Забайкальский край мановением президентского указа в конце предыдущей недели мигрировал из Сибирского в Дальневосточный федеральный округ. Событие серьёзное, и социальные сети, СМИ и кухни заполнились гомоном мнений по поводу причин, следствий и перспектив. Эксперты усмотрели в решении президента одновременно дальновидность и близорукость, мудрость и глупость, серьёзность и нежелание разбираться в проблемах присоединённых регионов. Официальные лица рукоплескали решению о расширении самого восточного федерального округа сразу на целую Турцию, 17 каких-нибудь Словакий и целых 46 Кувейтов. Отдельные учёные мужи в федеральных чинах поставили политику выше географии и жители Восточной Сибири одним росчерком пера стали дальневосточниками. Кончилось тем, что полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев поставил перед чиновниками задачу — за три года улучшить качество жизни в присоединённых субъектах так, чтобы их жители это почувствовали.
Текст был впервые опубликован в обзоре событий недели «Чита.Ру».
Во всём этом потоке мнений, в их разнообразии и полярности оценок чувствуется как будто некоторая растерянность всех — от Трутнева до последнего читинского таксиста. Ощущение это усиливается от того, что сам Владимир Путин ничего традиционно не объясняет — президентские решения в России принято принимать сердцем, а до разъяснений глава государства доходит только тогда, когда его рейтинг падает разом на 20–30 процентов, а символизирующая его власть партия начинает валиться в ключевых в идеологическом контексте субъектах федерации.
В перемещении Республики Бурятия и Забайкальского края из ведения Новосибирска и Минэкономразвития в Хабаровск и Минвостокразвития по-прежнему видится непонимание федеральным центром перспектив этого медвежьего угла — так отдалённые от Москвы на 5–6 тысяч километров субъекты часто называют воспитанные в тёплой тиши московских кофеен федеральные эксперты. Президент и его окружение как будто никак не могут найти пары рабочих дней или сообразить какое-нибудь двухсотое федеральное агентство по развитию чего-нибудь, чтобы разобраться с происходящим за Байкалом и наметить ему какие-то понятные и просчитанные стратегии развития, насыщенные смыслом, деньгами и исполнителями, правление которых было бы обосновано и разъяснено как-то так, чтобы осчастливленные перспективами избиратели строили своё понимание происходящего не на одной надежде и догадках.