Железная дорога – это всегда место, в котором особенно пристально следят за безопасностью. Там стоят металлодетекторы, у каждого входа дежурят обученные люди, а если вы будете себя странно вести на вокзале, вас могут взять под наблюдение и пригласить на беседу. Обо всём этом нам рассказал Сергей Котельников, учредитель подразделения транспортной безопасности (ПТБ) «Сириус» – первой в крае организации, которая аккредитована для защиты категорированных объектов железнодорожного транспорта в соответствии с федеральным законом от 9 февраля 2007 года №16 «О транспортной безопасности».
– Для чего вообще нужны подразделения транспортной безопасности?
– Наша работа – обеспечение транспортной безопасности на объектах железнодорожной инфраструктуры. Это вокзалы, железнодорожные пути, станции, метрополитен, тоннели, эстакады, мосты, локомотивы. Каждое железнодорожное предприятие в соответствии с регламентирующими документами Министерства транспорта Российской Федерации определяет, какие объекты нужно им категорировать (причислять к определённым категориям объектов защиты – прим. автора). К ним, как правило, относятся места большого скопления людей. Мы должны реагировать на подготовку и совершение актов незаконные вмешательства в работу инфраструктуры, на нарушение пропускных и внутриобъектных режимов. Также мы обследуем людей, транспортные средства, грузы, багаж, личные вещи и непрерывно контролируем ситуацию.
– Это государственное требование, чтобы безопасностью на транспорте занимались такие подразделения?
– Да, мы создали ПТБ в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 года №16 «О транспортной безопасности». Подобные ПТБ в настоящее время активно создаются и аккредитуются на территории Российской Федерации последние 2-3 года. Их сейчас немного, аккредитованных – всего 30. Мы аккредитованы Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдор) в качестве юридического лица ПТБ за №00022 от 8 ноября 2018 года в сфере железнодорожного транспорта и метрополитена. Имеем право защищать объекты транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Мы готовы оказывать услуги по обеспечению транспортной безопасности на предприятиях железнодорожного транспорта Забайкальской железной дороги.
– Вы уже работаете на объектах транспортной инфраструктуры края?
– Пока нет. В прошлом году было несколько тендеров по обеспечению транспортной безопасности, но все они проходили для объектов, расположенных в центральной части России.
Сегодня центральная часть России и юг страны в какой-то мере охвачены подобными подразделениями, но их недостаточно, чтобы обеспечить всю сеть железнодорожного транспорта от актов незаконного вмешательства, хоть закон и вступил в силу больше 10 лет назад. В настоящее время большое количество вокзалов на юге страны и в центральной части России взяты под защиту ПТБ. Мы не участвовали в тендерах, в связи с большими расходами на доставку, проживание и питание сотрудников.
– Планируете охватить только Читу или весь край?
– Мы планируем участвовать в закупках на железнодорожном транспорте в Забайкальском крае и близлежащих регионах. У нас в регионе много организаций, связанных с железнодорожным транспортом, и практически в каждом есть категорированные объекты, требующие защиты от актов незаконного вмешательства ПТБ.
– Ваши сотрудники – кто они?
– Мы провели большую работу по созданию подразделения, делали это в течение года. Подбор вели очень жёсткий – здесь должно быть не только желание, чтобы стать кандидатом, но умения и определённые знания. Нужно сначала определить у кандидата уровень его психологической устойчивости – способен ли он работать в ПТБ. Мы сделали ставку на бывших сотрудников силовых структур: полиция, Управления Федеральной службы исправления наказаний, Министерства обороны и так далее. То есть все люди, которые служили в органах хотя бы 5-10, а лучше – 20 лет. Они могут лучше оценивать ситуацию, знакомы с безопасностью как таковой, и им легче было усвоить учебный материал и пройти аттестацию.
Аттестовывали сотрудников в ближайшем к нам центре «ТБ-Байкал» в городе Иркутске. В общей сложности, по рекомендации Росжелдора для аккредитации ПТБ нужно было аттестовать 65 человек по четырём категориям. Третья категория – 1 человек – это работник, руководящий выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности. Четвёртая категория – 32 человека – это работники, включённые в состав группы быстрого реагирования. Пятая категория – 24 человека – это работники, проводящие досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности. Шестая категория – это работники, ведущие наблюдение и собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности.
– А как вычисляют подозрительных людей, если металлоискатель ничего не показал? По поведению?
– Вы правильно говорите – этому обучали сотрудников ПТБ, ведущих наблюдение и собеседование для обеспечения транспортной безопасности. Они в течение некоторого времени будут за этим человеком наблюдать, как он себя ведёт в зоне транспортной безопасности.
– Что вызывает подозрение?
– Неадекватное поведение, странная одежда, жесты, бегающий взгляд, детали в разговоре. Может быть наличие несуразных вещей у пассажира.
– Технические средства, например, металлодетекторы, используете свои?
– Сейчас у нас есть достаточно технических средств для проведения досмотровых мероприятий. Я всегда объясняю так: вот вы летаете воздушным транспортом, при входе в зону транспортной безопасности аэропорта проходите через рамку металлодетектора, у вас досматривают ручную кладь, багаж, используя рентгеновское оборудование. На вокзалах Забайкальской железной дороге это всё будет через 2-3 года. Скажем, в зону транспортной безопасности вокзала и железнодорожного транспорта пассажир не имеет права пронести запрещённые вещи, перечень которых большой, и его можно посмотреть в открытом доступе в интернете.
– Спецсредства и оружие для задержания используете?
– Пока законом наличие оружия у сотрудников ПТБ не предусмотрено. Но спецсредства – положены. Это резиновая палка, наручники.
– Кто тогда сейчас занимается охраной объектов железной дороги края, если вы – единственные?
– Частные охранные предприятия, Читинский отряд филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Забайкальской железной дороге.
– В чём тогда ваше преимущество?
– У нас аттестованные, квалифицированные сотрудники – бывшие сотрудники силовых структур, которые адекватно реагируют на все поставленные задачи. Большинство из них много лет служили в правоохранительных органах на различных должностях, в том числе оперативного состава. Это наше главное преимущество.
Связаться с ПТБ «Сириус» и задать интересующие вопросы можно по телефонам: 8 (3022) 410-555, 8 (3022) 41-00-77.