Прокуратура края предложила вновь ограничить время продажи алкоголя в Забайкалье — теперь с 21.00 до 10.00. Законопроект внесён в заксобрание ещё в декабре, но на неделе прошёл круглый стол, где все заинтересованные стороны — за исключением полиции и владельцев ночных алкобаров — обсудили его необходимость.
Текст был впервые опубликован в обзоре событий недели «Чита.Ру».
Как и прокуратура, медики и Региональная служба по тарифам были против отмены запрета летом 2018 года. Теперь они поддерживают новые ограничения. Представители крупных торговых сетей, которые уже полгода продают спиртное до 23.00, бизнес-омбудсмен и комитет заксобрания по экономической политике были против.
Стороны озвучили многое, но интереснее всего выводы РСТ: объём проданного спиртного после отмены запрета увеличился вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2017-го, а алкобары легально торгуют алкоголем через ЕГАИС — как точки общепита, либо пробивают акцизы утром. Поэтому представителям медицинский организаций было на что опереться, говоря о «расхлёбывании последствий» возросшего потребления спиртного.
Пьянство — большая проблема. И чтобы снизить алкоголизацию страны и края, просто необходимо делать приобретение и потребление спиртного неудобным. Например, действительно ограничивать время, места и условия продажи. Вот например, ни в одном читинском супермаркете меня не просят показать документы при покупке спиртного — в Москве и Петербурге паспорт требовали даже в маленьких магазинах.
У государства есть исключительное право на запреты. Но органы госвласти не будут восприниматься всерьёз, если не способны обеспечить безусловное исполнение введённых ими законов всеми субъектами рынка и неотвратимость наказания в случае нарушения действующих ограничений — тоже для всех.
Пять лет действия «полусухого закона Ильковского» показали полное бессилие государства в борьбе с ночными точками розничной продажи алкоголя. Владелец самого известного из алкобаров — «Айпары» — продолжает чуть ли не троллить власти: «Лишили меня лицензии? Так у меня их теперь восемь — и все получены совершенно легально!»
Предпринимательский пыл Эльшана Алиева не остудили ни 2,5 года колонии за вроде как незаконное удержание сотрудников РСТ, ни личный контроль двух губернаторов и двух начальников краевой полиции за ликвидацией одной конкретной точки продажи спиртного «на вынос». Борьба с «Айпарой» сделала её частью читинского фольклора, а Алиев мог бы стать лидером какого-нибудь политического движения — например, «за сильную и эффективную власть».
Одно только ограничение времени продажи, мне кажется, давно показало свою неэффективность в борьбе с алкоголизацией Забайкалья. Возможно, нужен другой законопроект, который обязал бы минфин направлять часть доходов от алкогольных акцизов на развитие спорта и культуры в сёлах, на борьбу с алкоточками, ужесточил бы санкции за незаконную розничную продажу спиртного. То есть, повлиял бы на реальные причины пьянства в долгосрочной перспективе.
Иначе ничего не изменится.