Геологоразведка – это то, без чего вся горнодобывающая отрасль попросту не смогла бы существовать. Ещё задолго до возведения цехов, фабрик и обогатительных комбинатов геологи исследуют практически каждый квадратный метр земли, чтобы выяснить, как, где и в каких количествах залегают полезные ископаемые. Именно геологи находят месторождения, доказывают целесообразность их разработки и, как следствие, стоят у истоков масштабных производств. Главный геолог «Мангазея Золото» Николай Александрович Большаков – один из таких людей в компании, которая разрабатывает в Забайкальском крае месторождения Савкинское, Кочковское и Наседкино.
Николай Александрович окончил Томский политехнический институт по специальности «Геология и разведка месторождений полезных ископаемых». В студенческие годы он проходил дипломную практику в городе Краснокаменске Читинской области. За плечами у него многолетний опыт работы в различных поисковых партиях Министерства геологии, а в поисках залежей урана объездил Сибирь, Дальний Восток и Якутию. Будучи специалистом по разведке и добыче полезных ископаемых, Николай Александрович со временем стал специализироваться на золоте.
До и после перестройки Николай Большаков работал в руководстве различных геологоразведочных предприятий Хабаровского края и Амурской области. С приходом капитализма в отрасли появились значительные частные инвестиции, которые открыли новые возможности для освоения недр. В 2014 году будущий заместитель генерального директора по геологии начинает работать в недавно созданном подразделении группы компаний «Мангазея» – «Мангазея Золото».
«Я принимал участие во всех проектах, мы проводили поисковые, разведочные горнодобычные работы. В Нерчинско-Заводском районе на руднике Савкино уже велась добыча золота. Там мы изучали возможность увеличения запасов, чтобы по мере их истощения в процессе эксплуатации иметь какую-то компенсацию в виде прироста золотосодержащих руд. Благодаря этому, нам удалось выявить небольшой участок, порядка тонны золота, он стал довеском к ресурсной базе действующего рудника. Сейчас мы завершаем работы, считаем запасы ещё одного участка», – рассказывает Большаков.
Объёмы добычи драгоценного металла в 2016 году составили здесь 843 килограмма золота, в 2017-м – 770 килограммов, а в 2018-м – более 800 килограммов.
Другой объект располагается на территории Газимуро-Заводского и частично Нерчинско-Заводского районов. Там находится месторождение Кочковское, по которому в итоге оценочных работ на баланс поставили запасы в размере 51 тонны золота. В настоящее время на объекте завершаются разведочные работы, и, по имеющимся оценкам, суммарные разведанные запасы месторождения составят не менее 70 тонн золота.
«Местные руды считаются труднообогатимыми, и сейчас мы, прежде чем ставить окончательные разведанные запасы на баланс, должны разработать технологию. Ведутся интенсивные полупромышленные испытания, вплоть до автоклавных операций по окислению и разложению руды. Вместе с тем, небольшая часть запасов, до 5 тонн, представлена окисленными легкообогатимыми рудами, пригодными для переработки и извлечения из них золота наиболее простым и экономичным методом кучного выщелачивания. Запасы руд, пригодных для открытой отработки, разведаны до 200-250 метров. Тщательно исследованы прилегающие к месторождению территории, где также получены положительные результаты по золоту. Скорее всего, здесь мы будем иметь рудное поле с головным объектом в виде Кочковского и несколькими участками поменьше», – поясняет геолог.
На Кочковском месторождении в 2018 году компания уже вскрыла и подготовила карьеры, а также наладила производственный цикл кучного выщелачивания, с помощью которого металл будут добывать из руды. В 2019 году только с помощью опытно-промышленного производства специалисты планируют извлечь не менее одной тонны золота.
У Кочковского есть большое преимущество – рядом располагается достаточно крупный посёлок Новоширокинское, поэтому инфраструктура здесь уже развита. Это поможет поставлять материалы и оборудование на предприятие в течение всего года без каких-либо перебоев и задержек. Кроме того, на месторождении уже построен современный вахтовый посёлок для работников.
Третий объект – «Наседкино», которое расположено в 20 километрах от посёлка Чалдонка Могочинского района.
Как рассказывает Николай Александрович, на сегодняшний день геологи уже вышли на финишную прямую: руднику быть, построено жильё и столовая для вахтовиков, продолжается активное строительство обогатительной фабрики и других объектов.
«В Забайкалье довольно хорошо развита транспортная инфраструктура, особенно автомобильные и железные дороги. Наши месторождения легкодоступны, они находятся в близости от существующих дорог – проще перевозить людей, доставлять запчасти и сырьё», – комментирует коллега Николая Большакова, главный геолог по операционной деятельности Сергей Куйдин.
Как отмечает Николай Большаков, важное преимущество Забайкальского края перед другими регионами состоит также в том, что здесь действует высоко профессиональная школа квалифицированных геологов, которые вносят значимый вклад в работу предприятий компании «Мангазея Золото».
«Освоение недр – важнейший фактор устойчивого роста экономики Забайкальского края. «Мангазея» вносит большой вклад в развитие региона, у нас сейчас действуют два рудника, и в следующем году мы планируем запуск третьего предприятия. А ведь это и рабочие места, и серьёзные налоговые отчисления в региональный бюджет», – подчёркивает Николай Большаков.
«Мангазея» в Забайкальском крае не только осуществляет разработку и освоение месторождений. Компания также активно занимается благотворительностью и проводит различные социальные мероприятия. Дочерние компании холдинга только в 2017 году получили 8 наград в номинациях «За создание и развитие рабочих мест в организациях производственной сферы», «За развитие кадрового потенциала в организациях производственной сферы» и «За участие в решении социальных проблем территорий и развитие благотворительности». А с созданием новых предприятий и их выходом на полную мощность присутствие компании в крае станет ещё более значимым и полезным для жителей региона.