Забайкальский край с начала 2019 года сдал четыре позиции и оказался на 84-м месте из 85 в национальном рейтинге «Агентства стратегических исследований» (АСИ) по состоянию инвестиционного климата в регионах России. Об этом 14 июня на брифинге в правительстве края сообщил исполняющий обязанности зампредседателя правительства региона Михаил Чуркин, который как раз инвестиции и курирует.
Ранее колонка была опубликована в воскресном разборе недели 16 июня.
«Это совершенно недопустимая ситуация, и с этим краю предстоит за ближайший год справиться. Нужно сказать, что рейтинг этот опросный, мы проводили стратегическую сессию АСИ здесь, в Забайкальском крае, какие-то системные проблемы мы здесь не обнаружили. На часть вопросов респонденты просто не ответили. То ли респонденты уже неактуальные, и надо обновить этот список. У нас, конечно, ситуация не самая лучшая, но в отличие от других регионов, каких-то системных проблем у нас не обнаружено», — сказал Чуркин.
В марте, когда Забайкалье занимало 80-е место в рейтинге инвестклимата, временно исполняющий обязанности губернатора Александр Осипов заявил членам правительства, что «не намерен краснеть перед президентом» Владимиром Путиным за невыполненную задачу вывести регион в топ-30 по привлекательности для инвесторов. Даже если Осипов заставит весь край не спать в течение полугода, вряд ли он сможет за несколько месяцев изменить ситуацию с привлекательностью региона для инвесторов. Не сможет он этого сделать и за год — это задача на среднесрочную перспективу. Проблема однако в том, что её — проблему — и не собираются решать. Этот вывод напрашивается из цитаты Чуркина, который говорит, что они пока просто не смогли найти системных проблем.
В регионе и правда нет системных проблем с инвестиционным климатом. Просто потому, что никакого инвестиционного климата в регионе нет. Это вам скажет любой человек с деньгами, например, из Китая. Я уж не знаю, говорил ли Чуркин с теми же китайцами по душам за полгода своей работы в регионе, но я бы настойчиво ему советовал как-то это сделать в неформальной обстановке — найти бизнесменов средней руки из той же Маньчжурии с хорошим переводчиком с китайского, выпить с ними китайской водки или что там пьют китайцы за своими самоварами, и спросить у них — что они на самом деле думают про инвестиционный климат в Забайкальском крае.
Но китайцы это как бы такая российская данность — на федеральном уровне мы с ними очень дружим и всячески раскачиваем глобальное взаимодействие, стремясь к положенным $100 миллиардам, а на местах под осточертевший говор о преимуществах приграничного положения у них, во-первых, и шансов никаких нет, а, во-вторых, они и сами в основном хотят отсюда всеми правдами и неправдами вывезти природные ресурсы и забыть про тот кошмар, в который им этот российский деревянный импорт обошёлся.
Никакого инвестиционного климата в Забайкальском крае нет и для всех прочих инвесторов. Какие-то, конечно, деньги сюда поступают, кроме государственных, но это частные случаи, редкость, стечение обстоятельств. Системы привлечения инвестиционных денег в регионе не существует. Как бы и федеральный центр не создал условий, и в регионе ни разу не было власти, которая могла бы эту ситуацию не то что переломить, а хоть как-то начать менять. И ощущения, что что-то изменится при Осипове, пока нет, потому что АСИ есть, какие-то стратегические сессии есть, есть даже вот Чуркин — первый в истории региона заместитель председателя правительства по привлечению инвестиций, а инвестиционного климата нет, не предвидится, а Чуркин даже не может понять, в чём проблема.
Собственно, никто не может понять, что именно делает Чуркин, потому что инвестиционная привлекательность — это не АСИ и не его рейтинг, не стратегические сессии и не профильные вице-премьеры. Инвестиционная привлекательность — это история, в которой люди готовы вкладывать в экономику региона деньги, получая от этого удовольствие, в том числе в виде прибыли. Инвестиционная привлекательность — это в том числе ощущение, что сюда можно и нужно вкладывать, и тебе не только не помешают, но и всячески этому поспособствуют вне зависимости от того, строишь ли ты тут горно-обогатительный комбинат или открываешь магазин с запчастями. Есть ли в Чите и районах края такое ощущение у людей с деньгами? Ну, иногда — в отдельных точках и по невероятному стечению обстоятельств - есть, а в целом это риторический вопрос — те же китайцы давно знают, что сюда лучше не соваться, если не хочешь сломать себе свою хитрую китайскую шею. Те же русские пассионарии от бизнеса знают, что длинные серьёзные государственные заёмные деньги в Забайкальском крае — это миф, сказочка из пресс-релизов регионального правительства, и чтобы их получить, нужно так извернуться, что легче сделать в Калифорнии прибыльный завод лаптей.
Практически единственное исключение из этого грустного правила составляют крупные горнорудные проекты, но их реализуют компании, которые все свои вопросы и проблемы решают в Москве, не оглядываясь на региональные и местные власти.
Как именно Осипов и Чуркин собираются менять эту ситуацию — совершенно не понятно. Дай бог, чтобы это было критично ошибочное мнение, но по тому же Чуркину пока создаётся ощущение, что он больше катается по планете, чем работает на месте с тем, ради кого эта инвестиционная привлекательность и должна создаваться. Единственное, что Чуркин пока делает совершенно стратегически правильно — ничего не обещает.
Не за что будет краснеть, когда уедет домой.