Новый диск группы «Калинов Мост» всегда особенно ожидаем в Забайкалье. Родня, как-никак. Но когда в сентябре 2016 года Дмитрий Ревякин спел в Чите песню «Даурия», представив её, как первую песню с будущего альбома, полностью посвящённого Забайкалью, ожидание нового лонгплея приобрело для нас особый смысл.
Ждали два с половиной года. Поддерживали краудфандинговую экономическую основу проекта, с радостью узнавали, что в записи примет участие «Читинская Слобода», с прищуром разглядывали нарисованную, о боже, как встарь Владимиром Распутиным (!) обложку.
В январе 2019 года музыканты «Калинова Моста» закончили работу над альбомом и «Даурия» пошла в народ. Теперь, прослушав диск не менее пяти раз, можно спокойно налить крепкого чаю, заложить ногу на ногу, и попробовать понять — что получилось?
Уже сейчас ясно, что пластинка получилась могучей. И это на фоне явного смещения или возвращения калинова звука в сторону воздушности и мультиинструментальности. Для записи «Даурии» Дмитрий Ревякин даже вернулся в студию Стаса Намина SNC, где в первой половине 90-х была записана почти вся каноническая классика «Калинова Моста»: «Выворотень», «Узарень», «Пояс Ульчи». Конечно, это не значит, что в «Даурии» группа полностью возродила былинно-шаманистское звучание четвертьвековой давности. Но от звукового массива группы образца XXI века диск явно стоит особняком. «Раздвигай меха, пусть тешится баян». Акустическая гитара при пособничестве народных инструментов доминирует над дисторшн-примочками, фортепиано полемизирует с органом, собственно баян Анаксагора и барабаны Чаплыгина купаются в этой натуральной среде легко, без надрыва.
Песни альбома при этом нельзя сгрести под одну стилистическую гребёнку — в «Даурии» есть многое, от романса до 8-минутного монументального эпоса «Алханай» с эксклюзивным Ом мани падмэ хум от универсальной, мастерски украсившей весь альбом «Читинской слободы». И структурно «Даурия» вышла очень стройной. От первой, хитовой, по-русски приплясывающей «Летят вороны» и до прощальной «Не серчай» слушатель идёт извилистой, диковинной, но с умом проложенной тропой. Эта тропа, кстати, пролегла в стороне от уже изданной ранее «Баллады о Чите» и представленного лет 5 назад гимна Забайкальского края — в «Даурию» они не включены, хотя до выхода диска это казалось логичным.
Вообще очень заметно, что «Даурия» — это именно альбом, листая который «от Холбона до Улёт», вы слышите не случайное высказывание, а целое собрание давно назревших признаний человека, очень остро и глубоко чувствующего собственную связь с легендарными, богатыми историей и природой местами, где прошли детство и юность. Невозможно, да и бессмысленно пытаться раскусить эти песни нахрапом, с первого раза. Слишком долго Ревякин впитывал в себя Даурию, слишком сложна и многогранна родная сторона для того, чтобы быть для слушателя простой, понятной и угодной. Чтобы почувствовать, пустить по венам дух степей, рек и тайги Забайкалья, вдохнуть пьяный ветер и замереть от восторга, в реальной жизни человеку нужно потрудиться, оставить суету, покинуть города, вспомнить, что реки могут быть сёстрами, а ветер — назваться братом. Собраться, открыться. В этом смысле «Даурия» музыкальная в точности повторяет реальную. От первого впечатления до полного восторга потребуется и созерцательная, и эмоциональная работа. Но подсказок, да и просто прямых инструкций внутри предостаточно. Одна из них — прижимай же к груди Забайкалье. Давайте попробуем?
Сам же Ревякин сделал давно задуманное и в конце финальной песни просит: «Край родимый, отпусти и не серчай». Пусть отпустит. И пусть иметь в фонотеке «Даурию» для забайкальцев станет таким же хорошим тоном, как иметь на полке «Даурию» Константина Седых. Всё это для нас и про нас.