Дачному товариществу «Авиатор» в селе Домна-Ключи Читинского района 37 лет. Из сотни домов, которые располагались здесь с 1982 года, сейчас осталась половина. Восемь семей живут здесь круглый год. «Авиатор» переживал и пожары, и летние наводнения, и перестройку, когда часть дач забросили, а участки заросли бурьяном. Наледь же на товарищество наступила впервые. Никто из старожилов такой стихии не помнит.
«Я здесь уже лет 40. Не было такого. Впервые вижу», — встречает нас пожилой мужчина.
Громким лаем ему вторят две собаки — голубоглазые хаски. Бегут знакомиться. Лапы расползаются на льду. Весь двор — каток. На пустыре за дачами возится ребятня с ледянками. Громкоголосые, шумные, весёлые. Взрослых такое ледяное царство не радует. Пугает.
«Здесь вдоль дороги ручей бежит и там речка совсем небольшая. Да, без названия она. Тоже типа ручья. Те годы, когда тут косили деревенские, они чистили русло. А потом, когда пожары пошли, русло завалили, и вот вода сюда и попёрла. Я так считаю. Это моя версия», — предполагает житель «Авиатора».
Говорит, что в дом пока наледь не пошла: «Но я же тут постоянно живу, огораживаю всё. Сходите дальше, посмотрите. Там вообще, всё затопило, чуть ли не по забор».
С декабря в нескольких районах Забайкальского края объявили режим ЧС из-за образовавшейся наледи. Вода стала пробивать замёрзшие ручьи и ключи, разливаться и замерзать. Гидролог Наталья Тимофеева сообщила, что это опасное природное явление характерно для Забайкальского края, а из-за дождливого лета грунтовые воды стали чаще выходить на поверхность.
Идём.
Крайние дома на улице в ледяном рабстве. Вместо куста облепихи изо льда торчат покорёженные ветки. Берёзы и ели тоже по пояс в замёрзшей воде.
«Вы обойдите ко мне справа. Я там калитку не открою. Всё же замёрзло», — встречает нас другая дачница.
На своём участке в «Авиаторе» она выращивает петрушку с укропом, сочные огурчики, сладкую малину уже 36 лет. Сейчас её небольшой домик, ровные грядки и парник оказались во власти льда.
«Два раза горели мы, но такого не было. Я в декабре была во Владивостоке в гостях. Точно не могу сказать, в какой день это началось. Надо спросить тех, кто здесь постоянно живёт. У людей же здесь и скотина. Как они? У нас дача, и то страшно», — говорит женщина.
Рассказывает, что летом во время наводнения «Авиатор» тоже топило, особенно крайние дома: «У меня здесь проулок, и вода туда спускалась. Можно сказать, что сильно моей дачи наводнение не коснулось. Зато сейчас. Вчера мне соседка-молочница из деревни звонила: «Рая, там приехали МЧС. Представители администрации».
- Что сказали?
Женщина машет рукой: «Ничего не сказали. Весной, может, помогут».
Наледи нарастают слоями. Днём вода пробивается и бежит, ночью замерзает. Как лава из ледяных вулканов. В момент нашего приезда вулкан спал.
«Вчера приезжали главы Читинского района, Черновского района, МЧС понаехали. Ничего не говорят. У вас же ничего страшного нет? Я им говорю, что вы думаете, весной не будет ничего страшного? Лёд вон куда дошёл. А в марте-апреле начнёт таять, а потом ещё и снег выпадет. Что тогда будет? Говорят, звоните. Может, поможем. И всё», — рассказывает член правления «Авиатора».
В пресс-службе МЧС России по Забайкальскому краю сообщают, что ситуация в «Авиаторе» под контролем. Сотрудники администраций и МЧС выезжали в садовое некоммерческое товарищество.
МЧС готово включаться в ситуацию, но только если будет необходимость эвакуировать людей. Вся остальная помощь должна идти от администрации.
Пока жители «Авиатора» в качестве помощи получили предложение звонить весной.
С подобной ситуацией чуть не столкнулись жители многострадального ДНТ «Монтажник» в районе Смоленского кольца, который одним из первых принял летнее наводнение в городе.
«У нас тоже в декабре начала наступать наледь. Но наш председатель сбегала на приём к Осипову (Александр Осипов — временно исполняющий обязанности губернатора Забайкальского края), и он в считаные дни решил проблему. Отсыпали всю территорию. Поэтому у нас сейчас спокойно. Наледи нет. Но мы каждый день следим за ситуацией, чтобы быть готовыми, если вдруг она начнёт расти», — говорит жительница «Монтажника».
В начале января грунтовые воды прорвались на поверхность и затопили территорию вокруг часовни на Молоковке, где горожане набирают минеральную воду.
Сейчас бороться с наледью практически невозможно. Глава департамента по ГО и ЧС Забайкальского края Фёдор Кургузкин сообщил, что у региона нет технологий по предотвращению таких ситуаций: «Необходимо готовиться к худшему варианту — эвакуации: переселять людей, вывозить имущество и домашних животных».
Наледь — это почти пороховая бочка. И к неминуемому взрыву весной нужно быть готовыми. Разрушений она может принести не меньше, чем летнее наводнение, которое все дружно прозевали. Уже очевидно, что март будет непростым. К привычным лесным пожарам присоединится таяние наледи.