Региональное отделение «Единой России» на неделе сменило руководителя. Вместо ничем себя не зарекомендовавшего Алексея Бутыльского, который после врачебной карьеры без осязаемого успеха много лет кочует по чиновничьим должностям, отделение возглавил начальник Забайкальской железной дороги Александр Скачков.
Первоначально колонка была опубликована в обзоре событий недели на «Чита.Ру» 10 марта.
Про Скачкова если кому-то и известно, то только коллективу ЗабЖД. Он и сам совершенно не публичный человек, и возглавляемая им структура за 10 лет почти полностью ушла из информационного пространства. Единственные новости про ЗабЖД, которые кто-то обсуждает — это бесконечные сходы вагонов и гипотетическое уничтожение регионального офиса РЖД в Чите. Скачков не просто не был активен в партийной работе — после его назначения потребовалось некоторое время, чтобы выяснить, состоит ли он в партии в принципе.
Неизвестно, какие именно задачи пытаются решить те, кто придумал этот аппаратный ход. Возможно, это включение административного ресурса в крупнейшем коллективе региона накануне выборов. Быть может, речь идёт об ужесточении и систематизации работы с районными отделениями партии. Не исключено, что Скачков может гарантировать реализацию социальных и прочих проектов на деньги РЖД. Как бы там ни было, об истинных причинах остаётся только догадываться, а некогда могучее и успешное региональное отделение партии власти можно только пожалеть.
Длинной перспективы в назначении Скачкова нет. Быть может, это временный менеджер, который встряхнёт разорённый политическими и административными передрягами офис партии, разгребёт завалы, устроенные нынешним сенатором Степаном Жиряковым и экс-руководителем администрации губернатора Дмитрием Кочергиным, добавит в работу какого-то нового драйва. Но я в этом очень сильно сомневаюсь. Скачков работает в регионе всего два года, специфику муниципалитетов (особенно тех, по территории которых не проходит ЗабЖД) не знает, полностью сосредоточиться на работе в партии не сможет из-за совмещения должностей, да и в целом он не вшит в региональную систему власти.
Задача реанимации отделения «Единой России» для региона чрезмерно важна. Если говорить именно о политических силах, то ЕР — единственная площадка, на базе которой эту силу всё ещё можно сконцентрировать хотя бы для того, чтобы иметь ресурс для влияния на будущее региона в Москве. У остальных политических партий региональные отделения есть только на бумаге. Несмотря на вечный бардак в верхах и растерянное почти до нуля доверие населения, в рядах партии по-прежнему сосредоточены все политические тяжеловесы региона, хватает руководителей крупных предприятий, бизнесменов, опытных чиновников. У партии есть опыт, федеральная поддержка, почти бесконечный административный ресурс, доступы к каналам распространения информации и к самой информации в объёмах, которые не снились ни одной политической силе в регионе.
Всё это богатство много лет не просто не используется — такое впечатление, что в партии даже не знают, что всё это лежит у них на столе. У партии не осталось ни одного знакового лидера, вообще ни одного узнаваемого лица. Посмотрите внимательно в состав президиума регионального отделения - за кого из этих людей вы пошли бы голосовать, если бы выборы состоялись завтра? Попробуйте вспомнить хоть одно действительно знаковое высказывание кого-то из местных единороссов (я уж ничего не говорю про интервью или программную статью), какую-то целевую программу, которая как-то бы изменила вашу жизнь и однозначно ассоциировалась бы с «Единой Россией», просто какого-нибудь приятного единоросса, который может помочь что-то решить. Ни высказываний, ни интервью, ни полноценных программ у регионального отделения «Единой России» давно нет. Честно говоря, сейчас вообще не понятно, кому в «Единой России» звонить за комментариями — тамошние «лидеры» настолько публично ничтожны, что или не берут трубки, или говорят, что им нечего сказать, они не могут, перезвоните потом, я занят, идите к чёрту. Я вообще удивляюсь, как эти люди умудрились набрать в прошлом сентябре почти 30% голосов людей, которые не обломались прийти на избирательные участки. Почти очевидно, что избиратели голосовали не за партийные списки, а за Владимира Путина.
Существуют редкие и совершенно дискретные вспышки внесистемной активности, разовые проекты, остатки бестолковой и бессмысленной наружной рекламы, несколько активных пассионариев в гордуме Читы. Даже руководители региона, которых теперь очень много, стараются дистанцироваться от партии, чтобы не портить себе не всегда благополучные рейтинги.
Скачков не сможет изменить эту ситуацию глобально, но даже совмещая должности вполне может навести в этом пыльном и набитом тенями прошлого чулане шороху. Вот только кажется, что такой задачи перед ним никто не ставил, и региональное отделение «Единой России» продолжит своё никчёмное существование.