нет, потому что нет универсальной схемы такого сотрудничества. В случае с далёкими городами вроде Абилина и японской Читы прийти к реальному сотрудничеству непросто, поэтому их связь с Читой считается утраченной. При этом сейчас стоит вопрос «об установлении побратимских связей с одним из городов в Японии — в самой северной префектуре Хоккайдо». Связано это с тем, что 2018-й объявлен перекрёстным годом Японии в России и России в Японии.
Города, находящиеся поближе, действительно вовлекаются в совместные мероприятия - научные конференции, выставки по приграничному сотрудничеству, международный конкурс красоты «Снежная королева», музыкальные этно-фестивали и многие другие. Вплоть до соревнований по социально-экономическим показателям. Власти при этом признают, что и здесь сотрудничество могло бы быть более эффективным. В 2017 году Анатолий Михалёв говорил: «Как правило, каждый год подписывается 6-7 соглашений, до реализации доходят максимум 2-3. Я думаю, обеим сторонам нужно более внимательно следить за их исполнением и оказывать поддержку. Я надеюсь, что сегодняшняя встреча позволит перейти на качественно новый уровень отношений, если наше сотрудничество в области экономики станет таким же, как в социальной сфере».
При этом сотрудничество даже с таким родным для читинцев городом, как Маньчжурия, должно быть деликатным. Ещё свежа в памяти история о прозвучавшей на Дне города в Чите песни «Я люблю Маньчжурию» — не все читинцы поняли братский жест и отнеслись к этому спокойно. И это ещё раз говорит о том, что отношения Читы с городами-побратимами известны и понятны далеко не всем.