Немало копий за последние 5 лет было сломано о вопрос со временем продажи алкоголя в Забайкальском крае. В августе 2013 года впервые при губернаторе Константине Ильковском власти запретили продажу спиртных напитков с 21.00 до 10.00. Однако Арбитражный суд отменил его, поскольку для установления этого времени был необходим специальный закон.
.
Его вскоре приняли, и с января 2014 года ранее установленные ограничения начали действовать в полную силу. Через год, в январе 2015-го, временные рамки запрета на продажу расширились ещё на 2 часа — с 20.00 до 11.00. С таким положением вещей регион прожил до июля 2018-го, когда по просьбе бизнесменов Читы и при поддержке губернатора края Натальи Ждановой, бизнес-омбудсмена и большинства депутатов приняли закон о продлении времени с 8.00 до 23.00.
И вот, спустя всего каких-то четыре месяца, 19 ноября, прокурор Забайкальского края Василий Войкин вносит на рассмотрение регионального парламента очередной законопроект об ограничении времени продажи алкоголя, предлагая вернуться к практике, принятой в 2013 году, то есть установить запрет на продажу алкоголя с 21.00 до 10.00.
Прокурор в обоснование своей позиции привёл данные, согласно которым за 9 месяцев этого года суммарные показатели впервые выявленной алкогольной патологии возросли на 23%, ухудшилась криминогенная ситуация. За 9 месяцев этого года расследовано почти 5 тысяч преступлений, совершённых в состоянии алкогольного опьянения, или 47% от числа всех преступлений, отметил он.
ИА «Чита.Ру» спросило тех, кто будет вновь голосовать за или против проекта закона, а также общественников и бизнесменов, непосредственно работающих с продажей алкоголя, как они относятся к ситуации.
Валентина Дымченко, представитель группы «Красивая Чита»:
- Я считаю, что нужны комплексные меры борьбы с алкоголизацией. Ведь все мы знаем, что, когда вводятся ограничения на алкоголь, появляются так называемые бары «24 часа в сутки», которые, по сути, являются теми же самыми ларьками, где круглосуточно продают алкоголь.
Та же самая «Айпара», которую лишают лицензии на продажу алкоголя, а у неё ещё 25 зарегистрированных ООО, и для неё эта потеря лицензии ничего не значит. То есть проблема должна решаться в комплексе, а не просто запретительными мерами, из-за которых бюджет лишается части налогов.
Владимир Лобанов, председатель Общественной палаты Забайкальского края:
- Прокуратура запрашивала наше мнение на этот счёт, прежде чем выйти в заксобрание. Совет Общественной палаты в целом поддерживает этот законопроект. Мы считаем, что нужно усилить работу против незаконной торговли, что закон нужно принимать, но с привлечением мнения работников здравоохранения, правоохранительных органов. Когда вносили закон об отмене ограничений, правоохранители воздержались от комментариев. А когда ограничения сняли — активизировались. Это настораживает. Нужно привести больше статистических данных. То есть должно быть чёткое обоснование. Это во-первых.
Во-вторых, нужен целый комплекс мероприятий по снижению алкоголизации населения.
Юрий Гайдук, депутат Заксобрания от КПРФ:
- Судя по информации прокурора края об увеличении преступности и так далее, мнение у меня двоякое. С одной стороны, закон должен быть и должен работать, с другой — дело не в ограничении, а в том, как мы воспитаем народ, чем он будет заниматься вместо того, чтобы пить. Вообще, если человек захочет выпить, он найдёт, где купить. Другой вопрос, что он купит. Лично я — только за здоровый образ жизни. Думаю, законопроект мы поддержим.
Константин Шлямов, общественник
- Чем меньше будем пить, тем лучше будет жизнь, тем меньше будет ссор, преступлений. От того, пьют люди или нет, зависит и здоровье, и отношения в семье. Жаль, не все люди понимают, что алкоголь разрушает наше общество. Я считаю, нужно усилить контроль за незаконной продажей алкоголя и по времени, и в смысле продажи продуктов самогоноварения и другого. Забайкальский край деградирует, и одна из причин этого — алкоголь. Нам нужно как-то выгребаться из этой ситуации. Поэтому в целом я согласен с инициативой прокурора.
Анатолий Михалёв, глава городского округа «Город Чита»:
- Насколько я помню, закон о прежнем времени продажи алкоголя депутаты заксобрания принимали недавно, кажется, в июле. И мне сейчас не совсем понятно, зачем вновь к этому возвращаться. Странно, если мы будем так принимать законы и так быстро их менять.
Я считаю, что федеральный законодатель тоже из чего-то исходил, когда принимал этот закон (о времени продажи с 8.00 до 23.00 — ГЗ.). Насколько я знаю, сейчас краевое законодательство приведено в соответствие с федеральным.
Александр Михайлов, депутат заксобрания от «Партии пенсионеров России»:
-Я категорически против принятия такого закона. Это лоббирование интересов нелегальных торговцев «палёной» водкой. Для них это настоящий Клондайк.
Не нужно манипулировать тем, что количество преступлений увеличилось только из-за водки. Кто давал такую статистику? Сколько раньше было пьяных и сколько сегодня? Почему-то забывают, сколько раньше травилось людей. Я думаю, что [количество отравлений] в несколько раз уменьшилось.
Когда что-то запрещено, это всё уходит в подполье. И торгуют в основном выходцы с Кавказа. Они обогащаются. Кто в прокуратуре это лоббирует — я не знаю. Вообще, с разных ракурсов надо посмотреть на эту проблему, а не с одного, ведь показатели зависят от одной водки и времени её продажи. Это от социальной нашей ситуации зависит, которая сложилась сегодня. В стране развал, в крае бюджет принять не можем. Считаю, прокуратура лукавит.
Сравнить бы статистику, сколько продавали до того, как приняли закон, и сколько сейчас. Явно, что цифра будет больше. Разница и будет составлять размер теневого рынка.
Юрий Черепанов, блогер:
- Проблемой ночной торговли водкой я занимаюсь уже 2 года. И когда только первый закон об ограничении времени приняли, на город было три общеизвестных точки, которые продолжали нелегально торговать. Потом все поняли, насколько это выгодный бизнес, и эти точки стали разворачиваться по всему городу. При последнем нашем исследовании мы насчитали 156 точек, круглосуточно торгующих алкоголем. И никакие ограничения им не страшны. Я снимал на видео некоторые из этих магазинов и показывал, что никто не может их закрыть. Мы делали рейды, брали в них депутата Волкова, деятелей из общественной палаты, и за 2 года никакого результата.
После ввода ограничений трафик переместился в теневой сектор. А люди как пили, так и будут пить. Будут гнать самогон. Бороться надо совсем другими методами, экономическими. Ведь когда летом был принят закон о приведении времени торговли алкоголем к общефедеральному, все незаконные точки стали сами закрываться, потому что трафик вернулся в супермаркеты, нормальные магазины.
Интересы нелегальных торговцев пролоббированы через прокуратуру, у меня только такой вывод напрашивается. Прокуратура, на мой взгляд, лучше бы направила свои усилия на закрытие круглосуточных точек. Все знают, что можно получить лицензию на бар, поставить пару столов-стульев, и торговать. Поэтому в Чите можно найти вино, водку, пиво в любое время. Всё в шаговой доступности. Только вокруг моего дома 8 таких точек.
Ежемесячно в Читу заходит от двух до четырёх цистерн технического спирта. Куда они испаряются — никто не знает. Но, например, в прошлом году задержали человека, который из дома умудрялся разливать и продавать две цистерны технического спирта. Поэтому люди травятся.
Так что надо начинать именно с закрытия нелегальных точек.
Елена Салапина, руководитель сети супермаркетов «Караван»:
- Этот законопроект ещё не своевременен. Прокуратура пишет о росте показателей по пьяным преступлениям по итогам 9 месяцев. Но из них шесть месяцев — это период, когда не действовал закон о продлении времени. И, на мой взгляд, показатели увеличены, потому что нелегальная торговля в эти месяцы только наращивала обороты, и преступность росла.
Если бы они взяли последние 3 месяца, то у них была бы совершенно другая картина.
Как я могу быть за этот закон? Кто вообще может быть за то, чтобы процветала нелегальная торговля алкоголем? Если только сами торговцы.
Юрий Кон, депутат заксобрания Забайкальского края:
- Любой законопроект, который поступает на нашу площадку, мы должны внимательно посмотреть. Этот документ также находится в стадии рассмотрения, есть моменты, которые надо ещё уточнять. Мы внимательно всё изучим с учётом доводов прокуратуры, вопросы уже к ним есть. А также я буду встречаться с представителями розничных торговых сетей, и их аргументы тоже будут учтены. Обещаю всесторонне рассмотреть законопроект, и, надеюсь, примем правильное решение.
Юрий Бажин, директор торговой сети «Привоз»:
- Нам приводят статистику за 9 месяцев, а мы проработали 3. Количество нелегальных точек росло весь год, и с них продаётся алкоголь бесконтрольно, в том числе с псевдокафешек. Я не согласен с данными прокуратуры.
Считаю, что развитие нелегальной торговли ведёт к продаже некачественного алкоголя, что может повлечь отравления и жертвы. Эти магазины и кафе находятся без надзора, повсеместно, на каждом углу. Власти не могут контролировать поток нелегального алкоголя через них. А через официальную розницу могут, продать некачественную бутылку просто не позволит система ЕГАИС. Принятие закона снова увеличит нелегальную торговлю, потому я против.
Георгий Шилин, депутат заксобрания Забайкальского края, координатор забайкальского регионального отделения ЛДПР:
- ЛДПР всегда пропагандирует трезвый образ жизни и выступает против алкоголизации населения. Несмотря на то, что мы не поддержали инициативу увеличения времени продажи алкоголя, он всё же был принят заксобранием в июле. Конечно, мы очень внимательно относимся к инициативе прокурора, но всё же необходимо прежде всего проанализировать сложившуюся после принятия закона ситуацию и сравнить её с аналогичным периодом, сделав выводы. В случае отрицательного результата: увеличения преступности, резкого скачка потребления алкоголя и так далее, - конечно, необходимо сокращать время продажи. Думаю, с 22.00 до 9.00, опираясь на практику наших соседей по Дальневосточному федеральному округу.
В то же время мы отчётливо осознаём, что ужесточение этих мер — не панацея. Нам нужно прежде всего выработать комплекс мер, таких, как ликвидация незаконных точек продажи алкоголя, исключение из оборота контрафактной продукции и других.
Виктория Бессонова, уполномоченный по правам предпринимателей Забайкальского края:
- К нам предварительно поступал запрос от прокуратуры. Мы к этой инициативе относимся отрицательно, так как несколько лет ушло на то, чтобы увеличить время продажи, и, по-моему, были убедительные аргументы за это. Насколько я помню, возражений от прокуратуры тогда не поступало, как и от УМВД. Когда проходило обсуждение с заинтересованными лицами, пришли к общему выводу, что ограничение времени продажи приводит только к развитию нелегального бизнеса. На мой взгляд, если эта инициатива будет реализована, то она не будет способствовать снижению алкоголизации населения. Для этого нужны совершенно иные меры, прежде всего, социально-экономического характера.