Город интервью Министр культуры Татьяна Цымпилова: Я за любой кипиш, кроме драки

Министр культуры Татьяна Цымпилова: Я за любой кипиш, кроме драки

«Честно говоря, после первых кинофестивалей я тоже думала - зачем? некуда деньги тратить?»

Почему нормально, что Сыроватки работают семейным кланом, правда ли, что средняя зарплата работников культуры в регионе выросла до 33 тысяч, и можно ли в команде Осипова использовать подход «Я же девочка» - интервью министра культуры Забайкалья Татьяны Цымпиловой «Чита.Ру».

– Вы могли отказаться от должности?

– Наверное, нет.

– Почему?

– В первую очередь, наверное, это воспитание. А потом, за 6 лет работы в министерстве я узнала отрасль изнутри. Не в том формате, кто как поёт, танцует. Я знаю, на чём они работают. Было - прихожу на концерт и не наслаждаюсь, а начинаю думать, как бы не пошёл дождь, должен сработать кондиционер. Зрители же не знают, что там, за кадром, за сценой происходит. И не должны знать.

Одна сатана

- Приходится вам в рабочем процессе советоваться с вашими предшественниками? Сыроватка, Михайлова, Колосов?

– На предмет чего? Мне приходилось во время отпусков и командировок руководителей исполнять обязанности министра, и поэтому я в курсе основных направлений. Но в будущем, если будет такая необходимость, обязательно буду обращаться, надеюсь, как старшие товарищи, они мне не откажут в помощи, в совете.

– Как вам кажется, какой из министров в этой череде самый удачный?

– Каждый внёс свою лепту. С Виктором Кирилловичем (экс-министр культуры Виктор Колосов, 2013-2016 годы - авт.) я пришла в министерство. Его заслуга - строительство 7 малых домов культуры в селах, реставрация второй очереди Дворца Бутина. Мы с ним часто созваниваемся. Елена Владимировна (экс-министр культуры Елена Михайлова, 2016-2019 годы - авт.) – уникальный человек, талантливейший, особенно, что касается культурно-досуговой деятельности, масштабных мероприятий. Когда кинофестиваль проводили (меня накануне назначили), они полностью с Алексеем Викторовичем (экс-и.о.министра культуры Алексей Бочкарников, 2019 год - авт.), взяли на себя организацию, и я была абсолютно уверена, что они сделают всё так, как должно быть. За это я ей очень благодарна. Это человек, который не держит камня за пазухой. С Галиной Петровной (экс-министр культуры Галина Сыроватка, 1998-2013 годы - авт.) чисто профессионально мы, наверное, не пересекаемся. Мария Николаевна (экс-и.о. министра культуры Мария Гуськова, дочь Галины Сыроватки, 2016 год - авт.) совсем небольшой промежуток времени у нас работала.

– Семейственность в культурных учреждениях – мешает или помогает работе?

– На уровне РФ эта семейственность присутствует во многих ведущих учреждениях культуры. Например, цирк Запашных. На уровне законодательства есть документы, которые говорят про коррупционные интересы в учреждениях. Даже есть распоряжение Правительства РФ, которым регламентировано, что прямого подчинения родственников не может быть. Но в учреждениях культуры без семейственности нельзя, наверное. Это очень особенная сфера. У талантливого человека свой творческий мир, и, мне кажется, что лучшие помощники в нём – это люди, связанные семейными узами. Условно говоря, одна сатана. Не до творческих разногласий. Когда есть ощущение надёжного тыла, ты увереннее работаешь.

– То есть это хорошо, что Сыроватки все вместе работают?

– Когда у учреждения есть результат, такая форма управления имеет право на существование.

В кочующем формате

– Драмтеатр закрылся на реконструкцию на 3 года. Насколько сложно удержать коллектив и сохранить репертуар?

– Закрыто только здание театра. Сам театр не закрыт. Он работает в кочующем формате. Есть офисные помещения, где размещается и административный, и творческий, и технический персонал. Есть складские помещения. В сентябре, как обычно, стартует сезон. Определяются две площадки, где будет проходить репетиционный процесс. Это наши большие друзья и партнёры – факультет культуры и искусства ЗабГУ на Бабушкина, а также прорабатывается вопрос использования актового зала института предпринимательства.

Кроме того, спектакль собирается частями, потом компонуется. Эпизоды можно собирать и на небольших сценах, и даже в служебных кабинетах.

– А где будут проходить спектакли?

– К началу сентября мы должны составить график учреждений, где они будут проходить. Это Забайкальская филармония, «Забайкальские узоры», «Забайкальские казаки», Дом офицеров. Это в городе. Половину времени театр будет на гастролях, в первую очередь по краю. Наша задача – приобщить к высокому искусству население.

– Как обеспечится посещаемость спектаклей, скажем, в Тупике Тунгиро-Олёкминского района?

– Там ещё больше востребован театр, как показывает практика.

– Есть у вас любимый спектакль?

– Я такой зритель, что приходя на любой спектакль, радуюсь, как ребёнок. Нравится очень «Безымянная звезда», нравится спектакль, который создали по мотивам рассказов Бориса Макарова, очень душевный, на военную тему. Реву-у-у.

– Действительно ли у художественного руководителя существует конфликт с труппой? Как будто бы он увольнялся, а потом передумал? Как это сказывается на рабочей обстановке?

– Николай Николаевич (Николай Гадомский, художественный руководитель драмтеатра - авт.)? Я не верю вещам, которые «как будто». Всё должно быть оформлено документально. Он поехал в отпуск, мы с ним очень доброжелательно попрощались.

– И вернётся?

– Обязательно. Пока не буду раскрывать секретов, но у нас с ним очень большой проект. И я не думаю, что это тот человек, который его бросит и уедет.

Про взаимоотношения с труппой надо спросить труппу. Я сужу по результату. Если бы актёры были против него, они бы не работали вместе.

А сколько премьер! Возможно, есть момент, когда из работников «выжимают» результат, ставится много постановок, есть желание поднять театр на более высокий уровень. Конечно, увеличился объём работы, напряжённость труда, но выросла и заработная плата, причём на порядок. Сейчас средняя зарплата в театре - 43 тысячи рублей.

З/п выше, чем в Бурятии и Иркутской области

– А в целом у работников культуры по краю?

– На 1 июля – 33 с копейками. Из них 28–29 – муниципальная культура, 40 - краевая. По сравнению с соседними регионами, например, с Бурятией, Иркутском, у нас зарплата выше у работников культуры.

– Удаётся переманивать?

– Из Иркутска в агинский «Амар сайн» приехали два артиста в прошлом году, из Бурятии два или три человека. Это что касается бурятской культуры. Сегодня мы находимся в поиске артистов в филармонию. Планируем в сентябре открыть камерный оркестр – 15 человек. Одиннадцать вместе с руководителем у нас уже есть.

- Пока мы говорим про среднюю температуру по больнице, какой средний возраст в отрасли, гендерное соотношение?

– Конечно, у культуры всё-таки женское лицо. Но мужчины тоже есть у нас.

Средний возраст работников культуры зависит от направления. Если это библиотечная отрасль – в районе 50 и выше. Среди артистов – в районе 35–40. Что меня радует: в культурно-досуговую деятельность в сельские клубы пошла молодёжь.

– От безысходности?

– Нет. Сегодня зарплата работников культуры стала конкурентноспособной. Раньше как бы хорошо человек ни исполнял свои обязанности и как бы ни был талантлив, если зарплата 5-7 тысяч - как семью кормить? Тем более когда работа без выходных и праздников. Ты полностью принадлежишь этой работе. Сегодня появилась отдача. Иной раз глава в селе получает в районе 20 тысяч, а работник культуры – 28.

За пределами Садового кольца есть Россия

– Нужны ли дома культуры на селе?

– Конечно. Начнём с того, что это самое большое здание в селе, где народ может собраться, просто друг с другом пообщаться, например, на сходе граждан. Конечно, это не совсем прямое назначение дома культуры, но другого помещения, при отсутствии школы, нет. Да и в школе не всегда соберёшь, это образовательное учреждение, там требования безопасности. А если есть какие-то общие интересы – поют, например, бабушки – где им собраться попеть? Провести досуг, концерт посмотреть? Или детей научить петь.

- А библиотеки?

- В Забайкальском крае в год примерно 5 миллионов посещений учреждений культуры. Из них 4 миллиона дают библиотеки, и это в основном библиотеки на селе.

- Это школьники?

– В основном, младшеклассники и пенсионный возраст. Несколько лет назад на федеральном уровне решили, что все библиотеки должны перейти на электронные книги, но не подумали, что за пределами Садового кольца есть Россия. Из первой партии электронных книг, которые тогда купили в наши библиотеки, на сегодня ни одной нет в живых. С учётом того, что в электронную книгу вмещается несколько произведений, человек брал её и уходил на месяц-два-три. А на эти деньги можно было бы купить порядка 50 бумажных книг.

– Есть смысл отправлять книги в сельские библиотеки?

– Сто процентов. Допустим, мы приобретаем в библиотеку новые книги, например - 15. Очередь за ними выстраивается на полгода. Потребность очень большая, особенно в новой детской литературе. Молодёжь, которую мы считаем потерянной в гаджетах, просит литературу именно на бумажном носителе.

– Мы уже давно не самая читающая нация, так ведь?

– Я не удивлюсь, если по статистике самым читающим теперь стал китайский народ. Но работаем c этим - буквально вчера закончили формирование программы «Читающий край» совместно с общественным движением «Забайкалье - наш дом». На первом этапе (до конца этого месяца) поставим шкафы для книгообмена в парке Дома офицеров, Шахматном и Пионерском парках.

– А если их сломают вандалы?

– Поставим заново.

1 из 2

За каждым шкафом будет закреплена курирующая библиотека, которая будет следить за пополнением, обновлением. Может, они будут пользоваться спросом и зимой, посмотрим. Книги же холода не боятся. Отработаем проект в Чите и запустим в районы. Агинский и Нерчинский районы уже стоят в первой очереди.

Ненужные деревянные шкафы, которые стоят у бабушек и дедушек на дачах или в гаражах, мы готовы принять, отреставрировать и на другие площадки поставить.

Параллельно с «Читающим Забайкальем» мы разрабатываем концепцию музейного квартала между Бабушкина и Чкалова - между краеведческим музеем и бывшим дворцом спорта, до художественного музея. Идея его создания давно витала в воздухе. Это такая мастеровая улица - дать нашим художникам-прикладникам из деревень возможность приезжать в какое-то определённое время, продавать свою продукцию. Получить ярмарки, чтобы можно было купить сувенирную продукцию, на подарки за пределы Забайкалья. Здесь же, за углом - учебно-методический центр культуры находится, они как раз курируют всех наших мастеров-прикладников. У них во дворе сделаем ремесленный дворик - для мастер-классов, для выставок. Проект большой, в этом формате достаточно затратный, поэтому сроки ещё не определены. Но начнём уже в этом году.

Не на работу, а на службу

– Вы строгий руководитель, можете накричать, уволить?

– Нет, я не кричу. Резкой могу быть, кричать, унижать достоинство - однозначно нет.

– Как вам работается в правительстве, где почти одни мужчины? Не хочется включить принцип «Я же девочка» и работать меньше, например?

– Довольно комфортно. Коллеги не позволяют себе никаких резких выпадов, грубых выражений. Кроме того, когда я шла на эту должность, я прекрасно понимала, чем придётся пожертвовать, например, своим личным временем. Госслужба предполагает верность своему государству, к которому ты поступаешь на службу. Не на работу, а на службу.

– Вы не пожалели?

– Не пожалела. Я философски к этому отношусь. Если я нужна здесь, значит я буду делать эту работу добросовестно, с полной отдачей.

– А вы знали заранее, что станете министром культуры?

– Нет.

- Ну, когда на заседании правительства назначение озвучили, знали?

– К тому моменту – да, но накануне вечером ещё не знала. Вообще, задача, которую Александр Михайлович сейчас перед всеми министрами ставит, – максимально вытащить резервы с помощью тех инструментов, которые сегодня существуют. В этой части мне намного проще - это всё про деньги, финансово-хозяйственную часть. За творчество должны отвечать профессионалы, которые этому учились, моя задача – сделать так, чтобы этот механизм работал. Я могу участвовать непосредственно в творческом процессе лишь как зритель.

– А отказаться могли?

– Я себе этот вопрос почему-то не задавала. Состоялся разговор, предложили, я сказала - да. Поставили задачи, сказала: «Хорошо, всё сделаем».

«Вы хотите фестивали кончить на корню?»

– Есть ощущение, что культура в регионе часто крутится вокруг русского народного творчества. Кокошники, караваи, хороводы…

– Да, и они отлично сочетаются и с ёхором, и с танцами малых народов. У нас многонациональный край, и когда я в 2013 году пришла в министерство культуры, я даже некоторое время не могла понять - Новруз, Сагаалган, Сабантуй... А где праздник русской культуры? Давно ли мы видели артистов именно в кокошниках и сарафанах? На это вопрос ответ дали сами жители нашего края. Недавно проводился социологический опрос по национальному самоопределению. Людей спрашивали: «Вы кто?» Большинство отвечали: «Гураны, забайкальцы». У нас более 100 народностей проживает. В этом отношении мы уникальны, у нас наша, многонациональная, забайкальская, ни на кого не похожая культура.

Как вы реагируете на мнения о ненужности кинофестиваля?

– Честно говоря, после первых кинофестивалей, когда я работала в Контрольно-счётной палате, я сама думала - зачем? некуда деньги тратить? Но потом увидела лица людей после общения с артистами... Когда приехал тот человек, которого ты видишь на экране, он стоит рядом с тобой, даёт автографы, ты с ним фотографируешься. Бабушки, дедушки, толпами, обнимались, благодарили. Пусть это не миллион населения Забайкальского края, а 5, 10, 25 тысяч человек, но они пришли и с большим удовольствием приобщились. После этого наша молодёжь начала создавать своё кино. Сейчас мы уже можем говорить, что у нас есть зачатки забайкальского кино.

– А «Цветущий багульник» нужен?

– Конечно. Вы хотите 43-летний фестиваль кончить на корню? Это фестиваль искусства. К сожалению, у нас нет такого коллектива в крае, который смог бы с симфоническим оркестром выйти или балетом, с чем-то масштабным выйти и порадовать зрителей. Это же приобщение нашего зрителя именно к высокому искусству. Мы даём возможность вживую посмотреть то, что они видят только по телевизору. Залы почти всегда полные. Уже который год продажа билетов начинается в январе, если не в декабре. К началу фестиваля порядка 50% билетов (а на некоторые концерты 100%) уже продано.

Культура отвечает за человека как за гармонично развитую личность. Есть такой указ президента РФ - «О национальной безопасности в РФ». Этим указом культура возведена в ранг приоритетов национальной безопасности страны. Мне кажется, этим всё сказано.

– Парад с колясками, шествие невест - это тоже про национальную безопасность?

– В первую очередь это патриотика в виде пропаганды семейных ценностей, традиций. И пусть это развлекательное, досуговое мероприятие, мы понимаем, что через эти вещи можно воспитать нашего зрителя.

- А вы могли бы пройти в таком шествии?

– Почему нет? Я за любой кипиш, кроме драки.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
25
ТОП 5
Мнение
Ампутировал себе ногу. Крысы атаковали. Морфин пропал. Новости недели
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Должен ли мужчина платить за женщину? Две забайкалки разбирают вопрос
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Объявления