Руководящий состав правительства Забайкальского края, сформированный при бывшем губернаторе Наталье Ждановой, понёс первые потери при новом главе региона Александре Осипове. Свои посты покинули вице-премьер правительства Александр Кулаков и министр сельского хозяйства Владимир Лоскутников.
Лоскутников признался, что решил уйти сам и теперь будет заниматься внуками. Кулаков комментировать свою отставку отказался. Об отставке последнего, к слову, стало известно за день до официального заявления Осипова, однако пресс-служба губернатора информацию сначала опровергала.
Примечательно, что в начале недели Александр Осипов провёл свою первую пресс-конференцию, где очень осторожно высказывался о возможных кадровых перестановках:
«Как запустить работу правительства, в каком составе, с какими людьми и на каких местах, чтобы она была более продуктивной? Эти решения требуют предметного погружения по каждому направлению. Эта работа более сложная, в ходе которой будут возникать изменения».
На той же встрече врио с журналистами поднялся вопрос возвращения прямых выборов мэра Читы, отменённых в 2014 году по инициативе губернатора Константина Ильковского. Осипов своего мнения на этот счёт не высказал, но уточнил, что готов поддержать позицию большинства горожан, если эта позиция будет зафиксирована в рамках закона.
Вдохновившись этим заявлением, региональное отделение партии «Справедливая Россия» через своих краевых депутатов внесла в заксобрание Забайкалья законопроект, дающий возможность гордуме Читы вернуть прямые выборы мэра.
В самой гордуме тоже началось движение – депутаты Игорь Бояркин и Наталья Нестеренко написали обращение к своим забайкальским коллегам в Госдуме с просьбой посодействовать возврату старой процедуры выбора главы Читы.
На федеральном уровне снова всплыла тема с надворными туалетами в забайкальских школах. Наш край вместе с Дагестаном и Бурятией попал в тройку регионов, где проблема отсутствия в школах тёплых туалетов до сих пор не решена. Причём в Забайкалье ситуация самая тяжёлая – не оборудованы 279 школ – примерно половина. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко сказала, что стыдно до сих пор это обсуждать:
«Ну давайте закроем эту тему, коллеги, ну это здоровье детей. Стыдно нам в нашей стране обсуждать этот вопрос. Я ведь обращалась ко всем сенаторам: взять на контроль, подключить бизнес, родительскую общественность, региональные власти. Ну что за проблема, коллеги? [...] Придётся своими туалетами поделиться домашними».
На поднятый вопрос отреагировало региональное минобразования. По его информации, к концу 2018 года тёплые туалеты будут работать в 52% школ, а полностью решить проблему планируется к концу 2020 года.
Шокирующее происшествие произошло в Чите вечером 5 декабря – судимый ранее читинец убил охранника караоке-клуба «Запой», ударив его ножом в спину, пока тот отвлёкся.
Подозреваемого задержали на следующий день, сейчас решается вопрос о его аресте.
Под Краснокаменском дорожники продолжают внедрять инновационную технику ремонта трасс – сотрудники Приаргунского производственного горно-химического объединения засыпают ямы песком и поливают водой, как и в середине ноября. Правда, теперь к работам подключили грейдер, который выравнивает песок.
Но есть и хорошие новости. Инициативная группа «Красивая Чита» взялась за новогоднее оформление центральной площади – заказала светодиодные матрёшки - и разработала дизайн иллюминации в форме цветков багульника. Всё это на средства благотворителей.
Екатерина Шайтанова: Понимаете, Бубликов умер, а потом он не умер
Временно исполняющий обязанности губернатора Забайкалья Александр Осипов на этой неделе отправил в отставку первого вице-премьера правительства края Александра Кулакова и министра сельского хозяйства Владимира Лоскутникова.
И если про Лоскутникова за неполный год его управления сельским хозяйством региона я почти ничего не знаю, то фигура Кулакова для Забайкалья в последние годы была родительской. Ну, что вы так смотрите? Разные бывают родители.
Он метался по ЧП, ЧС и голодовкам шахтёров в Вершино-Дарасуне, орал на совещаниях, матерился в кабинетах, поэтому, скорее всего, ничего толком не комментировал, и, слава богу, почти не чередовал кнут с пряником, и - моё любимое - всё время требовал с ТГК-14, возглавляемого им до перехода в правительство, хоть какой-то конкретики.
Собственно, примерно в этом же стиле «спасибо, что не ударили» Кулаков прокомментировал собственную отставку: «Уже не работаю. По какой причине? Ушёл и ушёл, какая разница?»
Вероятнее всего, эта отставка могла состояться много раньше, а неоднократные слухи о том, что Кулаков написал заявление об уходе ещё при Ждановой, соответствовали реальности. Неизвестно, почему его не подписывала Жданова, может быть, ей было сложно принять решение, или в первые замы не стояла очередь, и так же неизвестно, чьей инициативой - снова Кулакова или уже Осипова - отставка была на этот раз.
Но совершенно точно, если бы Кулаков умел разговаривать и делал это на потоке до сегодняшнего дня, его уход - просто в силу положенного по должности спасения от огня, воды и труб из разного металла - мог бы быть даже изящным.
Правда, к сожалению, почти никто не умеет уходить и никого, что ещё более грустно, не умеют уходить, поэтому отставка сопровождалась типичным для таких ситуаций цирком - сначала Бубликов умер, а потом он не умер, а ещё потом всё на самом деле кончилось, и стало можно выдохнуть.
Снять ненавистный костюм, надеть домашние штаны, тельняшку, растопить баню, топить долго, вдумчиво, потом, в ночи уже, выскочить из неё, изнемогая от жара, на улицу, замереть и первый раз честно подумать, что, может быть, не имел права соглашаться, но пусть его, зато теперь можно так стоять, хватать ртом морозный декабрьский воздух, не мотаться, не приспосабливаться, не ёрзать, жить дальше.
Ксения Зимина: Первая пресс-конференция Осипова
Роман Шадрин: Лайк за Угданскую
Краевое министерство территориального развития разобралось, какие именно улицы будут в 2019 году отремонтированы на деньги из нацпроекта, если дороги из основного списка не смогут участвовать в проекте (например, если их раскопают энергетики или ребята из горводоканала). Выбор пал на улицы Угданскую, Нагорную и Ленина — в первую очередь, а также проспект Фадеева, Романовский тракт и Верхнеудинскую — во вторую. Каким образом выбрали именно эти улицы? А вот это самая интересная часть вопроса. Потому что улицы выбирали, внимание, путём голосования в группе «Безопасные и качественные дороги | Чита».
Как видите, у поста с голосовалкой всего 1,8 тысячи просмотров. Проголосовали всего 400 с небольшим человек. Это было бы нормально, если бы минтерразвития, например, выбирало песню года. Или самого красивого сотрудника министерства. Или цвет корпоративного галстука. Но когда речь идёт о миллионах рублей, выделенных по национальному проекту на решение первоочередных проблем, то, как минимум, нужно помнить, что аудитория одной группы «ВКонтакте» с 591 подписчиком не может, не должна, не имеет права распоряжаться этими миллионами - она вообще никому ничего не должна.
Ещё надо понимать, что в Забайкалье, например, самой популярной и массовой является социальная сеть «Одноклассники», а не «ВКонтакте». К тому же аудитория «Одноклассников» в массе существенно взрослее «Контактика». Ещё хорошо бы принимать во внимание факт, что интернет - не паспорт, и он сегодня есть не у всех, а даже и среди людей, имеющих доступ к Сети, очень много тех, кто не регистрировался в социальных сетях и не собирается этого делать. Многим людям это даже запрещено по долгу службы.
Ну и совсем уж важно осознавать, что решения по применению миллионов государственных денег должен принимать образованный, понимающий всю специфику и все критерии выбора ремонтируемых дорог, несущий персональную ответственность специалист или группа специалистов, а не чувак с Дэдпулом на аватарке.
Юлия Скорнякова: Про доярок и дороги
В колхозе имени светлого капиталистического пути заседали. Главный зал был полон народа: кто покашливал с мороза, кто крутил нитку на одежде, кто немигающим взглядом смотрел телефон.
- Ну что, товарищи, - перекрывая гул голосов, выдохнул перегаром председатель, - повестка такая: публичные слушания по наиновейшему проекту, который перевернёт нашу с вами светлокапиталистическипутейную жизнь.
В зале притихли.
- Наша доярка Мария ежеденно, - он ткнул указательным пальцем в потолок, - вместо того, чтобы качественно доить скотину, часть молока выпивала сама, часть продавала налево-направо, оставшееся разбавляла до синюшности и уверяла, что все нормы по жирности соблюдены. Так мы жили, пока у всего руководства колхоза было привозное молоко, и нужды в честности Марии не было, но потом нас перевели на подсобное хозяйство. Чтобы Мария не воровала и не брехала, над ней поставили начальника, - председатель упёрся взглядом в покрасневшего мужчину в кепке на третьем ряду. - Но начальник вместо того, чтобы пресечь коррупционную схему Марии, сам стал пить неразбавленное молоко и поить свою семью и Машкину. Разбавлять стали ещё больше. Мы поставили над ними целый комитет.
В углу несколько человек закашлялись, двое поспешно вышли из зала.
- Но Мария склонила на свою сторону и комитет, и созданное после управление. Когда молоко стало больше походить на чуть забеленную воду, слава тебе господи, государство откликнулось национальным проектом, который и будет теперь контролировать качество молока, которое надаивает Машка. Для контроля мы создадим независимую группу «Сельское молоко», хоть и до этого активно и качественно контролировали качество сдаваемой молочной продукции.
- Да какая группа! - завопила в зале бабка Никифориха. - Если весь колхоз, как козлы в огороде - только запусти! А точно воровать молоко не будет только юродивый Ванька, потому что, во-первых, дурак, а во-вторых, у него аллергия на лактозу.
- Он «Сельское молоко» и возглавит, - отрезал председатель. На том и разошлись, чтобы с завтрашнего утра начинать изо всех сил трудиться на благо родины и нового национального проекта.
***
На публичных слушаниях по ремонту дорог в Чите представители администрации Читы заявили, что в 2019-2024 годах на читинские улицы потратят около 4 миллиардов рублей, работы будут проводиться в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автодороги». Для тотального контроля качества в Чите будет создана служба контроля качества «Городские дороги».
Все совпадения с предыдущей историей случайны.
Андрей Козлов: Снесите заборы, вам воздастся!
Временно исполняющий обязанности губернатора Забайкальского края Александр Осипов поддержал идею нового командующего 29-й армией генерал-майора Романа Бердникова создать патриотический парк в Чите на свободных территориях Мемориала боевой и трудовой славы забайкальцев. «Это очень хорошая мысль, прекрасно, что там будет задействована молодежь. Мы безусловно поможем в финансировании. Предложим поддержать эту идею городской власти», - сказал Осипов на встрече с Бердниковым. По словам командующего дислоцированной в Забайкалье армии на базе мемориала планируется разбить парк «Патриот», в котором разместится партизанская деревня с блиндажами и полевой кухней, расширится экспозиция военной техники, появится пейнтбольная площадка и полоса препятствий для проведения «Гонки героев». По оценке Бердникова, преображение территории обойдётся в 1,5 миллиона рублей.
Идея любого парка в Чите сама по себе прекрасна, и если Бердникову с Осиповым удастся смастерить на заросшем бурьяном Мемориале хоть что-то, привлекающее тёплыми весенними и летними вечерами внимание горожан, то обоим можно будет поставить где-нибудь во дворе краевого правительства маленький памятник. Пока исполнительная власть и силовики последовательно уже лет 20 медленно уничтожают центр города, распродавая его под уродливые до зубной боли торговые центры, перегораживая заборами улицы и обеспечивая свои рабочие машины уютными парковками, разбитыми на месте отобранных у населения городских пространств.
Чита, наверное, единственный город на планете Земля, власти которого намеренно вырубили в нём все деревья не ради даже освобождения территории под застройку, а просто так — отрубив у всех тополей города всё, что выше трёх метров. Вряд ли есть в цивилизованном мире города, где власть так тупо, топорно и нагло огораживает свои здания совершенно безумными и необъяснимыми заборами и бетонными блоками. В центре Читы, главный архитектор которой давно и, такое впечатление, что намеренно лишён какой бы то ни было власти, уничтожены все остатки зелёной растительности — все скверы вырублены, а земля за откаты и нежилые помещения продана хапугам от строительного бизнеса.
Военные были первопроходцами захвата целых улиц — современная молодёжь уже вряд ли может себе представить, что когда-то участок улицы Лермонтова от Ленинградской до Бутина был открыт и для проезда и для пешеходов, а бетонные доты с экипированными как на войну солдатами вряд ли могли кому-то привидеться. Не было никаких заборов и около здания погрануправления на Пушкина. Следом за защитниками Отечества потянулись все прочие силовики. Квинтэссенцией всего этого безумия является невероятный комплекс заборов на некогда свободной для прохода и проезда улице Ангарской около краевого управления МВД.
В 2018 году, не выдержав этого негласного противостояния, очередной кусок городской территории отхватило уже краевое правительство — сложносочинённой системой заборов и шлагбаумов администрация губернатора забрала у города некогда открытый участок со знаменитыми голубыми елями за спиной у городского ЗАГСа. Говорят, чиновникам раздают по структурным подразделениям квоты на количество машин, припаркованных в этой уютной, некогда общей для всех зоне.
Ничего взамен ни силовики, ни правительство, ни уж тем более системно уничтожающая город мэрия Чите и горожанам не дали. Полтора миллиона рублей на полевую кухню и пейнтбольную площадку на месте парка, в котором когда-то отдыхал весь город? Который во времена проклятых коммунистов был забит аттракционами, мороженым и счастливыми детьми? Вы серьёзно? Вы серьёзно это пишете на сайте правительства, где за неделю до этого обещали инвестпроектов на полтора триллиона рублей? Побойтесь бога, уважаемые руководители. Снесите лучше заборы вокруг своих командных пунктов — вам воздастся.
Валентин Булавко: Выборы нашего городка
Анатолий Дмитриевич Михалёв смотрел на календарь - к финалу стремился 2019 год и, кажется, его время во главе Читы. Перед новыми выборами снова наметился разворот не в его пользу. Михалёв откупорил бутылку виски, раскурил сигару и устало откинулся в своём кресле на Бутина, 39 - но это не точно.
Во всём крае был только один политический долгожитель круче Михалёва - глава Улётовского района Сергей Савин. Недавно он мирно оставил свой пост, спокойно обозначив, что пенсию в 50 тысяч рублей заработал. Анатолий Дмитриевич пока не объявил, что уйдёт на покой, но в случае возвращения должности мэра и прямых выборов главы города это будет логичным решением.
Михалёв начал в 2001 году именно как руководитель, избранный гордумой, потом успешно прошёл две мэрские кампании, но к 2014 году потерял стратегические высоты в борьбе за читинских избирателей. Разделение полномочий главы города и руководителя администрации, конечно, сыграло ему на руку - Михалёв прошёл в гордуму с помощью всего лишь полутора тысяч голосов избирателей Гвардейского округа. Из которых многие, очень вероятно, были солдатами близлежащих воинских частей.
Молодой и энергичный сити-менеджер Владимир Забелин, первым разделивший власть с «хозяином Читы», работал при поддержке губернатора и на 2 года отодвинул главу гордумы на второй план. Сменивший его Олег Кузнецов был протеже Михалёва, поэтому без боя передал свою исполнительную власть под контроль законодательной.
Теперь в Читу могут вернуться прямые выборы мэра - это общероссийский тренд. Например, всего неделю назад парламент Бурятии вернул выборы в Улан-Удэ. Новый руководитель Забайкальского края Александр Осипов осторожно прокомментировал идею возвращения должности мэра - мол, если будет желание народа, поддержу. Но запрос общества уже есть. Теперь его поддержали двое депутатов городской думы, обратившиеся за поддержкой к коллегам из Госдумы. И, уверен, они её получат.
Пойдёт ли Анатолий Дмитриевич на возрождённые выборы мэра? Мне кажется, нет. Ему удобнее остаться главой гордумы. Пусть реальной власти станет немного, зато можно будет чаще откидываться в кресле.
Алексей Малашенко: План социально-экономического раздражения
Когда администрация Читы решит проблему с расселением из ветхого и аварийного жилья, мне исполнится 51 год. Увы, разводит руками заместитель сити-менеджера по финансам Андрей Кефер, из-за нынешнего состояния городского бюджета расселить жителей бараков и прочих лачуг только к 2043 году.
И как-то сразу меркнут планы, прописанные в стратегии социально-экономического развития Читы до 2030 года. Развитие человеческого капитала, формирование комфортной городской среды, развитие экономики города – все эти направления выглядят слабо и неубедительно, когда жительница барака на Краснодонской Татьяна Ефимова узнаёт, что новое жильё ей выделят минимум через 25 лет.
Единственное, что может сделать принятый документ менее облачным – смещение сроков по тому же расселению на пораньше. Когда Андрей Кефер выйдет к гордуме и скажет: «Мы тут хотели решить проблему с аварийным жильём до 2043 года, но раз у нас к 2030 году планируется сделать из Читы транспортно-логистический и туристический узел, мы запланировали построить новое жильё в обмен ветхому уже к 2030-му».
Тогда я поверю, что это «не облачный документ», как выразился Андрей Иосифович.